Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 22, № 10 (2020)
Скачать выпуск PDF

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ 

11-40 324
Аннотация

Введение. Проблема общего кризиса образования обозначена Ч. П. Сноу и названа Ф. Б. Кумбсом более 60 лет назад. Высказанные с того времени точки зрения по данной проблеме многообразны, но это не привело к уменьшению ее остроты. Зато свидетельствует о необходимости продолжить выявление и изучение порождающих общий кризис образования причин, из которых основными являются быстрый рост научного знания и его ускоренная дифференциация. Это определяет актуальность исследования структуры научного знания, являющегося детерминантом содержания общего образования, через призму истории науки.

Цель исследования состоит в обосновании представления об основной причине общего кризиса мирового образования как результате усиления дифференциации научного знания в связи с ускорением роста его объема и в разработке подхода к преодолению кризиса.

Методология, методы и методики. Методология исследования опирается на идеологию Ф. Клейна (Эрлангенская программа) и представления Ю. Вигнера об уровнях деления области научного знания (совокупность этих идей позволяет использовать их в качестве инструмента описания структуры научного знания и, как следствие, структуры содержания образования, детерминантом которого оно выступает), на личностно-деятельностный подход, развитый В. С. Ледневым для анализа структуры содержания образования, а также на подходы к описанию поведения сложных систем на основе закономерностей, установленных синергетикой.

Результаты. Рассмотрение истории развития структуры научного знания в рамках идеологии Эрлангенской программы Ф. Клейна позволило сделать вывод о том, что в целом ее следует описывать как результат незавершенного процесса формирования схемы деления всей области научного знания на три области, которые составляют три уровня: явления природы, законы природы и область принципов симметрии. По мере возрастания каждый последующий уровень наделяет структурой предыдущий. Принятая в настоящее время классификация наук является горизонтальным сечением трехуровневой схемы деления научного знания в области законов природы.

Научная новизна. В работе показано, что трехуровневая схема деления научного знания формируется в ходе истории науки как основа интеграции научного знания, уравновешивающая процесс его дифференциации, что должно позволить оптимизировать содержание общего образования, усилив интеграцию его дисциплин.

Практическая значимость. Представления о структуре научного знания, заложенные в трехуровневой схеме деления области научных знаний, будут использованы в качестве основы для формирования нового варианта структуры содержания общего образования, который позволит оптимизировать ее и уменьшить остроту общего кризиса образования, связанную с прогрессирующей дифференциацией научного знания.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

41-60 320
Аннотация

Введение. Актуальность исследования определяется необходимостью поиска конструктивных решений проблемы образовательного перехода молодежи из учреждения общего среднего образования в систему высшего образования и выработки комплекса мер, которые бы стимулировали большую часть молодых людей оставаться в регионе проживания и ориентироваться на получение специальностей, востребованных местным рынком труда.

Цель исследования – выявление образовательных планов выпускников школ и особенностей вхождения молодых людей в систему высшего образования региона. В качестве индикаторов рассматриваются доступность образования и миграция молодежи на этапе перехода из системы среднего образования в высшую школу.

Проблемная ситуация заключается в миграции молодых людей из региона проживания в крупные университетские центры. Это приводит к изменению демографической ситуации регионов и оттоку наиболее способных и подготовленных выпускников.

Материалы и методы исследования. Использованы данные проведенного авторами социологического исследования «Комплексный анализ системы образования Кемеровской области», в рамках которого методом анкетирования, реализованного с помощью платформы Google forms, были опрошены выпускники школ (787 девятиклассников, 338 одиннадцатиклассников) и их родители (520 человек). Опрос охватил 18 школ, расположенных во всех районах области и во всех типах поселений. На этапе анализа данных в функциональной среде SPSS 25 были обработаны первичные данные и представлены результаты методами описательной статистики; проведен углубленный анализ эмпирической информации многомерными методами аналитической статистики, включая критерий значимости χ2, процедуры факторного и корреляционно-регрессионного анализа (p < 0,001).

Результаты исследования и научная новизна. Выявлены перспективные планы выпускников школ промышленного региона России; изучены мотивы и аргументация их выбора; определены факторы, влияющие на этот выбор. В качестве возможных мер по преодолению оттока молодых людей из регионов авторы предлагают рассматривать целевое обучение, работу с талантливой молодежью, организацию взаимодействия на уровне «работодатель – школа – вуз», различные формы сетевого взаимодействия вузов, а также современные формы привлечения студентов в комфортную образовательную среду университета, создание условий не только для обучения, но и для досуга, саморазвития, реализации непрерывного образования.

Практическая значимость. Результаты исследования будут полезны специалистам в области проблем образования, изучения и анализа миграционных настроений молодежи, аналитикам рынка труда, представителям органов управления образованием и региональной администрации. Инструментарий исследования может быть использован при анализе образовательной миграции и изучении профессиональных траекторий выпускников школ регионов России. Планируется распространить данный опыт изучения системы образования на наиболее проблемные в плане образовательной миграции регионы РФ с целью предложения им возможных путей оптимизации этого процесса.

ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ 

61-89 432
Аннотация

Введение. Современная образовательная практика во многом «обходится» без дидактики: решения об отборе содержания, методов и форм обучения нередко принимаются на разных уровнях и в разных сферах образования без концептуального обоснования. Это не обязательно говорит о неосведомленности участников данного процесса, но скорее обнаруживает острую необходимость актуализировать дидактические исследования, включить в сферу их охвата те значимые объекты и явления в области образования, которые пока не получили должного внимания.

Цель работы состоит в обозначении проблематики дидактических исследований исходя из вызовов, которые ставит перед дидактикой развитие образовательной практики.

Методология и методики. Основой исследования служат системный, междисциплинарный, антропологический подходы; к его методам относятся анализ, синтез, систематизация, моделирование, идеализация, прогнозирование.

Результаты исследования. Обоснована необходимость расширения проблематики дидактических исследований. Выделены сквозные дидактические проблемы, которые касаются обучения на всех ступенях образовательной лестницы, широкого диапазона контекстов образовательной практики: психолого-дидактические характеристики современного субъекта обучения; дидактические основы отбора содержания образования в условиях трансформации образовательной среды цифровой эпохи; уточнение концептуально-терминологического аппарата дидактики; контекстные особенности дидактических принципов применительно к каждой сфере образовательной практики; задачи и функции нетрадиционных форматов обучения; дидактические основы использования этих форматов и диапазон ролей педагога в соответствующих условиях; разработка дидактики подготовки педагогов.

Выявлены перспективные направления дидактических исследований. Сделан вывод о расширении пространства проблем, стоящих перед дидактикой, посредством включения объектов и процессов, которые обычно находились вне сферы внимания; повышения роли междисциплинарных исследований обучения, усиливающих многогранность дидактических представлений и их на-

учную обоснованность; изучения локальных инновационных образовательных практик, выявления целесообразности и возможностей их распространения в разных сферах образования.

Научная новизна. Охарактеризованы области образовательной практики, которые недостаточно охвачены дидактическими исследованиями или находятся вне исследовательского поля дидактики; обозначены концептуальные разрывы, для заполнения которых необходимо расширение и обогащение концептуального аппарата этой науки. Освещен ряд парадоксов как концептуальных противоречий, которые указывают на пробелы в современном дидактическом знании (парадоксы субъекта обучения, целей-результатов обучения, экспертности педагога) и побуждают к обновлению дидактики как теории обучения.

Практическая значимость. Развитие дидактики в рассмотренных направлениях позволит совершенствовать образовательный процесс на теоретически выверенной основе, расширить возможности, сократить риски и повысить эффективность нововведений.

ДИСКУССИИ 

90-115 513
Аннотация

Введение. В условиях пандемии произошли серьезные трансформации в образовании: экстренный переход к новым формам обучения и цифровизация этого процесса стали вызовом для традиционного понимания образования как общественного блага, основанного на гуманистических началах. В средствах массовой информации (СМИ) и социальных сетях на протяжении нескольких месяцев активно велось обсуждение перспектив образовательного процесса. Разрозненность и нечеткость мнений авторов многочисленных публикаций свидетельствуют о необходимости анализа ситуации в современном образовании с позиции аксиологии и культурологии.

Цель данной статьи – рассмотреть происходящие в условиях цифровизации изменения в образовании и выявить потенциал гуманистической педагогики.

Методология и методы. Исследование опирается на междисциплинарную методологию, позволяющую интегрировать достижения различных социально-гуманитарных наук. Частными методами работы выступили метод кластерного анализа, контент-анализ СМИ и социальных сетей, дополненные анализом групповой идентификации.

Результаты. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что процессы, происходящие в современном российском образовании, могут быть описаны с позиции теории травмы. Автором вводится понятие «гуманитарное сопротивление», под которым понимаются формы символического протеста, основанные на ценностях гуманизма, опирающиеся на национально-культурные традиции и носящие ненасильственный характер. Предложена первичная классификация проявлений гуманитарного сопротивления в отечественном образовании, включающая мировоззренческий, аксиологический, социопсихологический и собственно педагогический аспекты; на конкретных примерах раскрыта сущность этих проявлений.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании анализа актуальных образовательных практик с философско-культурологических позиций и введении в научный оборот новых категорий, позволяющих адекватно описывать современные процессы в образовании. Статья носит дискуссионный характер, предполагающий обсуждение проблем образования как общественного блага и роли педагога как носителя гуманистической традиции в условиях цифровизации.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его результаты для определения перспектив образовательной политики в условиях цифрового общества, а также для формирования стратегий и выбора векторов подготовки педагогов в новых условиях.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

116-138 341
Аннотация

Введение. В современной ситуации социально-экономического развития и цифровизации общества вопрос о моральных нормах приобретает особую актуальность. В молодежной среде укрепляются индивидуализм, принципы самоактуализации, обогащения и автономии, не развиваются ценности гражданского участия и моральная идентичность. В связи с этим на государственном уровне среди молодежи популяризируются просоциальные установки, направленные на оказание бескорыстной помощи человеку или обществу в целом.

Цель исследования состоит в выявлении доминирующих моральных оснований и норм просоциального поведения молодежи, характеризующих это поведение как безопасное.

Методология и методики. Исследование основывается на теории моральных оснований, теории социальных норм просоциального поведения и теории социально-психологической безопасности. Применялись следующие психодиагностические методики: «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» (И. Г. Тимощук), «Опросник моральных оснований» (Дж. Хайдт с соавторами, в адаптации О. А. Сычева с соавторами); «Шкала альтруизма» (Ф. Раштон, в адаптации Н. В. Кухтовой), «Социальные нормы просоциального поведения» (И. А. Фурманов, Н. В. Кухтова). Полученные эмпирические данные обрабатывались с помощью анализа процентных соотношений, критерия Краскела – Уоллиса, корреляционного анализа Пирсона, линейного регрессионного анализа (метода шагов). Расчеты производились на базе пакета статистических программ SPPS 22.

Результаты и научная новизна. Проведенное исследование показало, что морально-этическая ответственность и просоциальность сформированы у молодых людей на достаточном уровне. Доминирующими моральными основаниями и нормами их просоциального поведения, характеризующими это поведение как безопасное, выступают нормы заботы, справедливости, социальной ответственности. Несмотря на то, что оказание помощи продиктовано преимущественно прагматическими мотивами, безопасность просоциального поведения молодежи обеспечивается соблюдением групповых правил и отсутствием эгоистичных ожиданий взаимности.

Практическая значимость. Выявленные взаимосвязи позволяют прогнозировать уровень готовности личности оказывать помощь и заботиться о благополучии другого человека и общества в зависимости от моральных установок и норм просоциальности. В процессе личностно-профессионального становления и духовно-нравственного развития молодежи целесообразно в рамках реализации дисциплин гуманитарного цикла использовать ситуативное моделирование, направленное на решение моральных дилемм и формирование установок на просоциальное поведение.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

139-160 314
Аннотация

Введение. В статье рассмотрена проблема готовности молодых педагогов к обучению детей с особыми образовательными потребностями в странах, где внедрение инклюзивного образования началось только в последнее десятилетие. Авторами описаны ключевые положения теории формирования профессиональных навыков и компетенций учителей для работы в условиях инклюзивного образования, на основании которой представлены результаты исследований, проведенных в Чехии, Польше и России.

Компетенции молодых педагогов в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Основная цель статьи – сравнить опыт обучения молодыми педагогами детей с особыми образовательными потребностями в отношении навыков и компетенций, необходимых для выполнения этой задачи.

Компетенции молодых педагогов в обучении детей с особыми образовательными потребностями Компетенции молодых педагогов в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Анкетирование и интервью применялись для сбора количественных и качественных данных, которые обрабатывались с использованием базовой статистики (количественный обзор) и метода открытого кодирования (качественный контент).

Компетенции молодых педагогов в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Результаты исследования указывают как на сильные, так и на слабые стороны навыков молодых педагогов по обучению детей с особыми образовательными потребностями. В частности, качественный анализ их ответов позволил выявить некоторые интересные идеи, которые могут быть использованы для совершенствования подготовки педагогов, а также оказания поддержки учителям, работающим с детьми указанной категории, непосредственно в школьной среде в начале их профессиональной карьеры. В целом можно констатировать, что молодые учителя во всех трех странах не чувствуют себя достаточно квалифицированными в области подготовки к работе с такими детьми и нуждаются в экспертной поддержке.

Научная новизна. Результаты исследования позволяют определить некоторые приоритеты подготовки учителей для современного развития инклюзивного образования в рассмотренных странах.

Практическая значимость. Представленные материалы могут стать основой разработки системы экспертной поддержки молодых учителей в реализации инклюзивного образования, а также новых программ подготовки будущих педагогов к работе с учениками с особыми образовательными потребностями.

КОНСУЛЬТАЦИИ 

161-185 357
Аннотация

Введение. Решение задачи создания экономики нового типа требует обеспечения подготовки выпускников, обладающих определенными личностными компетенциями, которые позволяют им управлять собственным профессиональным ростом, объективно оценивать свои достижения и недостатки.

Цель. Цель исследования – проанализировать опыт формирования компетенций самоорганизации и самооценивания у студентов-нелингвистов с помощью нестандартных подходов к самостоятельному изучению английского языка в конкурентной обучающей среде с применением процедур само-, взаимои экспертного оценивания достигнутых результатов.

Методология, методы и методики. Описана модель организации самостоятельной работы студентов по изучению иностранного языка и оценивания ее результатов. Применялись различные методы сбора данных в ходе лонгитюдного трехлетнего исследования с участием студентов экспериментальной ((n = 76) и контрольной групп (n = 75), а также четырех преподавателей-экспертов. Проверка статистической значимости полученных результатов проводилась с помощью парного t-критерия Стьюдента и критерия Фишера.

Результаты. Сопоставительный анализ данных подтвердил различия в динамике формирования  компетенций  самоорганизации  и  самооценивания в экспериментальной и контрольной группах. Количество студентов экспериментальной группы, испытывающих трудности в организации своей самостоятельной работы на иностранном языке, снизилось на 36%; доля обучающихся, способных критически оценивать результаты собственной деятельности, увеличилась на 32%. В контрольной группе улучшения по каждому из критериев равнялись в среднем 4%, что статистически незначимо.

Научная новизна. Разработана альтернативная модель организации самостоятельной работы студентов в конкурентной обучающей среде, подтвердившая свою эффективность для развития способности студентов к самоорганизации, критическому оцениванию собственных достижений и осознанию персональной ответственности за достижение жизненного успеха.

Практическая значимость. Внедрение предложенной модели в практику высшего образования будет способствовать формированию необходимых выпускникам универсальных компетенций, востребованных в будущей профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире. Перспективным направлением дальнейших исследований является апробация новых нестандартных подходов к формированию данных компетенций.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)