Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Гуманитарное сопротивление в условиях цифровизации образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-10-90-115

Полный текст:

Аннотация

Введение. В условиях пандемии произошли серьезные трансформации в образовании: экстренный переход к новым формам обучения и цифровизация этого процесса стали вызовом для традиционного понимания образования как общественного блага, основанного на гуманистических началах. В средствах массовой информации (СМИ) и социальных сетях на протяжении нескольких месяцев активно велось обсуждение перспектив образовательного процесса. Разрозненность и нечеткость мнений авторов многочисленных публикаций свидетельствуют о необходимости анализа ситуации в современном образовании с позиции аксиологии и культурологии.

Цель данной статьи – рассмотреть происходящие в условиях цифровизации изменения в образовании и выявить потенциал гуманистической педагогики.

Методология и методы. Исследование опирается на междисциплинарную методологию, позволяющую интегрировать достижения различных социально-гуманитарных наук. Частными методами работы выступили метод кластерного анализа, контент-анализ СМИ и социальных сетей, дополненные анализом групповой идентификации.

Результаты. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что процессы, происходящие в современном российском образовании, могут быть описаны с позиции теории травмы. Автором вводится понятие «гуманитарное сопротивление», под которым понимаются формы символического протеста, основанные на ценностях гуманизма, опирающиеся на национально-культурные традиции и носящие ненасильственный характер. Предложена первичная классификация проявлений гуманитарного сопротивления в отечественном образовании, включающая мировоззренческий, аксиологический, социопсихологический и собственно педагогический аспекты; на конкретных примерах раскрыта сущность этих проявлений.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании анализа актуальных образовательных практик с философско-культурологических позиций и введении в научный оборот новых категорий, позволяющих адекватно описывать современные процессы в образовании. Статья носит дискуссионный характер, предполагающий обсуждение проблем образования как общественного блага и роли педагога как носителя гуманистической традиции в условиях цифровизации.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его результаты для определения перспектив образовательной политики в условиях цифрового общества, а также для формирования стратегий и выбора векторов подготовки педагогов в новых условиях.

Об авторе

И. Я. Мурзина
Институт образовательных стратегий
Россия

Мурзина Ирина Яковлевна – доктор культурологии, профессор, директор

Researcher ID E-4981-2018

Екатеринбург



Список литературы

1. Кондаков А. Уроки пандемии: новая реальность [Электрон. ресурс] // Вести образования. 26.06.2020. Режим доступа: https://vogazeta.ru/articles/2020/6/26/Iniciativa_FGOS_40/13654-uroki_pandemii_novaya_realnost?fbclid=IwAR3TiSPx8UbNfKVK_ZlRsL4GnJgoe1-sVtMNGTSw6sxnRbcSYTbBNncBCws (дата обращения: 27.06.2020).

2. Negroponte N. Being Digital. New York: Vintage Books, 1995. 243 p.

3. Elliott S. W. Computers and the Future of Skill Demand. Paris: OECD Publishing, 2017. Available from: http://www.oecd.org/edu/computers-and-the- future-of-skill-demand-9789264284395-en.htm (date of access: 20.05.2020).

4. Devine J. Personalized Learning Together. Open education 2030 // Jrc-Ipts Call for Vision Papers. Part II: School Education. 2014. Available from: http://blogs.ec.europa.eu/openeducation2030/files/2013/05/Devine-OE-SE-2030-fin.pdf (date of access: 20.05.2020).

5. Valadez J. R., Durán R. P. Redefining the digital divide: Beyond access to computers and the Internet // The High School Journal. 2007. Vol. 90 (3). P. 31–44.

6. Kerr S. T. Why we all want it to work: Towards a culturally based model for technology and educational change // British Journal of Educational Technology. 2005. Vol. 36, № 6. P. 1005–3016.

7. Warschauer M. The digital divide and social inclusion // Americas Quarterly. 2012. Vol. 6 (2). P. 131.

8. Подуфалов Н. Д. О важнейших проблемах развития наук об образовании // Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка: коллективная монография / авторы-составители: С. Н. Чистякова, Н. Д. Подуфалов, Е. Н. Геворкян. Москва: Экон-Информ, 2019. С. 5–13.

9. Шваб К. Четвертая промышленная революция = Die Vierte Industrielle Revolution. Москва: Эксмо, 2016. 208 с.

10. Korepin V. N., Dorozhkin E. M., Mikhaylova A. V., Davydova N. N. Digital Economy and Digital Logistics as New Area of Study in Higher Education // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2020. Vol. 15, № 13. P. 137–154. Available from: https://doi.org/10.3991/ijet.v15i13.14885

11. Brown J. S. Growing up digital: How the web changes work, education and the ways people learn // Change. 2005. № 32 (2). P. 10–20.

12. Oblinger D. Learners, learning and technology. The Educause learning initiative // Educause Review. 2005. № 40. P. 66–75.

13. Wikramanayake G. Impact of Digital Technology on Education // 24th National Information Conference. 2005. P. 82–91. Available from: https://www.researchgate.net/publication/216361364_Impact_of_Digital_Technology_on_Education (date of access: 17.06.2020).

14. Ugur N. G. Digitalization in higher education: A qualitative approach // International Journal of Technology in Education and Science (IJTES). 2020. № 4 (1). P. 18–25.

15. Sousa R. D., Karimova B., Gorlov S. Digitalization as a new direction in education sphere // E3S Web of Conferences 159, 09014. BTSES-2020. 2020. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202015909014

16. Mertala P. Paradoxes of participation in the digitalization of education: a narrative account. // Learning, Media and Technology. 2019. Available from: https://doi.org/10.1080/17439884.2020.1696362

17. Платонова Е. Д. Цифровизация как инструмент инновационного развития сферы образования в XXI веке // Cовременное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы международной конференции (г. Москва, МПГУ, 24–25 апреля 2018 г.) / под общей редакцией М. М. Мусарского, Е. А. Омельченко, А. А. Шевцовой. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. С. 299–307.

18. Восковская А. С., Карпова Т. А. Применение инновационных стратегий обучения в условиях цифровизации современного образования // Наука и образование: новое время. 2019. № 1 (30). С. 738–746.

19. Блинов В. И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? // Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка: коллективная монография / авторы–составители: С. Н. Чистякова, Н. Д. Подуфалов, Е. Н. Геворкян. Москва: Экон-Информ, 2019. С. 14–23.

20. Андрюхина Л. М., Ломовцева Н. В., Садовникова Н. О. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С. 30–43.

21. Сергеева М. Г. Обеспечение качества обучения посредством цифровизации образования [Электрон. ресурс] // Вопросы педагогики. 2019. № 3. С. 262–265. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37187233 (дата обращения: 25.07.2020).

22. Tretyakova N. V., Fedorov V. A., Kharakhordina M. V. Digital Literacy and Digital Didactics as the Basis for New Learning Models Development // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2020. Vol. 15, № 14. P. 4–18. Available from: https://doi.org/10.3991/ijet.v15i14.14669; https://online-journals.org/index.php/i-jet/article/view/14669

23. Barker B. O., Dickson M. W. Distance learning technologies in K-12 schools: Past, present, and future practice // Techtrends. 1996. № 41 (6). P. 19–22.

24. Долгова С. Ю., Майзенберг Е. А., Мартынова Е. В. Профессионализм преподавателя как фактор успешной цифровизации современного образовательного процесса // Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2019. С. 67–98.

25. King F. B., Young M. F., Drivere-Richmond K., Schrader P. G. Defining distance learning and distance education. Available from: https://www.researchgate.net/publication/228716418_Defining_distance_learning_and_distance_education (date of access: 17.06.2020).

26. Zabolotniaia M., Cheng Z., Dorozhkin E. M., Lyzhin A. I. Use of the LMS Moodle for an Effective Implementation of an Innovative Policy in Higher Educational Institutions // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2020. Vol. 15, № 13. P. 172–189. Available from: https://doi.org/10.3991/ijet.v15i13.14945

27. Liu Z., Lomovtseva N. V., Korobeynikova E. Online Learning Platforms: Reconstructing Modern Higher Education. Collaboration // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2020. Vol. 15, № 13. P. 4–21. Available from: https://doi.org/10.3991/ijet.v15i13.14645

28. Woldeab D., Yawson R. M., Osafo E. A Systematic Meta-Analytic Review of Thinking beyondthe Comparison of Online Versus Traditional Learning // Е-Journal of Business Education & Scholarship of Teaching. June 2020. Vol. 14, iss. 1. P. 1–24. Available from: https://www.academia.edu/43503918/A_Systematic_Meta-Analytic_Review_of_Thinking_beyond_the_Comparison_of_Online_Versus_Traditional_Learning (date of access: 20.07.2020).

29. Vershitskaya E. R., Mikhaylova A. V., Gilmanshina S. I., Dorozhkin E. M., Epaneshnikov V. V. Present-day management of universities in Russia: prospects and challenges of e-learning // Education and Information Technologies. 2020. № 25. P. 611–621. Available from: https://doi.org/10.1007/s10639-019-09978-0

30. Марков Б. В. Человек и общество в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, № 2. С. 143–148.

31. Kaur N., Bhat M. S. The Face of Education and the Faceless Teacher Post COVID-19 // Journal of Humanities and Social Sciences Research. 2020. № 2. P. 39–48. htps://doi.org/10.37534/bp.jhssr.2020.v2.nS.id1030.p39

32. Matveeva S. V., Akatova N. S, Shcherbakov Yu. I., Filinova N. V. Digitalization of Higher Education and Professional Development of Educators: Technologies and New Opportunities = Цифровизация высшего образования и повышение квалификация преподавателей: технологии и новые возможности // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9, iss. 29. May. P. 77–86. http://dx.doi.org/10.34069/AI/2020.29.05.10

33. Мороз О., Суверина Е. Trauma studies: История, репрезентация, свидетель [Электрон. ресурс] // Новое литературное обозрение. 2014. № 1 (125). Режим доступа: https://magazines.gorky.media/nlo/2014/1/traumastudies-istoriya-reprezentacziya-svidetel.html (дата обращения: 27.05.2020).

34. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: пер. с польск. С. М. Червонной. Москва: Логос, 2005. 664 с.

35. Александер Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология / пер. с англ. Г. К. Ольховикова; под ред. Д. Ю. Куракина. Москва: Праксис, 2013. 640 с.

36. Яницкий О. Н. Массовая мобилизация: проблемы теории // Социс. 2012. № 6. С. 3–12.

37. Макаревич Э. Ф. Некоторые вопросы гуманитарного сопротивления глобальному контролю масс // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 4. С. 62–67.

38. Ясперс К. Истоки истории и ее смысл // Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. 2-е изд. Москва: Республика, 1994. С. 28–288.

39. Тощенко Ж. Т. К чему ведет нескончаемая оптимизация образования. Когда стандарты и гранты важнее всего [Электрон. ресурс] // Независимая газета, 27.01.2020. Режим доступа: https://www.ng.ru/scenario/2020-01-27/9_7778_education.html?fbclid=IwAR26VRNkwARwT4TJ5ntyuwX9tkHcjr0s6oXOXwEVRxYZIVYFv5wERPa0LM8 (дата обращения: 02.07.2020).

40. Филина О. Сплошные перемены. Российские школы набрали инновационности [Электрон. ресурс] // Огонек. 15.04.2019. № 14. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3922960 (дата обращения: 02.07.2020).

41. Бацын В. «Ты зовешь или пророчишь?»: Историк Владимир Бацын – о рисках тотальной цифровизации [Электрон. ресурс] // Вести образования. 09.07.2020. Режим доступа: https://vogazeta.ru/articles/2020/7/9/bigdata/13822-ty_zovesh_ili_prorochish (дата обращения: 10.07.2020).

42. Бренер А., Шурц Б. Что делать? 54 технологии культурного сопротивления отношениям власти в эпоху позднего капитализма. Москва: Гилея, 1999 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.bookol.ru/dokumentalnaya_literatura_main/dokumentalnaya_literatura/162183/fulltext.htm (дата обращения: 29.05.2020).


Для цитирования:


Мурзина И.Я. Гуманитарное сопротивление в условиях цифровизации образования. Образование и наука. 2020;22(10):90-115. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-10-90-115

For citation:


Murzina I.Y. Humanitarian resistance in the context of digitalisation of education. The Education and science journal. 2020;22(10):90-115. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-10-90-115

Просмотров: 674


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)