Периодизация развития начального и среднего технического и ремесленного образования Башкортостана
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-148-171
Аннотация
Введение. Профессиональное образование всегда было и остается сегодня одним из главных факторов успешного устойчивого развития общества в целом и отдельной личности в частности. Поэтому в государственной политике разных стран мира, в том числе и России, повышенное внимание уделяется тем институтам, которые занимаются обучением специалистов для ведущих секторов экономики и производства. Для выработки эффективных политических мер и прогнозирования их результативности крайне важно выявление потенциала национальной системы профобразования, изучение ее фазисных изменений и векторов эволюции, рефлексия и обобщение имеющегося опыта организации системы и поддержки ее функционирования на общегосударственном и региональном уровнях.
Цель изложенного в публикации исследования состояла в выделении и характеристике основных периодов развития начального и среднего технического и ремесленного образования одного из крупных регионов России Республики Башкортостан.
Методология и методы. Работа базировалась на системном и цивилизационном подходах. Ретроспективный анализ проводился с опорой на историко-типологический и сравнительно-сопоставительный методы, а также на две концептуальные модели. В первой педагогический процесс рассматривается как целостная, детерминированная конкретно-историческими условиями система. В другой, сконструированной одним из авторов настоящей статьи, ведущими являются логика и структура этого процесса в современном его осмыслении. В совокупности эти концепции позволяют адекватно представить историко-педагогический опыт и экстраполировать его на современную образовательную теорию и практику.
Результаты и научная новизна. Обозначены социально-экономические, педагогические, организационно-управленческие факторы периодизации развития системы начального и среднего технического и ремесленного образования Башкортостана. Впервые на локальном республиканском уровне выделены и описаны основные фазы обсуждаемого процесса – начиная с доинституциональной стадии и до наших дней. Показано, что траектория поэтапного становления и совершенствования исследуемых направлений и ступеней профессиональной подготовки на территории республики обусловлена общими законами развития социальных структур. Несмотря на определенную специфику, обнаруженные тенденции в области регионального образования вполне соотносятся с общероссийскими процессами.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны и уже используются при разработке программ подготовки профессиональных кадров, в частности они обогащают содержание таких дисциплин, как «История педагогики и образования», «История», различных спецкурсов и учебных разделов, освещающих вопросы состояния и перспектив технического и ремесленного образования. Кроме того, материалы изыскания могут найти применение при выстраивании региональной образовательной политики.
Ключевые слова
Об авторах
Т. М. АминовРоссия
Аминов Тахир Мажитович – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии
Scopus Author ID 56275463900
Уфа
Р. М. Асадуллин
Россия
Асадуллин Раиль Мирваевич – доктор педагогических наук, профессор, Председатель Комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту
Уфа
Список литературы
1. Аминов Т. М. Становление системы государственного образования в дореволюционной Башкирии // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 3 (52). С. 99–111.
2. Богуславский М. В. Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы. Москва: ИСРО РАО, 2016. 118 с.
3. Веселов А. Н. Из истории низшего профессионально-технического образования в России // Ученые записки Курского государственного педагогического института. 1942. № 2. С. 135–166.
4. Дорожкин Е. М., Ефанов А. В., Бычкова Е. Ю. Подготовка ремесленников в современных социально-экономических условиях // Акмеология профессионального образования: материалы 15-й международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2019. С. 52–57.
5. Ефанов А. В. Становление ремесленной деятельности и ремесленного образования в современной России // Вестник Мининского университета. 2014. № 4. С. 80–89.
6. Ефанов А. В., Моисеев А. В. Становление институциональных форм ремесленного обучения в Уральском регионе в XVII – XVIII вв. // Образование и наука. 2014. № 7 (116). С. 103–114.
7. Жураковский В. М. и др. История среднего профессионального образования в России. Москва: НМЦ СПО, 2000. 704 с.
8. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. Москва, 1994. 265 с.
9. Кузьмин Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск, 1971. 279 с.
10. Гудков Г. Ф., Гудкова З. И. Из истории южноуральских горных заводов XVIII–XIX веков. Историко-краеведческие очерки. Ч. 1. Уфа, 1985. 424 с.
11. Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с.
12. Аминов Т. М. Система профессионального образования в регионах дореволюционной России (на примере Башкирии) // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 244–262.
13. Мирсаитова С. Г. Народное образование на Южном Урале в первой половине XIX века: в 2 ч. Екатеринбург, 2000. Ч. 2. 92 с.
14. Aminov T. М. The Structure and Logic of the Pedagogical Process as the Basis of the Conception of Historical and Actual Pedagogical Research // Life Science Journal. 2014. 11 (11). Р. 544–547.
15. Днепров Э. Д. и др. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX в. – начало XX в. Москва: Педагогика, 1991. 445 с.
16. Маркелова Л. Н. Среднее профессиональное образование Башкортостана 1925–1985 гг.: становление и развитие. Стерлитамак, 2005. 185 с.
17. Аминов Т. М. Начальное профессиональное образование // Башкирская энциклопедия. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2008. Т. 4. С. 377–378.
18. Алмаев Р. З. Фабрично-заводское обучение // Башкирская энциклопедия. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2008. Т. 7. С. 5.
19. Ronzhina N. V., Fominykh E. A., Voronina A. A., Igishev K. A., Arkhipova A. A. The Problems of Professional Becoming of Learning Personality in the Age of Social Integration and Globalization // Humanities & Social Sciences Reviews. 2019. № 7 (4). P. 1086–1092. Available from: https://doi.org/10.18510/hssr.2019.74148 (дата обращения: 19.09.2019).
20. Chapaev N. K., Efanov A. V., Bychkova E. Yu., Dorozhkin E. M. The problem of legitimizing craft activities and professional craft education in Russia // GCPMED 2018 – International Scientific Conference «Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development». Samara, 06–08 December 2018. Available from: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/GCPMED%202018F003.pdf (date of access: 19.09.2019).
21. Fominykh M. V., Uskova B. A., Lukinykh V. S., Chapaev N. K., Shreyner R. T., Smolin G. K. The Role of Professional Education in the System of Education in the Netherlands, Belgium and Russia // Espacios. 2018. № 39 (05). P. 11. Available from: http://www.revistaespacios.com/a18v39n05/18390511.html (дата обращения: 19.09.2019).
22. Асадуллин Р. М. Профессиональное образование Башкортостана: модели инновационного развития // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 4 (59). С. 7–11.
23. Iskhakov R. H., Scherbina E. Yu., Korotaev I. S., Sosnin A. S. Methodological approaches in organizing and conducting professional mobile practice // Espacios, 2018. № 39 (17). P. 19. Available from: http://www.revistaespacios.com/a18v39n17/a18v39n17p19.pdf (date of access: 19.09.2019).
24. Dorozhkin E. M., Zeer E. F., Shcherbina E. Y. Training Modernization Strategy of the Teachers of Vocational Education // Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017. № 12 (Special Issue 11). P. 9061–9067. Available from: http://medwelljournals.com/abstract/?doi=jeasci.2017.9061.9067 (date of access: 19.09.2019).
25. Zyrianova N. I., Dorozhkin E. M., Zaitseva Y. V., Korotayev I. S., Shcherbin M. D. Trends in and principles of training vocational teachers // International Journal of Engineering & Technology. 2018. № 7 (2.13). P. 200–204. Available from: https://www.sciencepubco.com/index.php/ijet/article/view/11687 (date of access: 19.09.2019).
26. Vershitskaya E. R., Mikhaylova A. V., Gilmanshina S. I., Dorozhkin E. M., Epaneshnikov V. V. Present day management of universities in Russia: prospects and challenges of e-learning // Education and Information Technologies. 2019. № 25. P. 611–621. Available from: https://doi.org/10.1007/s10639–019–099780 (date of access: 19.09.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Аминов Т.М., Асадуллин Р.М. Периодизация развития начального и среднего технического и ремесленного образования Башкортостана. Образование и наука. 2020;22(3):148-171. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-148-171
For citation:
Aminov T.M., Asadullin R.M. Periodisation of Primary and Secondary Technical and Vocational Education Development in the Republic of Bashkortostan. The Education and science journal. 2020;22(3):148-171. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-148-171