Проблемы становления отечественной системы подготовки кадров для профессионально-технических учебных заведений: историко-генетический анализ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-172-204
Аннотация
Введение. В России главной предпосылкой научно-промышленных модернизаций всегда было достижение критических точек отставания в развитии от передовых западных стран, когда проведение реформ становилось решающим условием обеспечения национальной безопасности и самого выживания государства. Важнейшим вопросом на каждом историческом модернизационном витке была подготовка научных и промышленных кадров, осуществлявшаяся в соответствии с очередными стратегическими задачами.
Целями изложенного в статье исследования являлись экспертная оценка эффективности применявшихся в советский и постсоветский периоды механизмов пополнения и воспроизводства кадрового состава системы подготовки квалифицированных рабочих; определение роли и значения профессионально-педагогического образования (ППО) на разных исторических этапах и исходя из этого прогнозирование возможных путей его дальнейшего развития.
Методология и методы. В качестве основного методологического инструментария в работе использовался историко-генетический подход, позволяющий проследить и осмыслить логику столетнего процесса формирования советско-российской модели профессионально-технического образования, проанализировать существовавшие и имеющиеся запросы на подготовку педагогов и мастеров производственного обучения, изменяющиеся как по масштабам, так и по требованиям, в первую очередь – к уровню квалификации и общей культуры, и обозначить спектр наиболее продуктивных форм их удовлетворения.
Результаты и научная новизна. Посредством комплексного аналитического обзора исторической литературы, документальных источников и статистических данных изучены особенности поэтапного становления российской системы подготовки квалифицированных рабочих кадров. В этом контексте рассмотрены принципы комплектования корпуса преподавателей и мастеров производственного обучения. С опорой на исторические факты сделан вывод о хроническом запаздывании реструктуризации ППО по отношению к насущным нуждам стационарной системы подготовки молодых рабочих.
Вскрыты причины отсутствия на протяжении почти всего советского периода истории адекватных размаху и сложности решаемых задач целостной концепции и общей программы подготовки преподавателей и мастеров для сферы профессионально-технического образования. Установлена прямая связь с этими упущениями кризиса системы Государственных трудовых резервов, оказавшейся в конце 1950-х гг. неспособной адаптироваться к технологическим переменам в промышленности и сельском хозяйстве, несмотря на попытки организовать специализированные учебные заведения. Даны объяснения сохранявшимся в 1960–1970-е гг. серьезным проблемам обеспечения профтехучилищ педагогами. Вместе с тем наряду с продолжавшейся поддержкой тактики «залатать кадровые дыры» за счет административного направления на работу в ПТУ квалифицированных рабочих и грамотных управленцев началось создание сети индустриально-педагогических техникумов. Следующим логическим звеном стало открытие в 1978 г. Свердловского инженерно-педагогического института (СИПИ), положившего начало формированию системы специализированного высшего ППО. Ныне это Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), в котором продолжают развиваться идеи интеграции отраслевой и психолого-педагогической подготовки, позволяющие обучать профессионально грамотных, мобильных специалистов необходимой в современных условиях квалификации.
Практическая значимость. Материалы статьи могут быть полезны для историков образования, педагогов, теоретиков и практиков развития системы профобразования.
Ключевые слова
Об авторах
Е. М. ДорожкинРоссия
Дорожкин Евгений Михайлович – доктор педагогических наук, профессор, ректор
Екатеринбург
И. А. Черноскутова
Россия
Черноскутова Инна Анатольевна – кандидат экономических наук, директор
Москва
Список литературы
1. Алексеев В. В. Трансформация российской цивилизации в XX веке // Индустриальная Россия / под ред. В. Д. Камынина. Екатеринбург: УМЦ-УПИ, 2012. 480 с.
2. Matthews M. The 'State Labour Reserves': An Episode in Soviet Social History // The Slavonic and East European Review. 1983. Vol. 61, № 2. P. 238–251.
3. Filtzer D. Soviet Workers and Late Stalinism: Labour and Restoration of the Stalinist System after World War II. Cambridge: University Press, 2002. 294 p.
4. Kragh M. Soviet Labour Law during the Second World War // War in History. 2011. Vol. 18, № 4. P. 531–546.
5. Kucherenko O. State v. Danila Kuz′mich: Soviet Desertion Laws and Industrial Child Labor during World War II // The Russian Review. 2012. Vol. 71, is. 3. P. 391–412.
6. Скворцова С. Г. Система учебных заведений профессионально-технического образования в Башкирии в 1920–1930-е годы // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 231–236.
7. Цориева И. Т. Развитие системы профессионально-технического образования в Северной Осетии в 1940–1980-е гг. // Известия СОИГСИ. 2015. № 16. С. 58–64.
8. Ряженова В. С. Развитие профессионально-технического образования в Восточном Забайкалье в 1940–1991 гг.: историография и проблематика вопроса // Январские исторические чтения, посвященные памяти Ю. П. Шагдурова. Улан-Удэ, 2017. С. 163–166.
9. Дирвук Е. П. Основные этапы становления и институционального развития системы учреждений профессионально-технического образования в Республике Беларусь // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. 2016. № 1. С. 1–8.
10. Валько Е. Е. Формирование основ профессионально-технической системы образования в рамках государственного законодательства в 1920–1940-е гг. // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 219–221.
11. Силин А. В. Начальный этап создания системы Государственных трудовых резервов накануне Великой Отечественной войны (на материалах Европейского севера России) // Вестник Северного (арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 2. С. 27–35
12. Драчиков Ф. В. Перестройка системы государственных трудовых резервов на военный лад в 1941–1943 годах (на материалах Нижнего Поволжья) // Вестник Челябинского университета. 2012. № 16. Серия: История. Вып. 51. С. 66–68.
13. Павленко Г. К. Трудовые резервы Южного Урала в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Инновационное развитие профессионального образования. 2015. № 1. С. 166–171.
14. Захаровский Л. В. Советская модель профессионально-технического образования: актуализация опыта в современных условиях: монография. Екатеринбург: РГППУ, 2015. 103 с.
15. Matthews M. Education in the Soviet Union: Policies and Institutions since Stalin. London: Allen and Unwin, 1982. 239 p.
16. Filtzer D. The Hazards of Urban Life in Late Stalinist Russia: Health, Hygiene, and Living Standards, 1943–1953. Cambridge: University Press, 2010. 401 p.
17. Kucherenko O. Without a Family: Public Order, Social Welfare and Street Children in the Wartime Soviet Union // Australian Journal of Politics and History. 2012. Vol. 58, is. 3. P. 421–436.
18. Coumel L. L'appareil du parti et la reforme scolaire de 1958. Un cas d'opposition a Hruščev // Cahiers du monde russe. 2006. Vol. 47, № 1. P. 173–194.
19. Соколов Б. А. Основные этапы развития инженерно-педагогического образования // История инженерно-педагогического образования: сборник научных трудов. Москва: МИИСП, 1990. 102 с.
20. Сердюков А. А. Педагогические кадры профессионально-технической школы России (1959–1985): монография. Екатеринбург: УрГПУ, 2001. 147 с.
21. Жученко А. А., Романцев Г. М., Ткаченко Е. В. Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание. Екатеринбург: УрГППУ, 1999. 234 с.
22. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург, 2001. Екатеринбург: УрГППУ, 2001. 330 с.
23. Захаровский Л. В., Разинков С. Л. Эвакуация и реэвакуация учебных заведений и учащихся Государственных трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны // Научный диалог. 2019. № 11. С. 306–322. DOI:10.24224/2227–1295–2019–11–306–322
24. Тенчурина Л. З. Подготовка и повышение квалификации профессионально-педагогических кадров в России (1920–1990): учебное пособие. Москва: Высшая школа, 2000. 228 с.
25. Федоров В. А., Третьякова Н. В. Профессионально-педагогическое образование в России: историко-логическая периодизация // Образование и наука. 2017. № 3. С. 93–119 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994–5639–2017–3-93–119 (дата обращения: 20.12.2019).
26. Леднев В. П. Профессионально-педагогическое образование на Урале: становление и развитие. Екатеринбург: РГППУ, 2004. 142 с.
27. Дорожкин Е. М., Щербина Е. Ю. Тенденции развития профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований // Образование и наука. 2013. № 6. С. 65–74 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994–5639–2013–6-65–74 (дата обращения: 20.12.2019).
28. Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф. Методология профессионально-педагогического образования: теория и практика (теоретико-методологические основания профессионально-педагогического образования // Образование и наука. 2014. № 9. С. 4–20 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/19945639–2014–9-4–20 (дата обращения: 20.12.2019).
29. Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф., Шевченко В. Я. Научно-образовательная панорама модернизации подготовки педагогов непрерывного профессионального образования // Образование и наука. 2017. № 1. С. 63–81 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994–5639–2017–163–81 (дата обращения: 20.12.2019).
30. Тенчурина Л. З. Содержание подготовки педагогов профессионального образования. Москва: МГАУ им. В. П. Горячкина, 1993. 81 с.
Рецензия
Для цитирования:
Дорожкин Е.М., Черноскутова И.А. Проблемы становления отечественной системы подготовки кадров для профессионально-технических учебных заведений: историко-генетический анализ. Образование и наука. 2020;22(3):172-204. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-172-204
For citation:
Dorozhkin E.M., Сhernoskutova I.A. The Problems of Formation of the National System of Personnel Training for Vocational Schools: Historical and Genetic Analysis. The Education and science journal. 2020;22(3):172-204. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-172-204