Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-143-170
Аннотация
Введение. Глубокие преобразования в российском обществе и укоренение в нем рыночных отношений повлекли за собой деформацию системы жизненных ценностей у граждан страны. Изменившиеся ценностные ориентации оказывают непосредственное влияние на профессиональное самоопределение представителей новых поколений, что требует иных, отличных от предшествующих форм профориентационной работы с подростками и молодежью с учетом как их мировоззренческих установок, так и нестабильной конъюнктуры рынка труда.
Цель изложенного в статье исследования состояла в изучении социальных условий и ценностей-ориентиров, от которых зависит выбор молодыми людьми, получающими высшее образование, своей профессиональной ниши и сферы трудовой занятости.
Методология и методы. Исходной методологической базой работы послужили принципы аксиологического и деятельностного подходов, а также теория социологии профессий. Основными эмпирическими методами социологического исследования были наблюдение и массовый анкетный опрос студентов, обучающихся на очных отделениях Уральского государственного горного университета (Екатеринбург) и Уральского института управления (Екатеринбург). Общая выборка респондентов составила 606 человек.
Результаты и научная новизна. Комплексно проанализированы трансформировавшиеся под воздействием внешних причин ценностная структура и профессиональные предпочтения молодых людей, их отношение к приобретаемой профессии и представления о ее роли в реализации собственных жизненных планов. Выяснилось, что половина опрошенных выбрала профиль обучения в вузе осознанно и собирается трудиться в дальнейшем по своей специальности. Но у трети респондентов выбор носил произвольно-стихийный характер, каждый пятый готов к любой трудовой занятости. Для многих вопрос о связи будущей работы с получаемым образованием остается открытым, что отчасти объясняется ангажируемой в российском обществе необходимостью наличия диплома об окончании вуза.
Выявлены факторы социально-профессионального самоопределения студенческой молодежи, главными из которых, согласно анкетным ответам, являются интересная работа и популярность профессии. В том, что избранная специальность сопряжена с интересной работой, которую 42,2% респондентов включили в список личных жизненных приоритетов, убежден каждый второй студент. Для молодых людей важен престиж будущей профессии, выражающийся, по их мнению, в высокой зарплате и востребованности на рынке труда. К таковым были причислены профессии врача, инженера, юриста, предпринимателя и государственного служащего. Большинство участников опроса считает осваиваемую ими специальность престижной и востребованной. Треть уверена, что она даст им возможность сделать карьеру и стать обладателями высокого социального статуса, при этом студенты понимают обязательность высокой квалификации и соответствия индивидуальных способностей и умений будущей профессии. Четвертая часть испытуемых надеется на то, что предстоящая работа поможет им реализовать свой потенциал. Вместе с тем каждый шестой студент (15,6%) выразил желание сменить направление подготовки, что говорит о разочаровании в профессии или изначально неверном ее выборе.
Сделан вывод о том, что профессиональное самоопределение молодежи определяется индивидуалистическими, конформистскими ценностями и мотивацией самоутверждения.
Практическая значимость. Материалы исследования и его результаты могут быть использованы для организации педагогического сопровождения процесса профессионализации студентов вузов и при разработке рекомендаций для проведения профориентационной работы среди школьников, учащихся колледжей и молодых рабочих.
Ключевые слова
Об авторах
И. А. КохРоссия
Кох Иван Адамович – доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры теории и социологии управления
Researcher ID 532417
Екатеринбург
В. А. Орлов
Россия
Орлов Владимир Анатольевич – соискатель
Researcher ID 532417
ЕкатеринбургСписок литературы
1. Косинцева Т. Д., Колтунова А. А. Жизненный мир российской студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2017. № 2 (53). С. 76-82.
2. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37-43.
3. Довейко А. Б. Образовательные ориентации вузовской молодежи в условиях рынка // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 37-44.
4. Стегний В. Н., Курбатова Л. Н. Социальный портрет современного студенчества // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 57-63.
5. Мансуров В. А., Юрченко О. В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 36-46.
6. Spenser H. The Principles of Sociology. Abridged by Stanislav Andreski. London: Macmillan, 1969. 821 p.
7. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. Москва: Прогресс, 1990. C. 707-735.
8. Parsons T. Professions. International Encyclopedia of the Social Sciences. New York: The Macmillan Company & The Free Press, 1968. P. 530-544.
9. Gelmez O. S. O., Hatiboglu B., Öngen C. Pathways from personal towards professional values: Structured small-group work with social work students // Education as Change. 2019. Vol. 23. DOI: 10.25159/1947-9417/4418
10. Nylen A., Daniels M., Pears A., Cajander A., McDermott R., Isomottonen V. Why are We Here? The Educational Value Model (EVM) as a Framework to Investigate the Role of Students' Professional Identity Development (Conference Paper) // Proceedings of the 48th Institute of Electrical and Electronics Engineers (IEEE) Frontiers in education conference 2018 (FIE 2018): fostering innovation through diversity. San Jose, USA; 2018. Piscataway: IEEE [online]. https://doi.org/10.1109/fie.2018.8659055
11. Стендинг Г. Прекариат: новый опасный класс. Москва: Ad Marginem, 2014. 328 с.
12. Пальянова М. П., Пахомова Е. А. и др. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях рынка труда в системе образования Германии // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 192-197.
13. Saveleva N. N., Shalaeva M. V. Experience of school and higher school integration: Formation of engineering thinking by pupils // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9. P. 1832-1839.
14. Зеер Э. Ф., Павлова А. М и др. Основы профориентологии. Москва: Машиностроение, 2016. 160 c.
15. Ретивина В. В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2019. Т. 29, № 1. С. 57-63. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-57-63
16. Блинов В. И. и др. Методика профессионального обучения. Москва: Юрайт, 2019. 219 с.
17. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. Москва: Academia, 2008. 320 с.
18. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 6. С. 2-7.
19. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. Москва: Перо, 2019. 24 с.
20. Rokeach М. The nature of human values. New York, 1973. 438 p.
21. Гарванова М. З., Гарванов И. Г. Исследование ценностей в современной психологии // Современная психология: материалы III Международной научной конференции. Казань, октябрь 2014 г. Казань: Бук, 2014. С. 6-8.
22. Шафранов-Куцев Г. Ф., Толстогузов С. Н. Профориентационные практики вуза. Монография. Москва: Логос, 2014. 196 с.
23. Parsons T. Professions: International Encyclopedia of the Social Sciences. New York: The Macmillan Company & The Free Press., 1968. P. 536-547.
24. Сорокин П. А. Социокультурная динамика. Москва: Директ-Медиа, 2007. 344 с.
25. Миронов М. П., Павлов Б. С., Попов В. Г. Выбор и освоение профессии риска как социологическая проблема. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, УрАГС, 2006. 233 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи. Образование и наука. 2020;22(2):143-170. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-143-170
For citation:
Koch I.A., Orlov В.A. Values and professional identity of student-age population. The Education and science journal. 2020;22(2):143-170. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-143-170