Университетское управление в зеркале западной социологии высшего образования
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-37-66
Аннотация
Введение. В последние десятилетия в социологии активно разрабатываются вопросы управления системой высшего образования. Актуальность этой тематики обусловлена увеличивающейся значимостью деятельности университетов в жизни общества и конфликтным положением внутри научно-образовательных организаций, сложившимся по причине неоднозначного отношения академического сообщества к университетскому менеджменту и предпринимательской модели управления вузами.
Цель изложенного в статье изыскания - осмысление и обобщение западных социологических исследований, посвященных проблемам университетского управления.
Методология и методы. Работа базировалась на методологии компаративного анализа. В ходе аналитического обзора был рассмотрен международный и имеющийся в отдельных странах опыт изучения университетского управления.
Результаты и научная новизна. Выделены и описаны социальные предпосылки, противоречия и последствия трансформации управленческих практик в университетах. Охарактеризованы теоретические модели данных практик, типы и виды взаимодействия корпуса университетского менеджмента с академическим сообществом, а также процесс профессионализации управленцев, занятых в высшей школе.
С критических позиций представлены идеи, дискуссии и новые тенденции социологических исследовательских проектов университетского управления в США, Канаде, Франции, Англии, Испании, Германии, Голландии, в скандинавских и других западных государствах, выбор которых объясняется развитостью в них социологии как науки и реальными достижениями в их системах высшего образования. Констатируется, что на протяжении продолжительного периода ведущие западные социологи не просто фиксировали объективные эволюционные изменения в обсуждаемой сфере, их результаты и количественные показатели, но и вскрывали суть антиномических явных и латентных процессов, сопровождающих реформирование университетов и их административных структур. Подчеркивается, что этим ученым удалось показать сквозь призму социологии квинтэссенцию социальных отношений, поведенческих стратегий, ценностных систем, складывающихся в университетском сообществе и служащих главным ресурсом развития современных вузов.
Практическая значимость. Очевидно, что российская высшая школа движется по тем же траекториям, что и западные университеты, и маловероятен ее уход с этой колеи, поэтому при разборе плюсов и минусов зарубежного опыта авторы статьи пытались выяснить перспективы отечественной системы высшего образования и возможные векторы развития его управления. В связи с этим материалы публикации могут быть полезны как социологам высшего образования, так и практикам, работающим в сфере университетского управления.
Ключевые слова
Об авторах
П. А. АмбароваРоссия
Амбарова Полина Анатольевна - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Института государственного управления и предпринимательства; Researcher ID R-6839-2016; Scopus Author ID 56766006000.
Екатеринбург
Г. Е. Зборовский
Россия
Зборовский Гарольд Ефимович - доктор философских наук, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Института государственного управления и предпринимательства; Researcher ID E-6142-2014; Scopus Author ID 6505899907.
Екатеринбург
Список литературы
1. Peterson M. The Study of Colleges and Universities as Organizations // Sociology of Higher Education: Contributions and their Context / ed. by P. J. Gumport. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2007. P. 147-183.
2. Traianou A. The Erosion of Academic Freedom in UK Higher Education / / Ethics in Science and Environmental Politics. 2015. Vol. 15, № 1. P. 39-47.
3. Hammersley M. Can Academic Freedom be Justified? Reflections on the Arguments of Robert Post and Stanley Fish // Higher Education Quarterly. 2016. Vol. 70, № 2. P. 108-126.
4. Miller B. Free to manage? A neo-liberal defense of academic freedom in British higher education // Journal of Higher Education Policy and Management. 2014. Vol. 36, № 2. P. 143-154.
5. Brew A., Boud D., Lucas L., Crawford K. Academic artisans in the research university // Higher Education. 2018. Vol. 76, № 1. P. 115-127.
6. Bourdieu P. Homo academicus. Paris: Les Editions de Minuit, 1984. 320 p.
7. Bourdieu P. La noblesse d'Etat: grandes ecoles et esprit de corps. Paris: Les Editions de Minuit, 1989. 568 p.
8. Veblen T. The higher learning in America: a memorandum on the conduct of universities by business men. New York: B. W. Huebsch, 2018. 285 p.
9. Parsons T., Platt G. The American University. Cambridge: Harvard University Press. 1973. 474 р.
10. Clark B. R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. UK: Emerald Publishing Limited, 1998. 200 p.
11. Rosovsky H. The University. An Owner’s Manual. New York; London: W. W. Norton & Company, 1990. 314 p.
12. Cowen R. The Management and Evaluation of the Entrepreneurial University: The Case of England // Higher Education Policy. 1991. Vol. 4, № 3. P. 9-13.
13. Slaughter S., Leslie L. L. Academic Capitalism. Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore and London: Johns Hopkins University Press, 1997. 276 p.
14. Meira Soares V. A., Amaral M. S. C. The Entrepreneurial University: a Fine Answer to a Difficult Problem? // Higher Education in Europe. 1999. Vol. 24, № 1. P. 11-21.
15. Gumport P. J. Academic fault lines: the rise of industry logic in public higher education. Baltimore and London: John Hopkins University Press, 2019. 544 p.
16. Subotzky G. Alternatives to the entrepreneurial university: New models of knowledge production in community service programs // Higher Education. 1999. Vol. 38. P. 401-440.
17. Altbach P. Global Perspectives on Higher Education. Baltimore and London: John Hopkins University Press, 2016. 332 p.
18. Paradeise C., Reale E., Goastellec G., Bleiklie I. Universities Steering between Stories and History / / University governance: Western European Comparative Perspectives. Dordrecht: Springer Science & Business Media, 2009. P. 227-246.
19. Altbach P. G., Salmi J. The Road to Academic Excellence: The Making of World-Class Research Universities. Washington, DC: The World Bank, 2011. 394 p.
20. Altbach P. The Complexity of Higher Education: A Career in Academics and Activism // The Forefront of International Higher Education. Higher Education Dynamics. Vol. 42 / eds. A. Maldonado-Maldonado, R. Bassett. Dordrecht: Springer, 2014. P. 1-31.
21. Altbach P. G., Reisberg L., Yudkevich M., Androushchak G., Pacheco I. F. (eds.). Paying the professoriate: A global comparison of compensation and contracts. New York: Routledge, 2012. 370 p.
22. Boyer E. L., Altbach P. G., Whitelaw M. J. The academic profession: An international perspective. Princeton, NJ: Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching, 1994. 71 p.
23. Marginson S. Rethinking academic work in the global era // Journal of Higher Education Policy and Management. 2000. Vol. 22, № 1. P. 23-35.
24. Teichler U., Arimoto A., Cummings W. The changing academic profession. Major findings of a comparative survey. Dordrecht, New York; London: Springer, 2013. 260 p.
25. Arimoto A. The Academic Profession and the Managerial University: An International Comparative Study from Japan // European Review. 2010. Vol. 18, № 1. P. 117-139.
26. Bleiklie I., Enders J., Lepori B., Musselin C. New Public Management, Network Governance and the University as a Changing Professional Organization // The Ashgate Research Companion to New Public Management / eds. T. Christensen and P. Laegreid. Farnham: Ashgate, 2011. P. 161-176.
27. Lumby J. Leadership and power in higher education // Studies in Higher Education. 2018. P. 1-11. Available from: http://eprints.soton.ac.uk/id/ep-rint/420026 (date of access: 18.01.2020)
28. O’Connor P., Martin P. Y., Carvalho T., O’Hagen C., Veronesi L., Mich O., Saglamar G., Tan M. G., Caglayan H. Leadership practices by senior position holders in Higher Educational Research Institutes: Stealth power in action? / / Leadership. 2019. Vol. 15, № 6. P. 722-743.
29. Bromley P., Meyer J. W. Hyper-Organization: Global Organizational Expansion. Oxford, UK: Oxford University Press, 2015. 248 p.
30. Musselin C. Towards a sociology of academic work // Amaral A., Bleiklie I., Musselin C. (eds.) From Governance to Identity: A Festschrift for Mary Henkel. Dordrecht: Springer, 2008. P. 47-56.
31. Whitchurch C. M. The postmodernist manager // Perspectives: Policy and Practice in Higher Education. 1998. Vol. 2, № 3. P. 73.
32. Whitchurch C. Being a Higher Education Professional Today: Working in a Third Space // Professional and Support Staff in Higher Education / eds. C. Bossu, N. Brown. Singapore: Springer, 2018. P. 1-11.
33. Whitchurch C. Shifting Identities and Blurring Boundaries: The Emergence of Third Space Professionals in UK Higher Education. Higher Education Quarterly. 2008. Vol. 62, № 4. P. 377-396.
34. Whitchurch C. Expanding the parameters of academia // Higher Education. 2012. Vol. 64, № 1. P. 99-117.
35. Whitchurch C. M. Professional Staff Identities in Higher Education / / Encyclopedia of International Higher Education Systems and Institutions. Netherlands: Springer, 2017. P. 1-6.
36. Whitchurch C. Reconstructing Identities in Higher Education: The rise of «Third Space» professionals (Research into Higher Education). London: Routled-ge, 2012. 184 p.
37. Whitchurch C. The rise of the blended professional in higher education: a comparison between the United Kingdom, Australia and the United States. Higher Education. 2009. Vol. 58. P. 407-418.
38. Moran E., Misra D. Professional doctorates: A pathway to legitimacy for non-academic HE professionals? // London Review of Education. 2018. Vol. 16, № 1. P. 75-89. DOI: https://doi.org/10.18546/LRE.16.1.08
39. Shelley L. Research Managers Uncovered: Changing Roles and ‘Shifting Arenas’ in the Academy. Higher Education Quarterly. 2010. Vol. 64, № 1. P. 41-64.
40. Kivisto J, Pekkola E., Lyytinen A. The influence of performance-based management on teaching and research performance of Finnish senior academics // Tertiary Education and Management. 2017. Vol. 23, № 3. P. 260-275.
41. Carvalho T., Diogo S. Exploring the relationship between institutional and professional autonomy: a comparative study between Portugal and Finland // Journal of Higher Education Policy and Management. 2018. Vol. 40, № 1. P. 18-33.
42. Pekkola E., Siekkinen T., Kivisto J., Lyytinen A. Management and academic profession: comparing the Finnish professors with and without management positions // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43, № 11. P. 1949-1963.
43. Noordegraaf M. Hybrid professionalism and beyond: (new) forms of public professionalism in changing organizational and societal contexts // Journal of Professions and Organization. 2015. Vol. 2, № 2. P. 187-206.
44. Tight M. Collegiality and managerialism: a false dichotomy? Evidence from the higher education literature // Tertiary Education and Management. 2014. Vol. 20, № 4. P. 294-306.
45. Musselin C. Redefinition of the relationships between the academics and their universities // Higher Education. 2013. Vol. 65. P. 25-37.
Рецензия
Для цитирования:
Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Университетское управление в зеркале западной социологии высшего образования. Образование и наука. 2020;22(5):37-66. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-37-66
For citation:
Ambarova P.A., Zborovsky G.E. University Management in the Western Sociology of Higher Education. The Education and science journal. 2020;22(5):37-66. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-37-66