Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Изучение реформы гуманитарного образования с точки зрения принципов образования, ориентированного на результат

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-78-97

Полный текст:

Аннотация

Введение. Концепция образования, ориентированного на результат (ООР), впервые предложенная педагогом У. Спейди в 1981 г., быстро снискала известность и популярность. В течение последующих 10 лет сформировались и были обоснованы методология и методика такого обучения, ставшего мейнстримом идей национальных образовательных реформ в США, Великобритании, Канаде и других странах. В настоящий момент технология и инструментарий ООР, несмотря на имеющуюся критику, сохраняют свою актуальность для развития и оптимизации системы гуманитарного образования.

Цель предпринятого автором статьи исследования состояла в анализе и обобщении теории ООР и практики применения его педагогических принципов для модернизации гуманитарного образования в Китае.

Результаты и научная новизна. В последние годы китайская система сертификации образования добилась заметного прогресса. Все больше университетов и колледжей в своей деятельности придерживаются стратегии повышения качества, включающей три основные составляющие – результаты обучения, личность студента и постоянное совершенствование. Те же приоритеты составляют сущность ООР, которое можно обозначить как особый тип эффективного педагогического проектирования. Кратко описаны особенности реализации данной модели обучения – структура учебного процесса, его этапы и характеристики. Рассмотрены возможности совершенствования гуманитарного образования с опорой на положения ООР, в котором ключевыми вопросами являются, чему именно и насколько успешно учатся студенты, а не каким образом, когда, где и в течение какого времени они обучаются.

Образовательный процесс, ориентированный на результат, подразумевает максимальное задействование индивидуальных когнитивных способностей учащихся для освоения ими компетенций, помогающих адаптироваться к будущей жизни. На первый план выходят не знания фактического материала (содержание осваиваемой программы), а умения и навыки их применения при решении конкретных задач. Учебные планы, образовательный процесс, его методы, инструменты корректируются, перестраиваются, заменяются, если они не способствуют развитию таких навыков и умений. То есть результаты обучения определяют его систему и выступают в таком случае не целью, а средством ее достижения. Структура результатов управляет всей образовательной деятельностью, причем их оценка осуществляется по четким изначально заданным критериям в сочетании с гибкими персонализированными требованиями, чтобы заставить студента полностью самореализовать личный потенциал в ходе освоения курса. Для этого, равно как и для улучшения исходного дизайна учебной программы, необходима оперативная постоянная обратная связь учащегося с преподавателем, который должен организовывать и фокусировать учебный процесс таким образом, чтобы каждый студент был уверен, что приобретаемый им опыт может гарантировать ему успех в дальнейшей профессиональной деятельности и жизни в целом.

Практическая значимость. Концепт ООР полностью соответствует нуждам и запросам современного общества и современного человека – не случайно подобное обучение стало одним из наиболее популярных во многих странах, в том числе в области гуманитарного образования Китая. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что и в гуманитарной сфере, например при преподавании иностранных языков, с помощью использования педагогического арсенала ООР можно добиться значительного улучшения качества подготовки студентов. Модель обучения, при которой практика важнее теории и понимание ценнее запоминания, полностью исключает традиционную бессмысленную «зубрежку» студентами учебной информации, дает возможность наладить непрерывный продуктивный диалог участников образовательного процесса, превращает классную комнату в лабораторию. Студент становится деятельным, инициативным, ответственным субъектом реализации своей индивидуальной образовательной траектории, а не пассивным потребителем информации, а преподаватель – его активным помощником и координатором обучения.

Об авторе

П. Ян
Шэньянский технологический университет
Китай

Пин Ян – доцент, степень магистра в области лингвистики, степень магистра в области переводоведения

Шэньян, провинция Ляонин, КНР



Список литературы

1. Li Z. Outcomes-based education teaching design. Teaching in China University. 2015; 6 (34): 32-39.

2. Chen S., Yin M. A comparative study on the practice and effect of OBE in higher vocational course. Journal of Guangdong Water Conservancy and Electric Power Vocational College. 2016; 4 (7): 39-42.

3. Shen T., Steven L. On the concept of outcomes-based education. Higher Education Management. 2016; 5 (9): 48-51.

4. Yan D. Analysis of the application of teaching methods under the outcomes-based education mode in higher vocational colleges. Heilongjiang Science. 2015; 2 (9): 132-127.

5. Spady W. Choosing outcomes of significance. Educational Leadership. 1994; 6 (51): 18-22.

6. Basim A.-J., Hazim A.-A. Curriculum assessment as a direct tool in ABET outcomes assessment in a chemical engineering programme. European Journal of Engineering Education. 2010; 35 (5): 480-505.

7. Petrova R., Tibrewal A., Sobh T. M. An electronic web-based assessment system. Journal of STEM Education. 2006; 7 (3, 4): 43.

8. Pan M., Shi H. Historical exploration of applied talents training. Jiangsu Higher Education. 2009; (1): 78-83.

9. Song B., Song X. Research on the classification of colleges and universities in Shandong Province. Ji Nan: Shandong University Press; 2012. p. 35-37.

10. Petrova R., Tibrewal A., Sobh T. M. An electronic web-based assessment system. Journal of STEM Education. 2006; 7 (3, 4): 44-57.

11. Yin N. Exploration on the quality of applied undergraduate talent training. Modern Education Science. 2012; (9): 137-139.

12. Wang J. Applicability of higher education. Education Research. 2013; (11): 171-176.

13. Wu Zh., Li J., Huang Ch. To adhere to five focuses, promote five modernizations reform, and train outstanding engineering and technical talents. Higher Engineering Education Research. 2013; (12): 125-130.

14. Guan T. Research and practice of application-oriented talents training mode in local colleges and universities. China Higher Education. 2018; (10): 135-140.

15. Zhang X., Lv Sh., Zha X. Research and practice of applied talent training mode. Jiangxi Education and Research. 2007; (12): 82-89.

16. Kong F. Road to building an applied university. Beijing: Peking University Press; 2006. p. 98-112.


Для цитирования:


Ян П. Изучение реформы гуманитарного образования с точки зрения принципов образования, ориентированного на результат. Образование и наука. 2020;22(2):78-97. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-78-97

For citation:


Yang P. Humanities education reform exploration and practice under outcomes-based education (OBE). The Education and science journal. 2020;22(2):78-97. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-78-97

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)