Современные виды консалтинга в системе управления образовательной организацией
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-1-73-101
Resumen
Введение. В связи с усложнением внутренних и внешних процессов деятельности образовательной организации в рыночных условиях возникает потребность в идентификации управленческих практик, которые могут быть делегированы внешним консультантам. Процесс определения таких практик в полной мере не изучен, а экспертная поддержка руководителей и менеджерских команд часто носит ситуативный характер.
Цель исследования – выявление спектра управленческих проблем образовательных организаций, вызывающих потребность в получении внешней консультационной поддержки.
Методология и методики. С помощью метода кластерного анализа текстовых данных периодических изданий исследован потенциальный рынок консалтинговых услуг, идентифицированы современные управленческие проблемы образовательных организаций и опыт их решения внешними организациями. Для выявления кейсов проведен анализ открытых данных консалтинговых организаций.
Результаты. Рассмотрены и классифицированы основные управленческие проблемы образовательных организаций и способствующие их решению типы консалтинговых услуг. Выделены основные подходы к определению рамок консалтинга в сфере образования, разработан способ мониторинга перспективного рынка консалтинговых услуг. Установлено, что рост спроса на эти услуги и расширение их линейки связаны с формированием рыночной среды в системе образования и стремлением менеджеров образовательных организаций обеспечить конкурентное преимущество. Проанализированы и сгруппированы в соответствии с предложенной типологией кейсы российских и зарубежных консалтинговых агентств.
Научная новизна. В академической литературе изучение указанного проблемного поля сводится преимущественно к определению границ образовательного консалтинга. Авторами статьи предпринята попытка выявить типовые ситуации, побуждающие образовательные организации обращаться к внешним экспертам.
Практическая значимость. Результаты исследования станут ориентиром для руководства образовательных организаций при принятии управленческих решений, что позволит менеджерам самостоятельно определять, в каких случаях возможным, ввиду существующего на рынке предложения, является обращение к внешним консультантам, а в каких вопросах желательно опираться исключительно на внутренние ресурсы.
De los autores
И. КоршуновRussian Federation
Г. Чахоян
Russian Federation
А. Тюнин
Russian Federation
Е. Ляховецкая
Russian Federation
Referencias
1. Ajayan S., Balasubramanian S. «New managerialism» in higher education: the case of United Arab Emirates // International Journal of Comparative Education and Development. 2020. № 22 (2). P. 147–168. DOI: https://doi.org/10.1108/IJCED-11-2019-0054
2. Ma J., Todorovic Z. Making universities relevant: market orientation as a dynamic capability within institutions of higher learning // Academy of Marketing Studies Journal. 2011. № 15. P. 1–15.
3. Искрин Н. С., Чичканова Т. А. Менеджмент в образовании: системный подход // Образование и наука. 2015. № 1. С. 7–21. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-7-21
4. Потемкина Т. В. Изучение запросов на услуги экспертно-консультационного характера у субъектов образования // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 4 (12). С. 109–116.
5. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Особенности инновационного развития образовательного консалтинга за рубежом // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13, № 3 (35). С. 358–364.
6. Федорчук Ю. М., Полянинова Ю. В., Чекулаева Ю. А. Организационные формы и технологии осуществления поддержки профессионального развития руководителей образовательных организаций // Человек и образование. 2017. № 1 (50). С. 30–34.
7. Новосёлова С. Ю. Управленческий консалтинг в области организационного развития системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 3. С. 6–12. DOI: https://doi.org/10.12737/issn.1998-1740
8. Чечель И. Д., Потемкина Т. В. Управленческая проблема как объект анализа эксперта-консультанта по вопросам развития образования // Russian Journal of Education and Psychology. 2014. № 6 (38). DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2014-6-23
9. Саханский Н. Б. Роль и место консультанта в образовательном процессе // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 1 (17). С. 79–98.
10. Саханский Н. Б. Основные виды консультационной деятельности в сфере образования // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 3 (15). С. 108–130.
11. Häyrinen-Alestalo, M., Peltola, U. The Problem of a Market-oriented University // Higher Education. 2006. № 52. P. 251–281 DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-004-2749-1
12. Василенко Н. В. Особенности консалтинговой деятельности в образовании // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. № 1 (3). C. 74–82.
13. da Costa R. L., Antonio N. S., dos Santos J. B. Management consulting practices and praxis // International Journal of Learning and Change. 2019. № 11 (1). P. 39–56. DOI: https://doi.org/10.1504/IJLC.2019.097182
14. Vukotic S., Anicic J., Vukotic R. The importance of consulting in contemporary business management Journal of Process Management // New Technologies. 2017. № 5 (3). P. 69–78. DOI: https://doi.org/10.5937/jouproman5-14307
15. Dobrea R., Ispas M. Comparative Analysis of Consulting Services in Five European Countries // Valahian Journal of Economic Studies. 2017. № 8 (2). P. 7–16. DOI: https://doi.org/10.1515/vjes-2017-0013
16. Bruhn M., Karlan D., Schoar A. The Impact of Consulting Services on Small and Medium Enterprises: Evidence from a Randomized Trial in Mexico // Journal of Political Economy. 2018. № 126 (2). P. 635–687. DOI: https://doi.org/10.1086/696154
17. van Eck N. J., Waltman L. Citation-based clustering of publications using CitNetExplorer and VOSviewer // Scientometrics. 2017. № 111 (2). P. 1053–1070. DOI: https://doi.org/10.1007/s11192-017-2300-7
18. Perianes-Rodriguez A., Waltman L., van Eck N. J. Constructing bibliometric networks: A comparison between full and fractional counting // Journal of Informetrics. 2016. № 10 (4). P. 1178–1195. DOI: https://doi.org/10.1016/j.joi.2016.10.006
19. Yaakob M., Faiz M., Rushydi M., Akhmad H., Roskifzan O. Strategic management and Strategic Planning in school: Is it worth for teachers? // Academy of Strategic Management Journal. 2019. № 18 (3). P. 1–6.
20. Bryson J., Edwards L. Strategic Planning in the Public Sector // Oxford Research Encyclopedia of Business and Management. 2017. DOI: https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190224851.013.128
21. Harris Z., Moynahan H., Vickery H., Henriksen H., Morello E., Kasemir B. Higher Education Strategic Planning for Sustainable Development: A Global Perspective // Handbook of Theory and Practice of Sustainable Development in Higher Edu- cation. 2017. № 4. P. 153–164. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-47877-7_11
22. Khan U. R., Khan S., Aslam S. M, Mateen S., Punhal N. Total Quality Management in Education // International Journal of Science and Business. 2018. № 2 (2). P. 182–197. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.1217770
23. Кислов А. Г. О менеджменте качества высшего образования // Образование и наука. 2012. Т. 1, № 7. С. 98–112. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-7-98-112
24. Кучма В. Р., Соколова С. Б. Гармонизация европейских и российских стандартов оценки качества медицинской помощи в образовательных учреждениях // Российский педиатрический журнал. 2016. Т. 19, № 3. С. 157–162. DOI: https://doi.org/10.18821/1560-9561-2016-19-3-157-162
25. Liu M., Zha S., He W. Digital Transformation Challenges: a Case Study Regarding the MOOC Development and Operations at Higher Education Institutions in China // TechTrends. 2019. № 63. P. 621–630. DOI: https://doi.org/10.1007/s11528-019-00409-y
26. Khitskov E. A., Veretekhina S. V., Medvedeva A. V., Mnatsakanyan O. L., Shmakova E. G., Kotenev A. Digital Transformation of Society: Problems Entering in the Digital Economy // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. № 12 (5). P. 855–873. DOI: https://doi.org/10.12973/ejac.2017.00216a
27. Крылова Н. П., Антропова Л. В., Левашов Е. Н. Влияние организационных, экономических и социально-педагогических условий на цифровизацию образовательной среды // Science for Education Today. 2019. № 4. С. 124–143. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.08
28. Rauschnabel P., Krey N., Babin B., Ivens B. Brand management in higher education: The University Brand Personality Scale // Journal of Business Research. 2016. № 69 (8). P. 3077–3086. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2016.01.023
29. Ананишев В. М., Машкова Л. А. Маркетинговая деятельность в образовательных учреждениях // Системная психология и социология. 2015. Т. 3, № 15. С. 25–32.
30. Сударкина Х. В. Маркетинг образовательных услуг вуза: особенности, возможности, перспективы // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. Т. 133, № 8. С. 138–142.
Recensión
Para cita:
Korshunov I.A., Chakhoyan G.A., Tyunin A.M., Lyakhovetskaya E.L. Modern types of consulting in the management system of an educational organisation. The Education and science journal. 2021;23(1):73-101. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-1-73-101