КОРРЕЛЯЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-3-75-87
Аннотация
Статья посвящена описанию исследования корреляций профессионально важных качеств и эффективности профессиональной деятельности работников области «Человек – Человек». В исследовании приняли участие представители различных сфер занятости: образования, здравоохранения, обслуживания, а также менеджеры разных уровней. В качестве методической основы работы были использованы тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, тест самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема и В. Ромека, тест-опросник оценки социально-коммуникативной компетентности Е. И. Рогова, опросник «Стиль саморегуляции поведения – ССП–98» В. М. Моросановой, Р. Р. Сагиева, а также бланк-опросник оценки уровня эффективности трудовой деятельности, разработанный автором статьи и прошедший экспертную проверку, которую осуществляли ведущие специалисты и руководители из разных отраслей.
Результаты исследования показали статистически значимую корреляцию эффективности деятельности работников области «Человек – Человек» и таких их профессионально важных качеств, как стрессоустойчивость, терпимость к неопределенности, социальная смелость, социально-коммуникативные способности, позитивное самоотношение, отсутствие тенденции к самообвинению иизбеганию неудач. Востальном корреляции уровня икачества профессионализма и профессиональных компетенций у разных специальностей отличаются. Одним из ценных промежуточных итогов исследования, с точки зрения автора, являются полученные данные о высокой корреляции между степенью эффективности деятельности медицинских работников и их неуверенностью в себе, неумением планировать; а также между эффективно- стью косметологов-визажистов и их конформностью, отсутствием самоинтереса и инициативы в социальных контактах. Подобный материал пока не рассматривался ни одним ученым и требует дополнительного изучения.
Об авторе
И. В. ВласкинаРоссия
аспирант кафедры акмеологии и психологии управления Уральского государственного педагогическо- го университета, преподаватель психологии Уральского колледжа индустрии красоты
Список литературы
1. Акиндинова И. А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // Педагогические вести. 2003. No 5. С. 34.
2. Афанасьева Е., Иванова Н., Портнягина С. Как оценить эффективность сотрудников // Справочник по управлению персоналом. 2007. No 2. С. 52–57.
3. Банников В. В. Влияние социально-психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 145 с.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002. 512 с.
5. Кузьмин А. Б. Влияние системных компонент психической регуляции профессиональной деятельности на эффективность труда руководителя: дис... канд. психол. наук. Тверь, 2006. 156 с.
6. Лаврова Н. А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек» // Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития: тезисы московской межвузовской научно- практической конференции. М., 2003. С. 195.
7. Малебашева Г. В. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности военного психолога-женщины: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 138 с.
8. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. 193 с.
9. Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.04.2007 г. No 282. Электронная версия: http://www.minzdravsoc.ru/ docs/mzsr/orders/128.
10. Овчинникова И. В. Влияние самостоятельности мышления специалиста управленческого профиля на решение многовариантных задач: дис.... канд. психол. наук. Тверь, 2006. 196 с.
11. Отюгов А. А. Коммуникативные свойства человека как фактор эффективности его работы в сфере обслуживания (на примере водителей такси): дис. ... канд. психол. наук. Л., 1984. 151 с.
12. Порхун Л. В. Психологические технологии повышения продуктивности профессиональной деятельности социальных педагогов: дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2010. 207 с.
13. Примерные целевые показатели эффективности деятельности работников учреждений культуры, искусства, образовательных учреждений и науки, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации: согласованы с Российским профсоюзом работников культуры 23 июня 2010 г. No 03–12/73 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://culture.ulgov.ru/deyatelnost/metod_recomend/ 316.html.
14. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие. М., 1996. 529 с.
15. Слепко Ю. Н. Оценка эффективности деятельности учителя различными участниками педагогического процесса: авто- реф. дис.... канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 23 с.
16. Цветкова Л. А. Коммуникативная компетентность врачей- педиатров: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1994. 168 с.
17. Чайковская И. А. Исследование взаимосвязи самоотношения учителя и педагогического взаимодействия в системе «учитель – ученик»: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2000. 182 с.
18. Шебураков И. Б. Формирование толерантности государственного служащего к негативным психологическим воздействиям профессиональной среды: дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 184 с.
19. Якунина Ю. Е. Субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек-человек»: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
Рецензия
Для цитирования:
Власкина И.В. КОРРЕЛЯЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК». Образование и наука. 2013;1(3):75-87. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-3-75-87
For citation:
Vlaskina I.V. Correlation between the Professional Qualities and Effectivnessin SocialInterrelationsSpheres. The Education and science journal. 2013;1(3):75-87. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-3-75-87