Обучение студентов вузов с использованием онлайн-технологий
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-125-147
Аннотация
Введение. В последнее десятилетие наметилась серьезная тенденция перевода традиционной лекционной формы обучения в вузах в дистанционный режим. Подготовка к инновационной инженерной деятельности требует вовлечения студентов в онлайн-формат обучения, с одной стороны, и определения рамок применимости этого формата, с другой.
Цель статьи – определить области эффективного использования онлайн-формата в учебном процессе вузов и перспективы дальнейшего развития дистанционного обучения.
Материалы и методы. При написании статьи использовались интеграция опыта теоретического и практического обучения инновационной инженерной деятельности, методы анализа и синтеза, педагогический эксперимент.
Результаты. В работе определены рамки применимости онлайн-технологий в поле традиционных и инновационных форматов обучения. Предложена подсистема накопления информации о ходе учебного процесса. Высокая эффективность применения дистанционного обучения подтверждена результатами педагогического эксперимента с использованием унифицированных учебных программ для широкой аудитории обучающихся и для контингента, имеющего право на выбор индивидуального графика работы.
Научная новизна. Выполненные исследования позволяют определять рамки эффективного использования онлайн-формата обучения в вузах. Предложенная форма накопления информации о событиях учебного процесса в виде отдельной подсистемы дает возможность обобщать данные с использованием технологий Big Data и Data Mining.
Практическая значимость. Дальнейшим направлением исследования может стать установление численных соотношений при использовании разнообразных форм обучения по различным дисциплинам, которые дают максимальный эффект при обучении студентов в высших учебных заведениях.
Об авторах
Т. Т. КаверзневаРоссия
Каверзнева Татьяна Тимофеевна – кандидат технических наук (технология), доцент Высшей школы техносферной безопасности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, доцент Санкт-Петербургского Академического университета
Санкт-Петербург
Scopus ID 6507592108, удостоверение личности исследователя: П-5020-2015
Н. А. Леонова
Россия
Леонова Наталья Алексеевна – кандидат педагогических наук, научный сотрудник, доцент кафедры экспериментальной физики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого;
Санкт-Петербург
ID Y-1906-2018 (http://www.researcherid.com/rid/Y-1906-2018)
К. В. Пшеничная
Россия
Пшеничная Клавдия Владимировна – кандидат технических наук, доцент кафедры морской автоматики и измерений
Санкт-Петербург
С. А. Согонов
Россия
Согонов Сергей Александрович – кандидат технических наук, доцент кафедры морской автоматики и измерений
Санкт-Петербург
Д. А. Лисаченко
Россия
Лисаченко Дмитрий Александрович – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики 2
Санкт-Петербург
ID H-1465-2015 (http://www.researcherid.com/rid/H-1465-2015)
Список литературы
1. Шахмартова О. М., Болтага Е. Ю. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 1002–1008.
2. Naumkin N. I. Integrated technology of competence staged formation in innovation through pedagogy of cooperation // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 27, iss. 7. P. 935–938. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.27.07.13725
3. Куценко С. М., Косулин В. В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения и повышения качества образования // Актуальные вопросы инженерного образования: содержание, технологии, качество: материалы VII межвузовской конференции, посвященной 70-летию Ю. Г. Назмеева, 21–22 апреля 2016 г. Т. 2. Казань: Бриг, 2016. Т. 2. С. 194–198.
4. Скрипник И. Л., Воронин С. В. Современные альтернативные подходы обучения в сравнении с традиционными // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества: научно-аналитический журнал. 2017. № 4 (37). С. 46–50.
5. Бобровская Е. А. Разработка педагогической модели подготовки студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности при комплексном обучении этой деятельности // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 2. С. 39–47. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.039
6. Savin I. Machine-building educational cluster. Innovative approach to training of engineers // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. Available from: http://www.science-sd.com/461-24792 (date of access: 29.11.2017).
7. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами. Москва: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2004. 472 с.
8. Глотова Г. В. Британский подход к подготовке студентов технических вузов к инновационной деятельности // Интеграция образования. 2006. № 1. С. 34–39. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://edumag.mrsu.ru/content/pdf/06-1.pdf (date of access: 29.11.2017).
9. Inwood D., Hammond J. Product Development. An Integrated Approach. London: Kogan Page, 2003. 217 p.
10. Каверзнева Т. Т., Ефремов С. В., Идрисова Д. И. Безопасность жизнедеятельности. Деловая игра. Расследование инцидентов и несчастных случаев на производстве. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2014. 82 с.
11. Biasutti M. A comparative analysis of forums and wikis as tools for online collaborative learning // Computers and Education. 2017. № 111. Р. ¬158–171.
12. Rodríguez G., Cueva S., Torres R., Pérez J. A framework for improving web accessibility and usability of Open Course Ware sites // Computers and Education. 2017. № 109. Р. 197–215.
13. Senkbeil M., Ihme J. M. Motivational factors predicting ICT literacy: First evidence on the structure of an ICT motivation inventory // Computers and Education. 2017. № 108. Р. 145–158.
14. All A., Nuñez Castellar E.P., Van Looy J., Plovie B. Pre-test influences on the effectiveness of digital-game based learning: A case study of a fire safety game // Computers and Education. 2017. № 114. Р. 24–37.
15. Barr M. Video games can develop graduate skills in higher education students: A randomised trial // Computers and Education. 2017. № 113. Р. 86–97.
16. Krasilnikov A., Smirnova A. Online social adaptation of first-year students and their academic performance // Computers and Education. 2017. № 113. P. 327–338.
17. Агранович Б. Л., Чучалин А. И., Соловьев М. А. Инновационное инженерное образование // Инженерное образование. 2003. № 1. С. 11–14 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://aeer.ru/ru/magazin.htm (дата обращения: 01.06.2018).
18. Каверзнева Т. Т., Леонова Н. А. Концепция построения образовательных программ по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2016. № 6 (63) (ноябрь-декабрь). С. 57–64. DOI: 10.12737/3664
19. Naumkin N. I., Kondratieva G. A., Grosheva E. P., Kupryashkin V. F. Training Higher School Students in Rapid Prototyping Technology as a Final Stage of Their Preparation for Innovative Activities // Integration of Education. 2018. № 22 (3). Р. 519–534. DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.519-534
20. Линенко О. А. Категория «инженерная деятельность» и профессионально-психологический портрет личности инженера // Высшее образование сегодня. 2011. № 5. С. 10–16.
21. Shapiro H. B., Lee C. H., Li K., Canelas D. A., Wyman Roth N. E. Understanding the massive open online course (MOOC) student experience: An examination of attitudes, motivations, and barriers // Computers and Education. 2017. № 110. Р. 35–50.
22. Куклев В. А., Егорова Т. А. Электронное обучение на основе СДО Moodle: проблемы, поиски и решения // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. Т. 1, № 1 (2). С. 552–558.
23. Акользина Е. А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки // Гаудеамус. 2013. № 2 (22). С. 95–97.
24. Каверзнева Т. Т., Леонова Н. А. Проблемы перевода учебного процесса в on-line формат в высшей школе // Безопасность жизнедеятельности. 2018. № 4 (208). С. 61–64.
25. Бухмин В. С., Габдрахманова Л. А., Соколова Е. А., Фатхуллова К. С. Анкетирование как средство оценки организации и содержания учебного процесса // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2009. № 1 (1). С. 151–156.
26. Шорина Т. В., Кирилова Г. И., Липатова И. А. Развитие информационной среды высшей школы в условиях реализации сетевой формы // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017. № 3 (35). С. 146–152.
27. Давыдова Н. В., Воронин С. В., Скрипник И. Л. Психологическое измерение культур как основа формирования интернациональных учебных групп в вузах МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2017. № 2 (35). С. 20–23.
28. Каверзнева Т. Т., Леонова Н. А. Опыт внедрения интерактивных форм обучения по направлению техносферной безопасности в курсах безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности. 2017. № 1. С. 61–64.
29. Каверзнева Т. Т., Леонова Н. А., Румянцева Н. В., Скрипник И. Л. Опыт проведения практических занятий в интерактивной форме по направлению «Техносферная безопасность» // Промышленная безопасность предприятий минерально-сырьевого комплекса в XXI веке. Т. 1: Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2017. № 4. С. 359–365.
30. Скрипник И. Л., Воронин С. В. Взаимодействие профессорско-преподавательского состава кафедры с выпускниками // Система обеспечения пожарной безопасности. Состояние, тенденции, пути развития: сборник статей и докладов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 25–26 мая 2017 года. Санкт-Петербург: Военный институт (инженерно-технический), 2017. С. 222–227.
31. Reznik S. D., Yudina T. A. Key Milestones in the Development of Reputation Management in Russian Universities // European Journal of Contemporary Education. 2018. № 7 (2). P. 379–391. DOI: 10.13187/ejced.2018.2.379
32. Guseinova E. E. Organizational and Pedagogical Conditions for the Development of Professional Competencies in the Technical Students’ Individual Work through the Example of Studying the Discipline «Hydraulics and Fluid Mechanics» // European Journal of Contemporary Education. 2018. № 7 (1). P. 118–126. DOI: 10.13187/ejced.2018.1.118
33. Lisachenko D. A., Barmasov A. V., Bukina M. N. et al. Best practices combining traditional and digital technologies in education // Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics). 2017. 10408. Р. 483–494. (Computational Science and Its Applications (ICCSA). 2017. Part V. DOI: 10.1007/978-3-319-62404-4_36
34. Barmasov A. V., Barmasova A. M., Stankova E. N., Bukina M. N., Lisachenko D. A., Vysotskaya S. O. Modern Approach to Creating University Learning Courses: Using Network Ideas for Creating a Hypertext (On Example of Courses on Physics and Concepts of Modern Science) // Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics). 2019. 11622 (48). Р. 655–666. DOI: 10.1007/978-3-030-24305-0_48
35. Abdulaeva P. Z., Osmanova A. A., Abdulaeva Kh. S. The formation of value-semantic components of the competence of a future teacher in the professional deyatelnosti // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. P. 1. Available from: http://www.science-sd.com/461-24800 (date of access: 29.11.2017).
36. Kovalnogova N. M., Sokolov S. S., Chernyi S. G., Shnurenko A. V., Burlov V. G. Applying of E-learning and Distance learning technologies in elec tronic informational-educational environment in modern university complex // Proceedings of the 19th International Conference on Soft Computing and Measurements, SCM 2016. DOI: 10.1109/SCM.2016.7519809
37. Zhou M. Chinese university students’ acceptance of MOOCs: A self-determination perspective // Computers and Education. 2016. № 92–93. Р. 194–203.
38. Kim H. J., Rha J. Y., Lee J. M. Understanding the role of user resistance on mobile learning usage among university students // Computers and Education. 2017. № 113. Р. 108–118.
Рецензия
Для цитирования:
Каверзнева Т.Т., Леонова Н.А., Пшеничная К.В., Согонов С.А., Лисаченко Д.А. Обучение студентов вузов с использованием онлайн-технологий. Образование и наука. 2020;22(7):125-147. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-125-147
For citation:
Kaverzneva T.T., Leonova N.A., Pshenichnaya C.V., Sogonov S.A., Lisachenko D.A. University students’ education by means of online technologies. The Education and science journal. 2020;22(7):125-147. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-125-147