Трудоустройство выпускников педвузов: статистика против мифологии
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-9-37-66
Аннотация
Введение. Одной из самых дискуссионных тем, обсуждаемых в настоящее время в профессиональном сообществе, является проблема эффективности педагогического образования. Значительная часть руководителей образовательной отрасли и представителей экспертного сообщества убеждена, что система подготовки педагогических кадров давно перестала отвечать вызовам времени и нуждается в санации. Наиболее радикальная позиция была озвучена в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»: «Чтобы остановить деградацию образования, необходимо включить все педвузы в состав классических университетов, как это и делается в большинстве англосаксонских стран»1. Основные претензии к системе педобразования – значительные масштабы уклонения выпускников педвузов от работы по специальности, а также перепроизводство специалистов педагогического профиля при отсутствии потребности в них. Между тем вместо обоснованных количественных оценок этих явлений в литературе мы найдем лишь рассчитанные на основе ограниченных статистических данных приблизительные цифры, полученные экспертным путем.
Цель представленного в публикации исследования – рассмотрение результатов трудоустройства выпускников учреждений высшего профессионального образования, обучавшихся по учительским специальностям, с опорой на новую информационную базу – форму федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования», и оценка эффективности системы педагогического образования на основе количественного подхода.
Методология и методы. Методологической основой работы является системный подход, в рамках которого использовались общенаучные (сравнительный и ретроспективный анализ, систематизация, обобщение) и статистические методы исследования (статистический и корреляционный анализ и др.).
Результаты и научная новизна. Доказано, что утверждения о низкой эффективности системы педагогического образования несостоятельны. При оценке профильного трудоустройства выпускников эксперты ограничивают рынок педагогического труда вакансиями в общеобразовательных школах, в то время как учреждения дошкольного, дополнительного, специального коррекционного, а также среднего и высшего профессионального образования оказываются вне поля зрения. Более того, в число молодых специалистов – учителей ошибочно включаются выпускники всех педагогических специальностей (воспитатели, мастера производственного обучения, логопеды, психологи, педагоги дополнительного образования и т. д.), а также выпускники, обучавшиеся заочно. В результате действительные объемы подготовки учителей оказываются неоправданно завышены, а сравнение этих объемов с заниженным числом рабочих мест неизбежно ведет к ошибочным оценкам эффективности системы подготовки. Кроме того, установлено, что прием в школы молодых учителей высшей квалификации на 25–30% превосходит действительный выпуск студентов учительских специальностей очного отделения вузов, что было бы невозможно при низком уровне профильного трудоустройства выпускников. Это превышение объясняется минимизацией до критического уровня объемов подготовки учителей и ростом приема на учительские должности специалистов-непедагогов, что вызвано ошибками планирования при определении контрольных цифр приема на обучение в вузах.
Практическая значимость. Авторы полагают, что настоящая статья позволит уточнить подходы к оценкам эффективности системы педагогического образования и скорректировать контрольные цифры приема в вузы по отрасли «Образование и педагогические науки» в соответствии с действительной потребностью в кадрах.
Ключевые слова
Об авторах
Л. М. НуриеваРоссия
Нуриева Люция Мухаметовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике
Омск
С. Г. Киселев
Россия
Киселев Сергей Георгиевич – социолог Центра адаптации и трудоустройства студентов и выпускников
Омск
Список литературы
1. Schleicher A. Building a high-quality teaching profession. Lessons from around the world, OECD Publishing. 2013. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED518775.pdf (date of access: 15.08.2020).
2. Sutcher L., Darling-Hammond L., Carver-Thomas D. Understanding teacher shortages: An analysis of teacher supply and demand in the United States // Education Policy Analysis Archives. 2019. № 27 (35). 40 p. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1213618.pdf (date of access: 15.08.2020).
3. Сидоркин А. М. Профессиональная подготовка учителей в США: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. C. 136–157.
4. Auguste B., Kihn P., Miller M. Closing the Talent Gap: Attracting and Retaining Top Third Graduates to a Career in Teaching. 2010. Available from: https://pdfs.semanticscholar.org/d4b3/398ecddb442ba359e31a993f4c2571eb96ac.pdf (date of access: 15.08.2020).
5. Omiunota N. The Impact of Shadowing Culturally Different Students on Pre-service Teachers’ Disposition toward Diversity // Multicultural Education. 2004. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ781918.pdf (date of access: 15.08.2020).
6. Heineke A., Davin K. The Seal of Biliteracy: Considering Equity and Access for English Learners // Education Policy Analysis Archives. Bedford, Amy. 2018. № 26 (99). Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1187941.pdf (date of access: 15.08.2020).
7. Дудко С. А. Преобразования в системе высшего педагогического образования Франции после реформ 2013 года // Ценности и смыслы. 2016. № 5. С. 120–129.
8. Писарева Л. И. Факторы профессионального роста учителя в Германии: индивидуальная траектория образования и педагогической деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6. С. 88–99.
9. Машкина О. А. Формирование новой модели подготовки школьных учителей в современном Китае // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2013. № 3. С. 108–123.
10. Чуркин К. А., Киселев С .Г. К вопросу о трудоустройстве выпускников педагогических заведений и комплектовании образовательных учреждений кадрами // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов по материалам Двенадцатой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (28–29 октября 2015 г.). Кн. II. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2015. С. 225–236.
11. Malatras J., Gais T., Wagner A. A Background on Potential Teacher Shortages in the United States. 2017. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED605640.pdf (date of access: 15.08.2020).
12. Owen S., Kos Ju., McKenzie Ph. Teacher Workforce Data and Planning Processes in Australia. 2008. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED536212.pdf (date of access: 15.08.2020).
13. Doti J., Cardinal D. Forecasting Demand for California Credentialed Teachers // Issues in Teacher Education. 2005. № 2 (14). P. 7–23. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ796368.pdf (date of access: 15.08.2020).
14. Robst J. Education and job match: The relatedness of college major and work // Economics of Education Review. 2007. № 8 (26). P. 397–407. Available from: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2006.08.003 (date of access: 15.08.2020).
15. Carroll D. A Panel Data Investigation of the Relationship Between Graduate Job Search and Employment Outcomes // Journal of Institutional Research, 2013. № 18 (1). P. 47–55. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1094091.pdf (date of access: 15.08.2020).
16. Stokes A. Factors Influencing the Decisions of University Students to Become High School Teachers // Issues in Educational Research. 2007. №17 (1). P. 127–145. Available from: http://www.iier.org.au/iier17/stokes.html (date of access: 15.08.2020).
17. Aydarova E. Teachers’ Plight and Trainees’ Flight: Perceived, Lived, and Conceived Spaces of Schools // Вопросы образования. 2016. № 2. С. 183– 207 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teachers-plight-and-trainees-flight-perceived-lived-and-conceived-spaces-ofschools/viewer (дата обращения: 15.08.2020).
18. Kimbrel L. Teacher Hiring: The Disconnect between Research Based Best Practice and Processes Used by School Principals // Administrative Issues Journal: Connecting Education, Practice, and Research. 2019. № 9 (2). P. 12–27. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1238404.pdf (date of access: 15.08.2020).
19. Bruno P., Strunk K. Making the Cut: The Effectiveness of Teacher Screening and Hiring in the Los Angeles Unified School District. Working Paper 184 // National Center for Analysis of Longitudinal Data in Education Research (CALDER). Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED583631.pdf (date of access: 15.08.2020).
20. Darling-Hammond L., Rothman R. Teacher and Leader Effectiveness in High-Performing Education Systems. Washington, DC: Alliance for Excellent Education; Stanford, CA: Stanford Center for Opportunity Policy in Education.2011. Available from: https://mk0all4edorgjxiy8xf9.kinstacdn.com/wp-content/uploads/2013/06/TeacherLeaderEffectivenessReport.pdf (date of access: 15.08.2020).
21. Каспаржак А. Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 261–282.
22. Маслинский К. А., Иванюшина В. А. Остаться учителем? Факторы, влияющие на отношение к уходу из учительской профессии // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 8–30.
23. Морозов Г. Б. Почему выпускники педагогических вузов не работают в образовательной сфере? // Современное общество и власть. 2016. № 4. С. 64–67.
24. Питухин Е. А. Голубенко В. А. Моделирование функционально-временной зависимости элементов матрицы профессионально-квалификационного соответствия с учетом влияния инновационных изменений в экономике // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов по материалам Седьмой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (13–14 октября 2010 г.). Кн. II. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010. С. 173–182.
25. Гуртов В. А., Питухин Е. А. Прогнозирование потребностей экономики в квалифицированных кадрах: обзор подходов и практик применения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 4. С. 130–161.
26. Чуркин К. А., Нуриева Л. М., Киселев С. Г. К вопросу о потребности в педагогических кадрах // Ректор вуза. 2014. № 6. С. 36–46.
27. Витченко Н. Н., Эпп В. Я. Основные принципы и результаты прогнозирования потребности в кадрах системы общего среднего образования Томской области до 2000 года // Вестник ЕГПУ. 1997. Вып. 1. С. 90–94.
28. Агранович М. Л. Педагогическое образование – подготовка учителей для школы или ? (анализ статистики выпуска по педагогическим специальностям) // Тенденции развития образования: Кадры решают всё? Материалы X Международной научно-практической конференции. Москва, 20–21 февраля 2013 года. Москва: ИД «Дело», 2014. С. 100–107.
29. Любимов Л. Л. Эффективно ли педагогическое образование в России // Экономика образования. 2008. № 3. С. 131–142.
30. Собкин В. С., Ткаченко О. В. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы // Труды по социологии образования. Т. XI–XII. Вып. XXI. Москва: Центр социологии образования РАО, 2007. 200 с.
31. Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. C. 41–57.
32. Борисенков В. П. Качество образования и проблемы подготовки педагогических кадров // Образование и наука. 2015. № 3. С. 4–28 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-4-28
33. Лысенко О. В. Про «неуспешных» учителей: существует ли «двойной негативный отбор» в педагогике? // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2016. № 3/4. С. 26–39.
34. Клячко Т., Семионова Е., Токарева Г. Труд и заработная плата учителей – что изменилось? // Экономическое развитие России. 2018. № 11. С. 46–62.
35. Нуриева Л. М., Киселев С. Г. Распределение контрольных цифр приема в вузы: проблемы конкурсного отбора // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 6. С. 46–71 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-46-71
Рецензия
Для цитирования:
Нуриева Л.М., Киселев С.Г. Трудоустройство выпускников педвузов: статистика против мифологии. Образование и наука. 2020;22(9):37-66. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-9-37-66
For citation:
Nurieva L.M., Kiselev S.G. Employment of Graduates of Pedagogical Universities: Statistics vs Mythology. The Education and science journal. 2020;22(9):37-66. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-9-37-66