ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ И ОПОЗНАНИЕ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕССИИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-9-91-102
Resumen
В статье ставится вопрос о необходимости изучения субъективных критериев эффективности межличностного общения. Подчеркивается значимость общения для формирования личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Обсуждается проблема неразработанности репрезентаций положительных эмоций, возникающих в процессе и результате общения. Опознание и вербализация эмоций выделяются
в качестве базовых коммуникативных навыков. Описываются данные лонгитюдного эксперимента и возрастных срезов. Рассматриваются гендерные различия опознания и вербализации эмоций. В результате анализа данных экспериментального исследования показано, что точность опознаваемых по лицевой экспрессии эмоций изменяется у юношей и девушек разными темпами. Обсуждаются перспективы определения возрастных норм для опознания и вербализации эмоций.
Referencias
1. Барабанщиков В. А., Носуленко В. Н. Системность. Восприятие. Общение. М., 2004.
2. Вилюнас В. К. Перспективы развития психологии эмоций // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1989. С. 46–60.
3. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
4. Иванова Е. С. Вербализация эмоций: возрастные и гендерные различия // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1: «Проблемы образования, науки и культуры». Екатеринбург: Уральский университет, 2011, № 4 (95). С. 180–188.
5. Иванова Е. С. Возрастные нормативы объема и содержания активного словаря эмоций младших школьников // В мире научных открытий: материалы II Межд. научно-практ. конф. (9 января 2012 г.) / под ред. С. П. Акутиной. М.: Спутник+, 2012. С. 170–173.
6. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006.
7. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
8. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
9. Малышева С. В. О диагностике и коррекции переживаний одиночества у подростков // Вестник Московского университетата, 2003. № 3. С. 61–68.
10. Селигман М. Новая позитивная психология. София, 2006.
11. Шаховский В. И. Эмоции: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
12. Экман П. Психология эмоций. СПб: Питер, 2010.
Recensión
Para cita:
Ivanova I.S. Emotional Verbalization and Identification of Facial Expressions in Teenagers’ Communication. The Education and science journal. 2013;(9):91-102. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-9-91-102