Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Образовательные траектории выпускников школ российского промышленного региона

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-10-41-60

Аннотация

Введение. Актуальность исследования определяется необходимостью поиска конструктивных решений проблемы образовательного перехода молодежи из учреждения общего среднего образования в систему высшего образования и выработки комплекса мер, которые бы стимулировали большую часть молодых людей оставаться в регионе проживания и ориентироваться на получение специальностей, востребованных местным рынком труда.

Цель исследования – выявление образовательных планов выпускников школ и особенностей вхождения молодых людей в систему высшего образования региона. В качестве индикаторов рассматриваются доступность образования и миграция молодежи на этапе перехода из системы среднего образования в высшую школу.

Проблемная ситуация заключается в миграции молодых людей из региона проживания в крупные университетские центры. Это приводит к изменению демографической ситуации регионов и оттоку наиболее способных и подготовленных выпускников.

Материалы и методы исследования. Использованы данные проведенного авторами социологического исследования «Комплексный анализ системы образования Кемеровской области», в рамках которого методом анкетирования, реализованного с помощью платформы Google forms, были опрошены выпускники школ (787 девятиклассников, 338 одиннадцатиклассников) и их родители (520 человек). Опрос охватил 18 школ, расположенных во всех районах области и во всех типах поселений. На этапе анализа данных в функциональной среде SPSS 25 были обработаны первичные данные и представлены результаты методами описательной статистики; проведен углубленный анализ эмпирической информации многомерными методами аналитической статистики, включая критерий значимости χ2, процедуры факторного и корреляционно-регрессионного анализа (p < 0,001).

Результаты исследования и научная новизна. Выявлены перспективные планы выпускников школ промышленного региона России; изучены мотивы и аргументация их выбора; определены факторы, влияющие на этот выбор. В качестве возможных мер по преодолению оттока молодых людей из регионов авторы предлагают рассматривать целевое обучение, работу с талантливой молодежью, организацию взаимодействия на уровне «работодатель – школа – вуз», различные формы сетевого взаимодействия вузов, а также современные формы привлечения студентов в комфортную образовательную среду университета, создание условий не только для обучения, но и для досуга, саморазвития, реализации непрерывного образования.

Практическая значимость. Результаты исследования будут полезны специалистам в области проблем образования, изучения и анализа миграционных настроений молодежи, аналитикам рынка труда, представителям органов управления образованием и региональной администрации. Инструментарий исследования может быть использован при анализе образовательной миграции и изучении профессиональных траекторий выпускников школ регионов России. Планируется распространить данный опыт изучения системы образования на наиболее проблемные в плане образовательной миграции регионы РФ с целью предложения им возможных путей оптимизации этого процесса.

Об авторах

И. А. Алешковский
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Алешковский Иван Андреевич – кандидат экономических наук, доцент, директор Центра стратегии развития образования, заместитель декана факультета глобальных процессов

Москва



А. И. Мотева
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Мотева Алина Игоревна – ведущий специалист Центра стратегии развития образования

Москва



Н. Е. Савина
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Савина Наталья Евгеньевна – научный сотрудник Центра стратегии развития образования

Москва



А. Т. Гаспаришвили
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов; Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Россия

Гаспаришвили Александр Тенгизович – кандидат философских наук, доцент, заместитель директора Центра стратегии развития образования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доцент кафедры социологии Российского университета дружбы народов, старший научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

Researcher ID H-2092-2012

Москва



О. В. Крухмалева
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов
Россия

Крухмалева Оксана Валерьевна – кандидат социологических наук, заведующая отделом Центра стратегии развития образования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доцент кафедры социологии Российского университета дружбы народов

Researcher ID T-9611-2017

Москва



Список литературы

1. Пациорковский В. В., Крухмалева О. В. Образование в цифровом обществе: региональный аспект // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Социология». 2019. Т. 19 (3). С. 419–431. DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-3-419-431

2. Boyadijieva P., Ilieva-Trichkova P. Horizontal Differentiation Matters: Moderating Influence of the Type of Upper Secondary Education on Students’ Transitions // European Education. 2019. Vol. 51, № 1. P. 32–50. DOI: 10.1080/10564934.2017.1411764

3. Iloh C. Toward a New Model of College “Choice” for a Twenty-First-Century Context // Harvard Educational Review. 2018. Vol. 88, № 2. P. 227–244. DOI: 10.17763/1943-5045-88.2.227

4. Hunter K., Wilson A., McArthur K. The role of intergenerational relationships in challenging educational inequality: Improving participation of working-class pupils in higher education // Journal of Intergenerational Relationships. 2018. Vol. 16, № 1–2. P. 5–25. DOI: 10.1080/15350770.2018.1404382

5. Moeller J., Brackett M., Ivecevic Z., Whate A. High school students’ feelings: Discoveries from a large national survey and an experience sampling study // Learning and Instruction. 2020. Vol. 66 (April). DOI: 10.1016/j.learninstruc.2019.101301

6. Bourdieu P. Sociology of social space. Moscow: Alethea, 2014. Available from: https://socioline.ru/files/5/39/sociologiya_socialnogo_prostranstva.pdf (date of access: 10.04.2020).

7. Dewey J. School and Society // John Dewey. The Middle Works. 1899–1924. Ed. by Jo Ann Boydston. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1976. Available from: https://openlibrary.org/works/OL111358W/The_school_and_society (date of access: 10.04.2020).

8. Simon B. A Life in Education. England: by Lawrence & Wishart Ltd., 1998. 224 p. Available from: https://openlibrary.org/books/OL9809034M/A_Life_in_Education (date of access: 15.04.2020).

9. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. N. Y.: Basic Books, 1999. 616 p. Available from: https://celz.ru/daniel-bell/page,10,527562-the_coming_of_post-industrial_society.html (date of access: 10.04.2020).

10. Bowles S., Gintis H. Social capital and community governance // The Economic Journal. 2002. Vol. 112 (483). P. 419–436. DOI: 10.1111/14680297.00077

11. Coleman J. S. et al. Equality of educational opportunity. United States Government Printing Office, Washington, DC, 1966. Available from: https://eric.ed.gov/?id=ED012275 (date of access: 10.04.2020).

12. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования [Электрон. ресурс] // Социологические исследования. 2015. № 11. C. 37–48. Режим доступа: http://socis.isras.ru/article/5828 (дата обращения: 17.04.2020).

13. Клячко Т. Л., Синельников-Мурылев С. Г. Стратегия для России: Образование [Электрон. ресурс]. Москва: Дело (РАНХиГС), 2018. 119 с. Режим доступа: http://www.doctorantura.ru/images/pdf/norm_doc/doklad_rf_obrazovanie.pdf (дата обращения: 10.04.2020).

14. Зубаревич Н., Сафронов С. Люди и деньги: доходы, потребление и финансовое поведение населения российских регионов в 2000–2017 гг. // Известия РАН. Серия географическая. 2019. Т. 9. С. 359–369. DOI: 10.31857/S2587-5566201953-17

15. Фурсова В. В., Ханнова Д. Х. Социальное неравенство в системе образования: российские и зарубежные теории и исследования [Электрон. ресурс]. Москва: Директ-Медиа, 2013. Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F999009192/Kniga_6_.pdf (дата обращения: 10.04.2020).

16. Crips G., Baker V. L., Griffin K., Gall Lunsford L., Pifer M. Mentoring Undergraduate Students // ASHE Higher Education Report. Special Issue: Mentoring Undergraduate Students. 2017. Vol. 43 (1). P. 7–103. https://doi.org/10.1002/aehe.20028

17. Gabay-Egozi L. School Choice in a Stratified Geography: Class, Geography, Otherness, and Moral Boundaries Education // Journal of Education Policy. 2016. Vol. 31 (1). P. 1–27. DOI: 10.1080/02680939.2015.1047410

18. Guthrie C., Andersson H., Cerna L., Borgonovi F. Strength Through Diversity: Country Spotlight Report for Chile // OECD Education Working Paper. 2019. Vol. 210. DOI: 10.1787/19939019

19. Урбан О. А. Набор в вузы как фактор кадровых рисков модернизации моногородов Кузбасса // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 53–61. DOI: 10.7868/S0132162518030054

20. Булатова Т. А., Глухов А. П. Факторы привлечения образовательных мигрантов (на примере сибирских вузов) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Социология». 2019. № 1. С. 41–52. DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-1-40-52

21. Puckett C. CS4Some? Differences in Technology Learning Readiness // Harvard Educational Review. 2019. Vol. 89 (4). P. 554–587. DOI: 10.17763/19435045-89.4.554

22. Kolluri S. Reconsidering Organizational Habitus in Schools: One Neighborhood, Two Distinct Approaches to Advanced Placement // Harvard Educational Review. 2019. Vol. 89 (1). P. 109–131. DOI: 10.17763/1943-5045-89.1.109

23. Kolluri S., Tierney W. College for All in capitalist America: the post-secondary emphasis in the neoliberal age // Tertiary Education and Management. Higher Education and Human Vulnerability: Global Failures of Corporate Design. 2018. № 24 (3). P. 242–253. DOI: 10.1080/13583883.2018.1440417

24. Chrystal A., Mwangi G. Navigating Two Worlds: Exploring HomeSchool Dissonance in the College-Going Process of Immigrant Families // Harvard Educational Review. 2019. Vol. 89 (3). P. 448–472. DOI: 10.17763/19435045-89.3.448

25. Xiang X. My Future, My Family, My Freedom: Meanings of Schooling for Poor, Rural Chinese Youth // Harvard Educational Review. 2018. Vol. 88 (1). P. 81–102. DOI: 10.17763/1943-5045-88.1.81

26. Стриелковски В., Киселева Л. С., Синева А. Ю. Тенденции международной образовательной миграции (на примере Финляндии) // Интеграция образования. 2020. № 24 (1). С. 32–49. DOI: 10.15507/19919468.098.024.202001.032-049

27. Блинова Т., Федотов В. Доступность услуг высшего образования: понятия и методика оценки // Управленческое консультирование. 2018. Т. 12. С. 128–141. DOI: 10.22394/1726-1139-2018-12-128-141

28. Капуза А. В., Керша Ю. Д. , Захаров А. Б. , Хавенсон Т. Е. Образовательные результаты и социальное неравенство в России: динамика и связь с образовательной политикой [Электрон. ресурс] // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 10–35. Режим доступа: https://vo.hse.ru/data/2017/12/20/1159980310/Kapuza.pdf (дата обращения: 30.04.2020).

29. Roshchina Y., Fillippova T. School Education Through the Eyes of Parents // Russian Education and Society. 2014. Vol. 56 (1). P. 70–86. DOI: 10.2753/RES1060-9393560107

30. Тропникова В. В. Система образования и социальное неравенство: анализ зарубежных подходов к исследованию проблемы // Наука Красноярья. 2019. № 8 (1). С. 25–40. DOI: 10.12731/2070-7568-2019-1-25-40

31. Доступность высшего образования в регионах России [Электрон. ресурс] / А. Д. Громов, Д. П. Платонова, Д. С. Семенов, Т. Л. Пырова. Москва: НИУ ВШЭ, 2016. 32 с. (Современная аналитика образования. № 8). Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2017/01/30/1114281696/САО%208_финал-электронный.pdf (дата обращения: 10.04.2020).

32. Мониторинг качества приема в вузы [Электрон. ресурс]. Москва: НИУ ВШЭ, 2018. Режим доступа: https://ege.hse.ru/stata_2018 (дата обращения: 10.04.2020).

33. Davies P., Qiu T., Davies N.M. Cultural and human capital, information and higher education choices // Journal of Education Policy. 2014. Vol. 29 (6). P. 804–825. DOI: 10.1080/02680939.2014.891762

34. Carnoy M., Khavenson T., Ivanova A. Using TIMSS and PISA results to inform educational policy: a study of Russia and its neighbors // Journal of Comparative and International Education. 2015. Vol. 45 (2). P. 248–271. DOI: 10.1080/03057925.2013.855002

35. Levitt S., Dubner S. Friconomics. Harper Collins UK, 2009. 320 p. Available from: http://en.bookfi.net/book/1500041 (date of access: 10.04.2020).

36. Katz I., Cohen R., Green-Cohen M., Morsiano-Davidpur S. Parental support for adolescents’ autonomy while making a first career decision // Learning and Individual Differences. 2018. Vol. 65 (June). P. 12–19. DOI: 10.1016/j.lindif.2018.05.006

37. Lee B., Porfeli E. J., Hirschi A. Betweenand within-person level motivational precursors associated with career exploration // Journal of Vocational Behavior. 2016. Vol. 92. P. 125–134. DOI: 10.1016/j.jvb.2015.11.009


Рецензия

Для цитирования:


Алешковский И.А., Мотева А.И., Савина Н.Е., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Образовательные траектории выпускников школ российского промышленного региона. Образование и наука. 2020;22(10):41-60. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-10-41-60

For citation:


Aleshkovski I.A., Moteva A.I., Savina N.E., Gasparishvili A.T., Krukhmaleva O.V. Educational trajectories of school graduates of the Russian industrial region. The Education and science journal. 2020;22(10):41-60. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-10-41-60

Просмотров: 1038


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)