ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ И ОПОЗНАНИЕ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕССИИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-9-91-102
Аннотация
В статье ставится вопрос о необходимости изучения субъективных критериев эффективности межличностного общения. Подчеркивается значимость общения для формирования личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Обсуждается проблема неразработанности репрезентаций положительных эмоций, возникающих в процессе и результате общения. Опознание и вербализация эмоций выделяются
в качестве базовых коммуникативных навыков. Описываются данные лонгитюдного эксперимента и возрастных срезов. Рассматриваются гендерные различия опознания и вербализации эмоций. В результате анализа данных экспериментального исследования показано, что точность опознаваемых по лицевой экспрессии эмоций изменяется у юношей и девушек разными темпами. Обсуждаются перспективы определения возрастных норм для опознания и вербализации эмоций.
Об авторе
Е. С. ИвановаРоссия
кандидат психологических наук, декан факультета практической психологии Уральского гуманитарного института, Екатеринбург
Список литературы
1. Барабанщиков В. А., Носуленко В. Н. Системность. Восприятие. Общение. М., 2004.
2. Вилюнас В. К. Перспективы развития психологии эмоций // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1989. С. 46–60.
3. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
4. Иванова Е. С. Вербализация эмоций: возрастные и гендерные различия // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1: «Проблемы образования, науки и культуры». Екатеринбург: Уральский университет, 2011, № 4 (95). С. 180–188.
5. Иванова Е. С. Возрастные нормативы объема и содержания активного словаря эмоций младших школьников // В мире научных открытий: материалы II Межд. научно-практ. конф. (9 января 2012 г.) / под ред. С. П. Акутиной. М.: Спутник+, 2012. С. 170–173.
6. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006.
7. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
8. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
9. Малышева С. В. О диагностике и коррекции переживаний одиночества у подростков // Вестник Московского университетата, 2003. № 3. С. 61–68.
10. Селигман М. Новая позитивная психология. София, 2006.
11. Шаховский В. И. Эмоции: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
12. Экман П. Психология эмоций. СПб: Питер, 2010.
Рецензия
Для цитирования:
Иванова Е.С. ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ И ОПОЗНАНИЕ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕССИИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ. Образование и наука. 2013;(9):91-102. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-9-91-102
For citation:
Ivanova I.S. Emotional Verbalization and Identification of Facial Expressions in Teenagers’ Communication. The Education and science journal. 2013;(9):91-102. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-9-91-102