Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Модель онтологической рефлексии формирования эколого-экономических ценностных ориентаций в процессе профессионального образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-53-77

Аннотация

Введение. В современной России нарастают свойственные развивающимся странам экологические проблемы, откладывание решений которых может привести к экономическому краху. Чтобы избежать экологической деградации, требуются коренные преобразования социально-экономических институтов. Прежде всего, необходим переход науки к парадигме, интегрирующей в себе аспекты экономического благополучия и экологической безопасности ныне живущих и будущих поколений людей. Транслятором такого синтеза может и должна быть система профессиональной подготовки.

Цель публикации – продемонстрировать и обосновать модель формирования эколого-экономических ценностных ориентаций субъектов профессионального образования, использование которой обеспечивает целостность, системность, непрерывность работы и паритетность действий всех участников учебно-воспитательного процесса.

Методология и методы. Проектирование модели осуществлялось с опорой на положения холистического, синергетического и профессиографического подходов; принципы личностного целеполагания, саморефлексии, экосинергизма и преемственности. Ведущим методом в исследовании был рефлексивный анализ.

Результаты и научная новизна. Сформулировано авторское определение эколого-экономических ценностных ориентаций, под которыми понимаются специфические образования в структуре сознания индивида, являющиеся субъективно идеальными образцами и объективными основаниями ответственной эколого-экономической деятельности личности, общественных институтов и производственных предприятий. Однако становление и развитие таких ориентаций в системе профобразования весьма затруднительно при отсутствии заказа рыночной экономики на наличие у специалистов способностей к принятию экономически эффективных и одновременно нравственных, с экологической точки зрения, решений. Сегодняшние выпускники неэкологических специальностей имеют поверхностные представления о природе и ее взаимосвязи с состоянием социума, практически не осведомлены об основах рационального природопользования и эколого-экономических рисках. В последние десятилетия все заметнее разрыв между образованием и научными достижениями в области генной инженерии, кибернетического производства, автотрофных и химико-биологических технологий с эксплуатацией искусственно выращенных живых систем и др., которые переворачивают прежние примитивные представления об экологии и могут поднять цивилизацию на новый уровень эволюции. Следует не только доносить новейшие открытия и экологические знания до студентов, но и пытаться изменить их мировоззрение, прививая экоцентрическую мораль. С этой целью была разработана модель онтологической рефлексии формирования эколого-экономических ценностных установок, в которой акцентируется, что профессиональная готовность в современном мире определяется не только набором определенных компетенций, но и умениями анализировать всю совокупность внешних экстерналий для предотвращения экологических угроз, не теряя при этом экономической выгоды от осуществляемой деятельности.

Практическая значимость. Авторы полагают, что внедрение в образовательную практику рефлексивной модели позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих всем набором профессиональных компетенций, ценностных ориентаций и личностных качеств, соответствующих реалиям нестабильного эколого-экономического состояния общества.

Об авторах

А. А. Саламатов
Челябинский государственный университет
Россия

Саламатов Артем Аркадьевич – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и регионального развития

SPIN-код 8243–9019, Author ID 427905

Челябинск



Д. С. Гордеева
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Гордеева Дарья Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики, управления и права

SPIN-код 7696–7671, Author ID 832523

Челябинск


Список литературы

1. Rozenberg G. S., Kostina N. V., Kudinova G. E., Rozenberg A. G. Environmental modernization: the basin approach on the example of the largest rivers in Asia and Europe // Bulletin of the Samara State University of Economics. 2014. T. 8. P. 25-34.

2. Ryabchuk P., Salamatov A., Gordeeva D., Gnatyshina E., Fedoseev A., Korneev D., Borisenko Y., Bazavlutskaia L., Yakupov V. Eco-Economic Security of the Region: Expanding the Management System for Assessing the State of Development // International Journal of Supply Chain Management. 2018. Vol. 7, № 6 (201). Available from: https://ojs.excelingtech.co.uk/index.php/IJSCM/article/view/2680 (date of access: 12.05.2019).

3. Бордовская Н. В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды // Человек и образование. 2013. № 2 (35). С. 4-11.

4. Зеер Э. Ф. и др. Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека: коллективная монография. Екатеринбург: РГППУ, 2008. 239 с.

5. Леонова Е. В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 124-131.

6. Новиков В. Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор [Электрон. ресурс] // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012. № 1. Режим доступа: www.psyedu.ru

7. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2007. 576 с.

8. Тулькибаева Н. Н., Большакова З. М. Педагогическая задача: смысл и функции // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 9/1. С. 206-213.

9. Гульянц С. М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 2. С. 40-52.

10. Загвязинский В. И. Наступит ли эпоха Возрождения? Стратегия инновационного развития российского образования. 2-е изд. Москва: Логос, 2015. 140 с.

11. Калашников В. Г. Контекстный подход к выработке критериев качества образовательных систем // Педагогика и психология образования. 2011. № 4. С. 11-14.

12. Ямбург Е. А. Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования // Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в системе образования: сборник статей международной научно-практической конференции. Москва: ERGO, 2004. С. 92-96.

13. Антишина А. В., Долматов А. В. Формирование экологической компетенции и культуры в процессе обучения и воспитания студентов // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 45-50.

14. Ермаков Д. С. Экологическая компетенция учащихся: содержание, структура, особенности формирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 1. С. 86-91.

15. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. 2003. № 3 (21). С. 86-96.

16. Даванков А. Ю. Современные методологические подходы к междисциплинарным исследованиям территориальных социо-эколого-экономических систем. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. 133 с.

17. Двинин Д. Ю. Уточнение понятия «экологический менеджмент» с целью его идентификации относительно других форм экологического управления // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 17. С. 18-23.

18. Рябинина Н. П. Модульное содержание построения эколого-экономического образования будущего учителя // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. № 4 (137). С. 24-28.

19. Саламатов А. А. Эколого-экономическая безопасность России: будущее в ретроспективе. Часть первая // Социум и власть. 2015. № 1 (51). С. 102-108.

20. Bainer D. L., Cantrell D., Barron P. Professional Development of Environmental Educators through Partnerships. Paper presented at the Annual Meeting of the North American Association for Environmental Education. Vancouver: British Columbia, Canada, August 15-19, 1997. 31 p.

21. Bucheit J., Dorn T., Matheny K. Collection and coding of Dissertation studies in environmental education and related fields. 1991-2000. Melbourne. Florida. U. S.: Unpublished master's research project. Florida Institute of Technology, 2006.

22. Otto S., Kaiser F. G. Ecological behavior across the lifespan: Why environmentalism increases as people grow older // Journal of Environmental Psychology. 2014. Vol. 40. P. 331-338.

23. Hurst M., Dittmar H., Bond R., Kasser T. The relationship between materialistic values and environmental attitudes and behaviors: A meta-analysis // Journal of Environmental Psychology. 2018. Vol. 36. P. 257-269.

24. Гордеева Д. С. Нерешенные проблемы непрерывного профессионального образования на стыке экологии и экономики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 63-68.

25. Моисеева Л. В., Барсанова М. В. Принцип коэволюции в образовании для устойчивого развития // Ноосферное образование в евразийском пространстве. Т. 7: в 2 кн. Санкт-Петербург: Астерион, 2017. 718 с. Кн. 1. С. 93-121.

26. Жилбаев Ж. О., Моисеева Л. В., Барсанова М. В. Педагогические основания образовательной политики в целях устойчивого развития Евразии // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 6. С. 9-28.

27. Глазачев С. Н., Перфилова О. Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы: учебное пособие. Москва, 2008. С. 12-34.

28. Мамедов Н. М. Новые грани экологического образования // Экологическое образование. 2011. № 4. С. 13-15.

29. Лефевр В. А. Рефлексия. Москва: Когито-центр, 2003. 496 с.

30. Baresia U., Vellab K. J., Sipea N. G. Bridging the divide between theory and guidance in strategic environmental assessment: A path for Italian regions // Environmental Impact Assessment Review Vol. 62. January 2017. P. 14-24.

31. Amin S. L’eccccchange inegal et la loi de la valeur // La fin d'un débat. 2018. № 7. P. 152.


Рецензия

Для цитирования:


Саламатов А.А., Гордеева Д.С. Модель онтологической рефлексии формирования эколого-экономических ценностных ориентаций в процессе профессионального образования. Образование и наука. 2020;22(2):53-77. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-53-77

For citation:


Salamatov A.A., Gordeeva D.S. The model of ontological reflection of ecological and economic value orientations formation in the process of vocational education. The Education and science journal. 2020;22(2):53-77. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-53-77

Просмотров: 3295


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)