Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

МОЛОДЕЖЬ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-4-77-90

Аннотация

В статье с позиций ювенологии анализируется современная молодежная среда. Молодежь представлена как особая социальная общность, ментальность и функциональные характеристики которой располагают к нарушению различного рода норм, причем отклонения могут быть как позитивного, так и негативного свойства. Обозначены возрастные границы молодости, ее особый социальный (переходный) статус, ролевые функции, особенности поведения, стиля и образа жизни, а также субкультурные предпочтения и круг интересов.

Молодежьсоциальная группа, наиболее открытая инновациям, она выступает лидером и их производства, и их потребления. Так, на этапе перехода от постиндустриального к информационному обществу за ней все более прочно закрепляется роль «проводника» информационных потоков, новых знаний и навыков, формирующих иные, по сравнению с прежними, модели поведения, клише и стереотипы, в том числе, к сожалению, и девиантные.

Недостатком данной общности является отсутствие необходимого социального опыта. Отказ от традиционных культурных паттернов поведения в молодом возрасте обычно сочетается с высокой степенью восприимчивости и подражательности, что объясняется противоречивостью задач этого этапа жизни: попытками скорейшей социальной адаптации и видоизменения ряда социальных норм; усвоением комплекса ролей для эффективного функционирования в мире взрослых и модифицированием этих ролей и стилей поведения.

Показано, что социальные отклонения среди молодежи нередко обусловлены неудовлетворенностью ее базовых потребностей недостатком общения, нехваткой или отсутствием возможностей самоутверждения и самореализации. К факторам, детерминирующим социальные отклонения, относятся и игнорирование со стороны общества и государства интересов и запросов молодежи в качественном досуге, коммерциализация и массовизация сферы культуры, усиление ее зрелищности за счет содержания

Об авторах

Л. А. Журавлева
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург.
Россия

кандидат философских наук, профессор кафедры социологии Российского государственного профессионально-педагогического университета



Н. В. Завьялова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург.
Россия

аспирант кафедры социологии Российского государственного профессионально-педагогического университета



Список литературы

1. Горшков М. К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011. 672 с.

2. Ильин В. И. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000. 224 с.

3. Интернет в России: динамика проникновения. Лето 2012 [Электрон. ресурс] // Институт фонда «Общественное Мнение». 2012. Режим доступа: http://www.fom.ru.

4. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. No 1. С. 109–115.


Рецензия

Для цитирования:


Журавлева Л.А., Завьялова Н.В. МОЛОДЕЖЬ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ. Образование и наука. 2013;1(4):77-90. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-4-77-90

For citation:


Zhuravleva L.A., Zavyalova N.V. The Youth as the Innovative Social Community. The Education and science journal. 2013;1(4):77-90. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-4-77-90

Просмотров: 1822


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)