Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Анализ некоторых факторов влияния на успеваемость студентов колледжа: на примере обучения информатике

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-171-196

Полный текст:

Аннотация

Введение. За последние годы структура и содержание подготовки специалистов среднего профессионального образования (СПО) значительно улучшились. О повысившейся популярности системы СПО говорит тот факт, что более половины российских подростков после окончания основной ступени средней школы становятся абитуриентами техникумов и колледжей. Чтобы более эффективно управлять их обучением, среди прочих мер необходима диагностика мотивации зачисленных студентов на этапе поступления в учебное заведение и выявление степени осознанности их выбора будущей профессии, так как от этих факторов прямо зависит успешность освоения образовательных программ.

Цель изложенной в публикации работы – вскрыть тенденции влияния на уровень знаний по информатике у студентов колледжей их результатов на основном государственном экзамене (ОГЭ) по завершении 9-го (выпускного) класса общеобразовательной школы и субъективных причин предпочтения системы СПО для продолжения обучения и обретения профессии.

Методы и методики. Проведены аналитический обзор и обобщение содержания научных источников, посвященных проблемам профессионального выбора и стимулам обучения. Диагностика мотивации студентов колледжей Москвы, Московской области и регионов России осуществлялась методами тестирования, опросов и анонимного анкетирования. Полученные данные обрабатывались с помощью корреляционного, дисперсионного и регрессионного анализа; степень статистической достоверности результатов оценивалась посредством вычисления t-критерия Стьюдента и F-критерия Фишера.

Результаты и научная новизна. Произведены расчеты числовых показателей взаимосвязи успеваемости студентов по информатике и сдачи ОГЭ, оснований выбора СПО и специальности. Построены графики и аппроксимирующие кривые, доказывающие обусловленность степени успешности усвоения указанной дисциплины в колледже фактором аттестации по соответствующему предмету на ОГЭ в школе. В регионах России данный фактор гарантирует более высокий уровень знаний по информатике примерно на 20%, в Московской области – на 10%. Собраны статистические данные о профессиональных ориентациях респондентов. Представлена регрессионная модель, демонстрирующая воздействие мотивационных установок учащихся на их подготовку по рассматриваемой дисциплине. Выяснено, что наибольшее положительное влияние в этом плане имеют мотивы «последующее поступление в профильный вуз», «получение профессии», «деловое отношение к профессии» и «престиж профессии». Дисперсионный анализ подтвердил детерминированность результатов обучения мотивами выбора СПО и профессии. Сделан вывод о том, что к причинам низкой или средней успеваемости студентов относится не только их слабая мотивация к обучению, но и состояние всей системы образования, включая институты ОГЭ и ЕГЭ, а также отсутствие четких критериев отбора абитуриентов в СПО. Желание учиться, чтобы получить конкретную специальность, ее осознанный выбор, престижность, напротив, позитивно отражаются на итогах освоения информатики.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны преподавателям системы СПО и специалистам, занимающимся профориентационной работой.

Об авторах

Л. В. Губина
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия

Губина Людмила Викторовна – кандидат экономических наук, доцент кафедры информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им. В. В. Дика

Москва


Т. В. Алексеева
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия

Алексеева Тамара Владимировна – доцент кафедры информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им. В. В. Дика

Москва


О. А. Страхов
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия

Страхов Олег Алексеевич – кандидат технических наук, заведующий кафедрой информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий имени В. В. Дика

Москва



Список литературы

1. Кравцов С. C. Дилемма выбора - школьники массово идут в колледжи // Образование в Москве [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://obrmos.ru/go/go_coll/Articles/go_coll_art_59.html (дата обращения: 21.03.2019).

2. Жданова Л. Г. Некоторые особенности мотивации обучения студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XIX Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2012. С. 73-78.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 512 с. (Серия «Мастера психологии»).

4. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. Litres, 2017. 459 c.

5. Чиркина С. Е. Мотивы учебной деятельности современного студента // Образование и саморазвитие. 2013. № 4 (38). С. 83-89.

6. Клепикова Н. М. Особенности мотивации учебной деятельности студентов в зависимости от формы обучения // Baikal Research Journal. 2019. Т. 10, № 2. DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(2).5

7. Белякова Н. В., Романова А. В., Карпов В. Ю., Иванов Д. А. Исследование мотивации учебной деятельности студентов социального вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 10 (176).

8. Гордеева Т. О. Мотивация: новые подходы, диагностика // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 38-53. DOI: 10.17223/17267080/62/4

9. Жукова Т. В. Особенности психологической готовности к обучению в педагогическом вузе студентов с различной мотивацией // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1. С. 317-320.

10. Прошкова З. В. В колледж после 9-го класса: мотивы личного и семейного выбора // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: VIII Международной научно-практической конференции: сборник статей. Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 11.

11. Ляшенко М. В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11, № 1. С. 53-73. DOI: 10.14529/ped190107

12. Мерзлякова О. В. ТРИЗ как фактор становления учебной мотивации у студентов СПО в условиях внедрения ФГОС // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 1 (2). С. 112-114.

13. Тиханова Е. А. Проблемы формирования учебной мотивации у студентов 1 курса в образовательных учреждениях СПО // Наука и образование: новое время. 2015. № 1 (6). С. 320-324.

14. Демаков Д. А., Пермякова А. В., Половников Л. В. Влияние учебной мотивации на профессиональное становление студентов СПО // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 39 (81). С. 108-110.

15. Федорова О. Н. Сравнение мотивационных сфер студентов колледжа и учащихся других типов учебных заведений // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2, № 3. С. 31-37.

16. Muenks K., Wigfield A., Yang J. S., O’Neal C. R. How True Is Grit? Assessing Its Relations to High School and College Students’ Personality Characteristics, Self-Regulation, Engagement, and Achievement // Journal of Educational Psychology. 2017. Vol. 109, № 5.

17. Yilmaz E., Şahin M., Turgut M. Variables Affecting Student Motivation Based on Academic // Publications Journal of Education and Practice. 2017. Vol. 8, № 12.

18. Marić M., Sakač M. Individual and social factors related to students’ academic achievement and motivation for learning // Suvremena psihologija. 2014. № 17 (1). С. 63-79.

19. Rizkallah E. G., Seitz V. Understanding student motivation: a key to retention in higher education // Scientific Annals of Economics and Business. 2017. № 64 (1). Р. 45-57.

20. Судуткина И. А. Мотивация учебной деятельности студентов СПО. Саранский государственный промышленно-экономический колледж. Саранск, 2015 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sgpek.ru/files/lsep/motiv.pdf (дата обращения: 20.07.2019).

21. Oliveira Í. M., Taveira M. D., Porfeli E. J. Career Preparedness and School Achievement of Portuguese Children: Longitudinal Trend Articulations // Frontiers in Psychology. 2017. Apr 24. № 8. С. 618. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00618

22. Гриншпун С. С. Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе // Школа и производство. 1994. № 6. С. 11-12.

23. Халафян А. А. STATISTICA 6. Статистический анализ данных: учебник. Москва: Бином-Пресс, 2008. 512 с.

24. Алексеева Т. В., Губина Л. В. Технология подготовки инновационных специалистов для современного бизнеса // Научное обозрение: теория и практика. 2018. № 9. С. 74-79.

25. Ведута О. В. Особенности формирования профессиональной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 1 (29). С. 63-70.


Для цитирования:


Губина Л.В., Алексеева Т.В., Страхов О.А. Анализ некоторых факторов влияния на успеваемость студентов колледжа: на примере обучения информатике. Образование и наука. 2020;22(2):171-196. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-171-196

For citation:


Gubina L.V., Alekseeva T.V., Strakhov O.A. Analysis of some factors influencing the performance of college students: An example of Computer Science education. The Education and science journal. 2020;22(2):171-196. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-171-196

Просмотров: 174


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)