Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Риски интернет-зависимости: структура и особенности восприятия

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-8-108-134

Аннотация

Введение. Цифровая трансформация общества неизбежно сопровождается множеством проблем и сложностей. В условиях всеохватывающего перехода деятельности в онлайн-формат важно проанализировать, как родители несовершеннолетних оценивают интернет-риски для своих детей и самих себя.

Цель исследования – выявление восприятия родителями основных тенденций и структурных особенностей интернет-зависимости детей.

Методология, методы и методики. Исследование опирается на результаты массового опроса. Опрос проводился в 2019 г. по многоступенчатой выборке, репрезентативной для взрослого населения Тюменской области по гендеру, возрасту, типу поселения. В статье реализован подробный социолого-статистический анализ рисков интернет-активности детей на основании самооценок всех опрошенных (с выделением социально-демографических групп), оценок рисков для детей, по мнению родителей. Структура подвыборки «Родители» по полу и типу поселения пропорциональна структуре основной выборки. В рубрику «Дети» вошли несовершеннолетние дети респондентов. Риск интернет-зависимости был включен в структуру 12 интернет-рисков и рассмотрен на основе 4 компонент (поведенческой, когнитивной, социальной и аффективной). В процессе анализа данных применялись оценки степени согласованности альфа Кронбаха, индексный метод, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, оценки по критерию согласия Пирсона χ2, F-критерий для сравнения средних, классификации случаев и метод триангуляции.

Результаты. Интернет-трансформацию общества можно считать свершившимся фактом, поскольку подавляющее число людей самых разных возрастов проводит в Сети несколько часов ежедневно. Каждый четвертый из опрошенных родителей отмечает, что его несовершеннолетние дети пользуются Интернетом от 3 до 4 часов в день. Амбивалентность отношения родителей к интернет-зависимости проявляется в высоких оценках ее риска для детей и молодежи «в целом» и существенно более низких – для своих детей, причем вне зависимости от того, сколько времени дети проводят в Интернете, есть ли у них друзья вне Сети. Родители четко артикулируют негативные коннотации «в общем» и дают весьма низкие оценки опасностей по направлениям, характеризующим поведение.

Научная новизна. В исследовательский дискурс введены новые эмпирические данные, которые классифицированы по интернет-поведению детей и их родителей, а также отношение последних к такому поведению. Выявлена важная для общества проблема: на фоне деклараций о рисках нефункционального (в ущерб личному общению, играм, движению и иным видам активности) использования Интернета детьми консенсус относительно признаков и опасностей интернет-зависимости в обществе не достигнут.

Практическая  значимость.  Доказывается  слабая  артикулированность и амбивалентность восприятия проблемы интернет-зависимости в российском обществе. Показана недостаточная осведомленность родителей по поводу ее опасности для детей.

Об авторах

Г. Ф. Ромашкина
Тюменский государственный университет
Россия


Р. Р. Хузяхметов
Тюменский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Andryukhina L., Dorozhkin E., Kislov A., Senognoeva N., Kolobkov P. Growth of Creative Capital and Human Perspectives under the Conditions of Globalisation // Space and Culture, India. 2020. № 7 (4). P. 83–91. Available from: https://spaceandculture.in/index.php/spaceandculture/article/view/633 (date of access: 17.06.2020). DOI: 10.20896/saci.v7i4.633

2. Давыденко В. А., Андрианова Е. В., Ромашкина Г. Ф., Хузяхметов Р. Р. Междисциплинарный контекст изучения человеческого капитала. Программа исследований // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. № 5 (20). С. 30–51. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-4-30-51

3. Longstreet P., Brooks S. Life satisfaction: A key to managing internet & social media addiction // Technology in society. 2017. № 50. P. 73–77. DOI: 10.1016/j.techsoc.2017.05.003

4. Kiseleva N. I., Dorozhkin E. M., Kislov A. G., Ryazanova E. L., Galushkin A. A., Koinova-Zoellner J. Philosophical analysis of information and communication environment // European Journal of Science and Theology. 2018. № 14 (6). P. 115–124. Available from: http://www.ejst.tuiasi.ro/issue14.html (date of access: 17.06.2020).

5. Mazzoni E., Baiocco L., Cannata D., Dimas I. Is Internet the cherry on top or a crutch? Offline social support as moderator of the outcomes of online social support on Problematic Internet Use // Computers in Human Behavior. 2016. № 56. Р. 369–374. DOI: 10.1016/j.chb.2015.11.032

6. Ryding F., Kaye L. “Internet addiction”: A conceptual Minefield // International Journal of Mental Health and Addiction. 2018. № 16 (1). P. 225–232. DOI: 10.1007/s11469-017-9811-6

7. Spada M. M. An overview of problematic internet use // Addictive Behaviors. 2014. № 39 (1). Р. 3–6. DOI: 10.1016/j.addbeh.2013.09.007

8. Demetrovics Z., Szeredi B., Rózsa S. The three-factor model of Internetaddiction: The development of the problematic Internet use questionnaire // Behavior Research Methods. 2008. № 40 (2). Р. 563–574. DOI: 10.3758/ BRM.40.2.563

9. Davis R. A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use // Computers in human behavior. 2001. Vol. 17, № 2. Р. 187–195. DOI: 10.1016/ S0747-5632(00)00041-8

10. Wang T. H., Cheng H. Y. Problematic Internet use among elementary school students: prevalence and risk factors // Information, Communication & Society. 2019. № 22 (14). P. 1–22. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/1369118X.2019.1645192 (date of access: 17.06.2020). DOI: 10.1080/1369118X.2019.1645192

11. Agger B. iTime: Labor and life in a smartphone era // Time & Society. 2011. № 20 (1). P. 119–136. DOI: 10.1177/0961463X10380730

12. Hygen B. W., Zahl-Thanem T., Wichstrøm L., Belsky J., Stenseng F., Kvande M. N., Skalicka V. Time Spent Gaming and Social Competence in Children: Reciprocal Effects Across Childhood // Child Development. 2019. № 91 (3). P. 1–15. DOI: 10.1111/cdev.13243

13. Örsal Özgül, Örsal Özlem, Unsal Al., Ozalp S. Evaluation of internet addiction and depression among university students // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2013. № 82. P. 445–454. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.06.291

14. Johnson N., Keane H. Internet addiction? Temporality and life online in the networked society // Time and Society. 2003. № 26 (3). Р. 1–19. DOI: 10.1177/0961463X15577279

15. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность [Электрон. ресурс]. Москва: Политиздат, 1975. 130 с. Режим доступа: https://marxists.catbull.com/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost-soznyanie-lichnost.pdf (дата обращения: 17.06.2020).

16. Benvenuti M., Mazzoni E., Piobbico G. Being Online in Emerging Adulthood: Between Problematic or Functional Use of the Internet // Internet and Technology Addiction. 2019. Ch. 32. Р. 573–593. DOI: 10.4018/978-15225-8900-6.ch032

17. Young K. S. Internet addiction: the emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology & Behavior. 1998. Vol. 1. № 3. P. 237–244. DOI: 10.1089/cpb.1998.1.237

18. Venuleo C., Rollo S., Marinaci T., Calogiuri S. Towards a cultural understanding of addictive behaviors. The image of the social environment among problem gamblers, drinkers, internet users and smokers // Addiction Research & Theory. 2016. № 24 (4). P. 274–287. DOI: 10.3109/16066359.2015.1126257

19. Нахимова Я. Н., Ромашкина Г. Ф. Социальные установки молодежи на употребление наркотиков и профилактика наркомании // Образование и наука. 2017. № 19 (4). С. 138–160. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-6138-160

20. Kardefelt-Winther D. The moderating role of psychosocial wellbeing on the relationship between escapism and excessive online gaming // Computing Human Behavior. 2014. № 38. Р. 68–74. DOI: 10.1016/j.chb.2014.05.020

21. Ellison N. B., Steinfield C., Lampe C. The benefits of Facebook “friends”: Social capital and college students’ use of online social network sites // Journal of computer-mediated communication. 2007. Vol. 12, № 4. Р. 1143–1168. DOI: 10.1111/j.l083-6101.2007.00367.x

22. Hyun-sic J., Euihyeon N., Kim D.-J. The relationship between smartphone addiction predisposition and impulsivity among Korean smartphone users // Addiction Research & Theory. 2017. № 26 (1). Р. 77–84. DOI: 10.1080/16066359.2017.1312356

23. Jin-Liang W., Gaskin J., Hai-Zhen W., Dong L. Life satisfaction moderates the associations between motives and excessive social networking site usage // Addiction Research & Theory. 2016. № 24 (6). Р. 450–457. DOI: 10.3109/16066359.2016.1160283

24. Ванюшина Е. А., Гончарова М. А. Современные тенденции формирования интернет-зависимости у студентов медицинского университета // Бюллетень науки и практики. 2017. № 3 (16). С. 134–138. DOI: 10.5281/zenodo.399182

25. Колесниченко М. Б., Колупаева В. В. Социальные аспекты интернет-зависимости молодежи // Вестник Пермского национального-исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 1. С. 97–105. DOI: 10.15593/2224-9354/2017.1.8

26. Хасанова И. И., Котова С. С. Взаимосвязь интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи // Образование и наука. 2017. № 19 (4). С. 146–168. DOI: 10.17853/1994-56392017-4-146-168

27. Kim Y. H., Chong Y. S. Parent-child communication, peer-relationship and Internet addiction in children // Journal of the Korean Home Economics Association. 2005. Vol. 43, № 10. Р. 103–114. Available from: http://www.koreascience.or.kr/article/JAKO200507523271795.page (date of access: 17.06.2020).

28. Soh P. C.-H., Chew K. W., Koay K. Y., & Ang P. H. Parents vs peers’ influence on teenagers’ Internet addiction and risky online activities // Telematics and Informatics. 2018. № 35 (1). Р. 225–236. DOI: 10.1016/j.tele.2017.11.003

29. Serrano-Cinca C., Munoz-Soro J., Brusca I. A Multivariate Study of Internet Use and the Digital Divide // Social Science Quarterly. 2018. № 99 (4). P. 1409–1425. DOI: 10.1111/ssqu.12504

30. Yayan E. H., Dağ Y. S., Düken M. E., Ulutaş, A. Investigation of relationship between smartphone addiction and internet addiction in working children in industry // Journal of Human Sciences. 2019. Vol. 16. № 1. P. 143–154. Available from: https://www.j-humansciences.com/ojs/index.php/IJHS/article/view/5397 (date of access: 17.06.2020).

31. Tserkovnikova N. G., Shchipanova D. Ye., Uskova B. A., Puzyrev V. V. & Fedotovskih O. A. Psychological Aspects of Internet Addiction of Teenagers // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. № 11 (16).8846–8857. Available from: https://eric.ed.gov/?id=EJ1118946 (date of access: 17.06.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Ромашкина Г.Ф., Хузяхметов Р.Р. Риски интернет-зависимости: структура и особенности восприятия. Образование и наука. 2020;22(8):108-134. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-8-108-134

For citation:


Romashkina G.F., Khuziakhmetov R.R. The risks of internet addiction: Structure and characteristics of perception. The Education and science journal. 2020;22(8):108-134. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-8-108-134

Просмотров: 1648


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)