Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

IT-образование как фактор влияния на гендерные диспропорции в компьютинге: сравнение опыта России и США

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-189-206

Полный текст:

Аннотация

Введение. Проблема относительно малой доли женщин, профессионально занятых в компьютинге (информатике и информационных технологиях), актуальна во всем мире. Несмотря на то, что ITспециалисты широко востребованы, женщины во многих странах, включая США и Россию, составляют не более четверти от их общего количества. Одна из причин указанного явления, по мнению авторов чрезвычайно весомая, кроется в системе образования.

Цель данного исследования – анализ факторов, приводящих к гендерной диспропорции в IT-профессиях, с помощью сравнения опыта двух стран, в которых информационные технологии исторически играют важную роль и которые сильно отличаются друг от друга по многим параметрам – экономическим, политическим, системам образования и иным.

Методология исследования – сопоставление данных о школьном и университетском IT-образовании в США и России и степени вовлеченности женщин в этих странах в область компьютерных технологий.

Результаты работы. Показано, что и в США, и в России гендерные диспропорции в IT-отрасли формируются в значительной мере в образовательной среде. Их появлению способствуют также транслируемые масс-медиа социокультурные стереотипы о программировании как исключительно мужской профессии. Системе образования необходимо повышать уверенность девушек и молодых женщин в возможности реализации их способностей в сфере информатики и информационных технологий. Образовательные учреждения должны содействовать ликвидации негативного отношения к выбору девушками IT-профессий.

Научная новизна. Впервые выявлены общие факторы в сфере образования, влияющие на гендерные диспропорции среди IT-специалистов в США и России – странах с существенно разными традициями и системами образования.

Практическая значимость работы состоит в обосновании условий совершенствования школьного и университетского образования для решения проблемы гендерного неравенства в IT-отрасли.

Об авторах

Е. К. Хеннер
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия
Хеннер Евгений Карлович – член-корреспондент Российской академии образования; доктор физико-математических наук, профессор, профессор кафедры информационных технологий


К. Фриз
Университет Карнеги Меллон
Соединённые Штаты Америки

Фриз Кэрол – доктор философии, директор профессиональных организаций Women@SCS и SCS4ALL, Школа компьютерных наук

Питсбург



О. Зейн
Университет Карнеги Меллон
Соединённые Штаты Америки

Зейн Оливия – административный ассистент и координатор по связям с общественностью профессиональных организаций SCS4ALL и Women@ SCS, Школа компьютерных наук

Питсбург



Список литературы

1. Fayer S., Lacey A., Watson A. STEM Occupations: Past, Present, and Future. Washington D.C.: U.S. Bureau of Labor Statistics, 2017. 35 p. Available from: https://digitalcommons.ilr.cornell.edu/key_workplace/1923/ (date of access: 10.06.2020).

2. Dubow W., Gonzalez J. J. NCWIT Scorecard: The Status of Women in Technology. Boulder, CO: NCWIT, 2020. 12 p. Available from: https://www.ncwit.org/sites/default/files/resources/ncwit_executive_summary_scorecard_05132019.pdf (date of access: 09.06.2020).

3. Zweben S., Bizot B. Taulbee Survey. Washington D.C.: Computing Research Association, 2018. 72 p. Available from: https://cra.org/wp-content/uploads/2019/05/2018_Taulbee_Survey.pdf (date of access: 12.06.2020).

4. Пугач В. Ф. Гендерный состав преподавателей российских вузов // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 78–88.

5. Босова Л., Павлов Д. Информатика в начальной школе: взгляд на российский опыт с позиций международного конкурса Bebras // Информатика в школе. 2019. № 1. С. 50–60.

6. Khenner E., Semakin I. School subject Informatics (Computer Science) in Russia: Educational Relevant Areas // ACM Transactions on Computing Education. 2014. № 14 (2). P. 1–10. Available from: https://dl.acm.org/doi/10.1145/2602489 (date of access: 20.06.2020).

7. Лапчик М. П., Рагулина М. И., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Методика обучения информатике. 3-е изд. Санкт-Петербург: Лань, 2020. 392 с.

8. Margolis J., Fisher A. Unlocking the Clubhouse: Women in Computing. Cambridge, MA: MIT Press, 2002. 184 p.

9. Frieze C., Quesenberry J. Kicking Butt in Computer Science: Women in Computing at Carnegie Mellon University. Indianapolis, IN: Dog Ear Publishing, 2015. 142 p.

10. Khenner E. Women in Computing: The Situation in Russia // Cracking the Digital Ceiling: Women in Computing Around the World / Frieze C., Quesenberry J., eds. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2019. P. 246–260. DOI: 10.1017/9781108609081

11. Camp T. The Incredible Shrinking Pipeline // Communications of the ACM. 1997. № 40 (10). P. 103–110.

12. Desvaux G., Devillard-Hoellinger S., Baumgarten P. Women Matter: Gender diversity, a corporate performance driver. New York City: McKinsey & Company, 2007. 28 p. Available from: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Business%20Functions/Organization/Our%20Insights/Gender%20diversity%20a%20corporate%20performance%20driver/Gender%20diversity%20a%20corporate%20performance%20driver.pdf (date of access: 12.06.2020).

13. Bach D. How to interest girls in computer science and engineering? Shift the stereotypes. 2015. Feb 11 // UW News. Seattle: University of Washington. Available from: https://www.washington.edu/news/2015/02/11/how-to-interest-girls-in-computer-science-and-engineering-shift-the-stereotypes/ (date of access: 18.02.2020).

14. Савинская О. Б. Гендерное равенство в STEM-программах дошкольного образования как фактор успешного технологического развития России // Женщина в российском обществе. 2016. № 3 (80). С. 16–24. DOI: 10.21064/WinRS.2016.3.2

15. Савостина Е. А., Смирнова И. Н., Хасбулатова О. А. STEM: профессиональные траектории молодежи (Гендерный аспект) // Женщина в российском обществе. 2017. № 3. С. 33–44. DOI: 10.21064/WinRS.2017.3.3

16. Fine C. Delusions of Gender. New York City: W.W. Norton & Company, 2010. 338 p.

17. Stephens-Davidowitz S. Google, Tell Me. Is My Son a Genius? // The New York Times. 2014. Jan 18. Opinion. Available from: http://www.nytimes. com/2014/01/19/opinion/sunday/google-tell-me-is-my-son-a-genius.html?hp&rref=opinion&_r=1 (date of access: 15.06.2020).

18. Cobb Payton F., Berki E. Countering the Negative Image of Women in Computing // Communications of the ACM. 2019. № 62 (5). P. 56–63. Available from: https://cacm.acm.org/magazines/2019/5/236409-countering-the-negative-image-of-women-in-computing/fulltext (date of access: 11.06.2020).

19. Spieler B., Oates-Indruchova L., Slany W. Female Teenagers in Computer Science Education: Understanding Stereotypes, Negative Impacts, and Positive Motivation // Journal of Women and Minorities in Science and Engineering. 2019. March. 27 p. Available from: https://arxiv.org/abs/1903.01190 (date of access: 11.06.2020).

20. Frieze C., Quesenberry J., eds. Cracking the Digital Ceiling: Women in Computing Around the World. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2019. 356 p. DOI: 10.1017/9781108609081

21. Varma R. Lessons from India // Cracking the Digital Ceiling: Women in Computing Around the World / Frieze C., Quesenberry J., eds. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2019. P. 299–310. DOI: 10.1017/9781108609081

22. Thébaud S., Charles M. Segregation, Stereotypes, and STEM // Social Sciences. 2018. July. № 7 (111). P. 1–17. Available from: https://www.mdpi.com/2076-0760/7/7/111/htmc (date of access: 12.07.2020).

23. Савинская О. Б., Мхитарян Т. А. Технические дисциплины (STEM) как девичий профессиональный выбор: достижения, самооценка и скрытый учебный план // Женщина в российском обществе. 2018. № 3. С. 34–48. DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.4

24. Wong A. The U.S. Teaching Population Is Getting Bigger, and More Female // The Atlantic. 2019. Feb. 20; Education. Available from: https://www.theatlantic.com/education/archive/2019/02/the-explosion-of-women-teachers/582622/ (date of access: 14.06.2020).

25. Matlin M. Bimbos and Rambos: The Cognitive Basis of Gender Stereotypes // Eye on Psi Chi. 1999. № 3 (2). P. 13–14. Available from: https://www.psichi.org/page/032EyeWin99aMatlin#.XufVrJ5KiqA (date of access: 11.06.2020).

26. Cheryan S., Plaut V., Handron C., Hudson L. The stereotypical computer scientist: Gendered media representations as a barrier to inclusion for women // Sex Roles. 2013. № 69. P. 58–71. Available from: https://depts.washington.edu/sibl/Publications/Cheryan,%20Plaut,%20Handron,%20&%20Hudson,%202013.pdf (date of access: 16.06.2020).

27. Othman M., Latih R. How the Perception of Young Malaysians toward Science and Mathematics Influences Their Decision to Study Computer Science // Cracking the Digital Ceiling: Women in Computing Around the World / Frieze C., Quesenberry J., eds. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2019. P. 276–289.

28. Hazzan O., Nativ-Ronen E., Umansky T. A Gender Perspective on Computer Science Education in Israel // Cracking the Digital Ceiling: Women in Computing Around the World / Frieze C., Quesenberry J., eds. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2019. P. 90–103. DOI: 10.1017/9781108609081

29. Blum L., Frieze C. The Evolving Culture of Computing: Similarity Is the Difference // Frontiers. 2005. № 26 (1). P. 110–125. Available from: https://muse.jhu.edu/issue/9832. DOI:10.1353/fro.2005.0002 (date of access: 15.06.2020).

30. Bullock C. Why is Russia so good at encouraging women into tech?2017. April 21. Available from: https://www.bbc.com/news/business-39579321 (date of access: 12.06.2020).

31. Johnson M. What happened when YouTube CEO Susan Wojcicki’s daughter said she ‘hated’ computers // BizWomen. 2015. Oct. 15; News. Available from: https://www.bizjournals.com/bizwomen/news/latest-news/2015/10/what-happened-when-youtube-ceo-susan-wojcickis.html?page=all (date of access: 20.06.2020).


Для цитирования:


Хеннер Е.К., Фриз К., Зейн О. IT-образование как фактор влияния на гендерные диспропорции в компьютинге: сравнение опыта России и США. Образование и наука. 2020;22(8):189-206. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-189-206

For citation:


Khenner E.K., Frieze C., Zane O. IT education as a factor to influence gender imbalances in computing: Comparing Russian and American experience.. The Education and science journal. 2020;22(8):189-206. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-189-206

Просмотров: 42


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)