Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

О научности педагогики (как избежать трансформации педагогической науки в идеологию)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-9-28

Полный текст:

Аннотация

Введение. Многочисленные декларативные официальные заявления о ключевой роли сферы образования и научно-педагогического знания в обеспечении благосостояния нации и устойчивого развития России в современном мире прямо противоречат ситуации, складывающейся в этой стратегически сверхзначимой социальной области. Так, при слиянии двух профильных академий (медицинских и сельскохозяйственных наук) с альма-матер – Российской академией наук (РАН) в число «избранных» не была включена Российская академия образования (РАО), что косвенно может свидетельствовать о «неполноценности» научной педагогики и ставит под сомнение ее миссию в развитии образования.

Цель статьи – обсуждение условий и предпосылок возможной утраты педагогикой своего научного статуса, ее трансформации в идеологию и подмены педагогических принципов развития образования идеологическими.

Методология и методы. В работе использовались методы системного, ретроспективного, сравнительного (компаративного) анализа, синтеза и обобщения.

Результаты и научная новизна. Рассмотрены истоки научной педагогики и сопоставлены ее сущностные определения в трудах классиков – К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля и др. – с современными трактовками научного статуса педагогической отрасли знания. Показано влияние на ее реорганизацию и содержательные преображения политических и социальных процессов, а также государственных структур управления. Доказывается, что проводимые в последние годы реформы российской науки последовательно ведут к потере педагогикой научного статуса, утрате академического принципа «наукой должны управлять ученые» и к превращению научных институтов в подведомственные структуры. Вопреки статье 13 Конституции Российской Федерации, утверждающей, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», происходит конверсия педагогики в идеологию. Заложенные классиками основы педагогики, предусматривающие присущее научному знанию ее эволюционное самостоятельное развитие, деформируются под воздействием текущих идеологических установок, отменяя конституционную гарантию (статья 44) о свободе литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Подчеркивается необходимость деполитизации образовательной сферы и педагогической науки, наметившаяся, но так и не состоявшаяся в конце ХХ века.

Практическая значимость. Оценки и выводы автора создают методологические предпосылки для развертывания дискуссии о миссии педагогической науки в современном российском обществе, корректировке научных реформ и освобождении образования от идеологического насилия.

Об авторе

И. П. Смирнов
Российская академия образования
Россия

Смирнов Игорь Павлович – доктор философских наук, член-корреспондент Российской академии образования

Москва


Список литературы

1. Батурин Ю. М. Рефлексивный анализ в социально-гуманитарном знании (Науковедение). Москва: РАН, 2017. С. 21.

2. Пинкевич А. П. Педагогика и марксизм. Москва: Работник просвещения, 1930. С. 323 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/pinkevich/ (дата обращения: 20.11.2019).

3. Толстой Л. Н. О народном образовании // Л. Н. Толстой. Собрание сочинений: в 22 т. Москва: Художественная литература, 1983. Т. 16. С. 6 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://rulitera.narod.ru (дата обращения: 20.11.2019).

4. Бахмутский А. Е. и др. Педагогика: учебник для студентов бакалавриата по направлению ««Педагогическое образование»» / под общ. ред. А. П. Тряпицыной. С.-Петербург, 2014. С. 241.

5. Водовозов В. И. Новый план устройства народной школы: по поводу книги «Заметки о сельских школах» С. Рачинского // Водовозов В. И. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1986. С. 3. (Педагогическая библиотека) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/w/wodowozow_w_i/text_1861_russ_narodnaya_pedagogika.shtml (дата обращения: 20.11.2019).

6. Каптерев П. Ф. Новая русская педагогика, ее главные идеи, направления и деятели. 2-е изд. Санкт-Петербург: Типография «В. Безобразовъ и Ко», 1914. 214 с.

7. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. Санкт-Петербург: Издание журнала «Русская школа», 1905. 146 с.

8. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. Институт теории и истории педагогики. Москва: АПН РСФСР, 1961. 696 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/blonsky_izbrannye-proizvedeniya_1961/ (дата обращения: 20.11.2019).

9. Пинкевич А. П. Краткий очерк истории педагогики. 2-е изд. Москва, 1930. 348 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/pinkevich_kratky-ocherk-istorii-pedagogiki_1930/fs,1/ (дата обращения: 20.11.2019).

10. Луначарский А. В. Доклад на III сессии ВЦИК 7-го созыва // Известия, 5 октября 1920 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://knigism.on-line/s/17815 (дата обращения: 20.11.2019).

11. Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления. Москва: Советская Россия, 1968. 376 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ruslit.traumlibrary.net

12. Крупская Н. К. Трудовое воспитание и политехническое образование // Педагогические сочинения в 10 т. Т. 4. Москва: АПН РСФСР, 1959. 630 с.

13. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т. 1. Москва: АПН РСФСР, 1957. 510 с.

14. Луначарский А. В. Социологические предпосылки советской педагогики // Педагогическая энциклопедия. Москва, 1927. Т. 1, стб. 1-10 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://knigism.online/s/17815

15. Пинкевич А. П. Советская педагогика за десять лет (1917-1927). 2-е изд. Москва: Работник просвещения, 1927. 145 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/pinkevich/

16. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. 2-е изд., доп. Москва: Мариос, 2011. 456 с.

17. Иванова С. В. Проблемы развития дидактических систем: философско-методологический контекст: монография. Москва: ФГНУ ИТИП РАО; ИЭТ, 2012. 160 с.

18. Логвинов И. И. Содержание и структура закономерностей процесса обучения (теория и эксперимент). Москва: ФГНУ ИТИП РАО; ИЭТ, 2012. 180 с.

19. Смирнов И. П. Российская академия образования: прошлое и будущее // Образование и наука. 2016; 9: 11-25 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-11-25

20. Зиновьев А. Идеология партии будущего. Москва: Алгоритм, 2018. С. 41 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.e-reading.life/book.php?book=70095


Для цитирования:


Смирнов И.П. О научности педагогики (как избежать трансформации педагогической науки в идеологию). Образование и наука. 2020;22(2):9-28. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-9-28

For citation:


Smirnov I.P. About the science of pedagogy (how to avoid the transformation of pedagogical science into ideology). The Education and science journal. 2020;22(2):9-28. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-9-28

Просмотров: 300


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)