ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ 
Введение. В первой части настоящей работы рассмотрена структура научного знания в виде трехуровневой схемы его деления (область явлений природы, законов природы и принципов симметрии), в которой каждый последующий уровень наделяет структурой предыдущий. Согласно подходу В. С. Леднева, научное знание является детерминантом содержания общего образования. Соответственно, структура содержания общего образования также требует пересмотра.
Цель работы состоит в определении необходимого изменения структуры общего образования, соответствующего интегративным тенденциям, зафиксированным при формировании новой структуры научного знания.
Методология исследования опирается на идеологию Ф. Клейна (Эрлангенская программа) и представления Е. Вигнера об уровнях деления области научного знания (совокупность этих идей позволяет использовать их в качестве инструмента описания структуры научного знания и, как следствие, структуры содержания образования, детерминантом которого оно выступает); на личностно-деятельностный подход, развитый В. С. Ледневым для анализа структуры содержания образования, а также на подходы к описанию поведения сложных систем на основе закономерностей, установленных синергетикой.
Результаты и научная новизна. Предлагается ввести в структуру содержания общего образования новый элемент – сквозную линию «Структура научного знания (симметрия)». Его функцией является глобальная интеграция предметных сквозных линий общего образования. На этой основе возможно осуществление оптимизации содержания образования, уравновешивающей процесс дифференциации научного знания. Это дает возможность решить одну из основных проблем общего кризиса образования, связанную снепрерывным ростом объема научного знания и его фрагментацией. В работе учтено, что имеют место признаки стихийного формирования такого нового элемента структуры содержания образования. К ним относятся попытки введения курсов «Концепции современного естествознания» и «Естественно-научная картина мира», обсуждение возможностей применения синергетики в педагогике и активное обсуждение использования представлений о симметрии в рамках различных дисциплин – от гуманитарных до точных. Рассматривается возможность перспектив дальнейшего развития сформулированных представлений о структуре научного знания и структуре содержания общего образования в свете тенденций в области точных наук.
Практическая значимость. Представления о сквозной линии «Структура научного знания (симметрия)» будут использованы при целенаправленном пересмотре и перераспределении содержания предметных сквозных линий общего образования с целью его оптимизации, учитывающей высший уровень интеграции научного знания, возникший в ходе его эволюции.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 
Введение. Волонтерство в современном мире выступает одним из базовых ресурсов решения проблем общества, видом деятельности, который помогает студентам в разных странах наращивать личностные и профессиональные компетенции. Ограниченность исследований, позволяющих анализировать кросс-культурные элементы студенческого волонтерства, обусловила научный интерес к проблеме соответствия культурного контекста и волонтерской деятельности студентов университетов Индии, России и Хорватии. Новый исследовательский ракурс охватил восприятие волонтерства, поведение поколения Z, к которому принадлежат студенты трех рассматриваемых стран, а также значимость особенностей национальной культуры для волонтерской деятельности университетской молодежи.
Цель исследования – дать оценку национальному культурному контексту и уровню его значимости для восприятия волонтерства, мотивации и опыта волонтерской деятельности студентов управленческих специальностей в университетах Индии, России и Хорватии.
Методология и методы исследования. Сравнительное социологическое исследование реализовано с опорой на теорию поколений, теорию культурных измерений Г. Хофстеде и определенные им культурные факторы макроуровня. В исследовании приняли участие студенты региональных университетов трех стран: Индии, России и Хорватии. Основным методом сбора первичных данных выступал анкетный опрос. Анкета состояла из нескольких блоков вопросов, которые позволили оценить субъективное восприятие волонтерства студентами, их личный опыт и мотивацию к волонтерской деятельности, демографические характеристики респондентов. Общая выборочная совокупность – 943 человека, средний возраст респондентов – 21 год. Студенты участвовали анонимно на добровольной основе, без применения каких-либо стимулов. Для анализа данных применялись односторонний дисперсионный анализ, тест Левена. Собранные данные были обработаны в программе IBM SPSS Statistics 23.0.
Результаты и научная новизна. Результаты исследования показали, что в целом поколение Z обладает некими специфическими характеристиками относительно волонтерства и волонтерской деятельности, при этом данные характеристики не имеют зависимости от национальной культуры того или иного государства. На основе ответов респондентов были выявлены факторы, влияющие на занятие студентами волонтерской деятельностью. Так, результаты исследования доказали, что мотивация студентов к волонтерской деятельности в настоящем и будущем существенно не различается в сравниваемых странах, а также не продемонстрировали различий значимости утилитарных и альтруистических мотивов для студентов-волонтеров разных стран. Обнаружено, что обучающиеся в университете Индии более мотивированы к добровольческой деятельности из-за утилитарных мотивов, они чаще занимаются волонтерством в сравнении со студентами из России и Хорватии. Был замерен уровень избегания молодыми людьми личной выгоды, восприятие ценности волонтерства в целом. Авторы дают общий обзор развития волонтерства в трех сравниваемых странах, определяя соответствующий социальный и культурный контекст.
Практическая значимость. Проведенное исследование в условиях популяризации добровольческой деятельности как направления практико-ориентированного обучения в университетах разных стран обогащает область знаний о студенческом волонтерстве, его кросс-культурных элементах.
Результаты данной работы могут быть полезны как университетам в ходе реализации «третьей миссии» для развития местного сообщества, так и всем тем, кто занимается продвижением волонтерской деятельности и набором волонтеров как на местном, национальном, так и международном уровне с целью большего привлечения поколения Z к добровольческому движению.УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ 
Введение. В связи с усложнением внутренних и внешних процессов деятельности образовательной организации в рыночных условиях возникает потребность в идентификации управленческих практик, которые могут быть делегированы внешним консультантам. Процесс определения таких практик в полной мере не изучен, а экспертная поддержка руководителей и менеджерских команд часто носит ситуативный характер.
Цель исследования – выявление спектра управленческих проблем образовательных организаций, вызывающих потребность в получении внешней консультационной поддержки.
Методология и методики. С помощью метода кластерного анализа текстовых данных периодических изданий исследован потенциальный рынок консалтинговых услуг, идентифицированы современные управленческие проблемы образовательных организаций и опыт их решения внешними организациями. Для выявления кейсов проведен анализ открытых данных консалтинговых организаций.
Результаты. Рассмотрены и классифицированы основные управленческие проблемы образовательных организаций и способствующие их решению типы консалтинговых услуг. Выделены основные подходы к определению рамок консалтинга в сфере образования, разработан способ мониторинга перспективного рынка консалтинговых услуг. Установлено, что рост спроса на эти услуги и расширение их линейки связаны с формированием рыночной среды в системе образования и стремлением менеджеров образовательных организаций обеспечить конкурентное преимущество. Проанализированы и сгруппированы в соответствии с предложенной типологией кейсы российских и зарубежных консалтинговых агентств.
Научная новизна. В академической литературе изучение указанного проблемного поля сводится преимущественно к определению границ образовательного консалтинга. Авторами статьи предпринята попытка выявить типовые ситуации, побуждающие образовательные организации обращаться к внешним экспертам.
Практическая значимость. Результаты исследования станут ориентиром для руководства образовательных организаций при принятии управленческих решений, что позволит менеджерам самостоятельно определять, в каких случаях возможным, ввиду существующего на рынке предложения, является обращение к внешним консультантам, а в каких вопросах желательно опираться исключительно на внутренние ресурсы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Введение. В статье рассмотрена проблема выявления ресурсов педагогов – классных руководителей, ориентированных на работу с одаренными учащимися, в контексте методологического сдвига с классической к постнеклассической научной парадигме, от «deficit-модели» к модели «успеха и жизнестойкости» (С. Maddi, Ph. Hiver). Осуществлен обзор современных исследований проблем профессиогенеза классных руководителей.
Цель исследования заключалась в эмпирической проверке возможностей ресурсного подхода к изучению личностных и экзистенциально-психологических аспектов деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми.
Методология и методы. Методологическую базу исследовательской работы составили положения субъектно-деятельностного, ресурсного и экзистенциально-психологическогоподходов к развитию личности, ее бытийному становлению. На основе анализа литературы выделены личностные особенности (креативность, картина мира, эго-идентичность, жизнестойкость и другие), которые могут рассматриваться как ресурсы профессионального развития педагогов – классных руководителей. Степень выраженности различных видов рефлексии и их соотношение определены на основе дифференциального опросника рефлексивности А. В. Карпова и В. В. Пономаревой. Профиль эго-состояний построен с помощью транзактного опросника Д. Джонгвард (в адаптации В. К. Калиненко и В. А. Петровского). Для диагностики показателей экзистенциальной исполненности как качества жизни личности, связанного с ощущением ее наполненности определенным смыслом, свободного выбора и ответственности применялись шкалы экзистенции А. Лэнгле, К. Орглера (в адаптации С. В. Кривцовой, И. Н. Майниной и А. Ю. Васанова). Особенности жизнестойкости и способ решения экзистенциальной дилеммы выявлены с помощью опросника жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой).
Результаты. Представлены результаты эмпирического исследования соотношения личностных и экзистенциальных ресурсов профессиональной деятельности педагогов, работающих с одаренными учащимися. Выявлены значимые различия в проявлении жизнестойкости и рефлексивности в отношении классных руководителей с различным типом эго-структуры личности. Факторный анализ позволил выделить два фактора, которые позиционируют экзистенциально-психологический и личностный ресурсы деятельности классных руководителей одаренных учащихся: «экзистенциальный выбор нового профессионального опыта» и «отстраненность от внешне заданных ритмов и установок».
Научная новизна. Осуществлена проверка эмпирических возможностей экзистенциально-психологического, субъектно-деятельностного и ресурсного подходов к изучению проблем психологии одаренности и профессиогенеза педагогов.
Практическая значимость. Представленные результаты могут быть использованы в рамках программ развития ресурсов профессиональной деятельности педагогов, работающих с одаренными учащимися.
Введение. Доказано, что эмоции оказывают существенное влияние на когнитивные и мотивационные аспекты обучения. Таким образом, выбор подходящих занятий для стимулирования положительных эмоций школьников может в значительной степени способствовать обучению.
Цель. Основная цель исследования заключалась в том, чтобы выяснить, какие виды учебной деятельности вызывают положительные, а какие – отрицательные эмоции у старшеклассников, изучающих английский язык как иностранный. Второстепенной целью было выявление испытываемых эмоций.
Методология и методы. Методологическая триангуляция с применением качественных методов исследования (анкетирование, интервью и наблюдение) была проведена среди учащихся (n = 62) и их учителей английского языка (n = 2). Дополнительный количественный инструмент (шкала) использовался для определения субъективного эмоционального комфорта школьников во время уроков английского языка.
Результаты. Результаты показали, что у учащихся преобладают позитивный привычный комфорт и радость как ключевая эмоция, вызванная в основном коммуникативной деятельностью. Отрицательные эмоции (страх и печаль) выявлялись преимущественно во время тестирования и оценивания.
Научная новизна состоит в том, что впервые применялось сочетание четырех методов в комбинированном дизайне исследования сложной шкалы эмоций, связанных с изучением иностранного языка.
Практическая значимость. Лучшее понимание аффективного аспекта в изучении иностранного языка может помочь педагогам и методистам в выборе подходящих занятий для эффективного удовлетворения реальных когнитивных и эмоциональных потребностей учащихся.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Введение. Актуальность исследования определяется как общей значимостью проблемы цифровой трансформации образования, так и специфическими условиями, которые возникли в ходе кризиса, вызванного распространением COVID-19. Долгосрочные последствия экстренного перехода на дистанционное обучение еще предстоит оценить, но реакция участников образовательного процесса на первый период тотального дистанта должна быть проанализирована незамедлительно как основа для будущих управленческих решений.
Целью исследования является комплексный анализ восприятия опыта экстренного перехода на дистантный режим основными участниками образовательного процесса.
Методология и методы. В основе работы лежит социокультурный методологический подход. В качестве главного метода использовалось онлайн-анкетирование на базе гугл-форм. Респондентами стали участники образовательного процесса, по преимуществу постоянно проживающие на территории Свердловской области (99% опрошенных). Анкетирование проводилось в сентябре – октябре 2020 г. на добровольной и полностью анонимной основе. Сведения, полученные посредством обработки более 24 500 оригинальных ответов, сопоставлены с данными вторичных исследований (прежде всего мониторингов Высшей школы экономики).
Результаты исследования демонстрируют наличие существенных недочетов стратегии цифровой трансформации образования, таких как недостаточное развитие инфраструктуры цифровой связи в регионах, технологическое и компетентностное цифровое неравенство, отсутствие проработанных методик применения цифровых образовательных инструментов, нехватка качественного контента, отсутствие на рынке полноценных интегрированных образовательных ресурсов. Связанные с ними трудности привели, по-видимому, к снижению качества образования в период самоизоляции и спровоцировали реакцию отторжения цифровых образовательных форм и рост технологического пессимизма у значительной части респондентов. Результаты представлены в сопоставлении с данными вторичных исследований, что подтверждает достоверность общих выводов.
Научная новизна исследования заключается в привлечении, систематизации и аналитическом обобщении оригинального материала по актуальной проблеме цифровой трансформации образования, собранного в одном из крупнейших и технологически развитых регионов Российской Федерации.
Практическая значимость. Статья позволяет точнее оценить ситуацию в региональном образовании и дает опорные точки как для проведения лонгитюдных исследований, так и для принятия текущих и стратегических управленческих решений в российском образовании на региональном и федеральном уровняхВведение. Нарастающие темпы обновления знаний во всем мире и унификация требований к преподавателю вносят изменения в функционирование системы высшего образования и управление этой системой. Трансформационные процессы в социально-экономической сфере России влекут повышение требований к образовательному процессу на всех его ступенях. Качество образования во многом определяется преподавателями, уровнем их подготовки, наличием у них необходимых личностных характеристик и социально-профессиональных компетенций.
Цель настоящей работы – рассмотреть отечественные и зарубежные исследовательские подходы к классификации компетенций научно-педагогических работников, определить оптимальный спектр их личностных качеств и ключевых социально-профессиональных компетенций, востребованных в образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Методология и методики исследования. Проведено полуструктурированное экспертное интервью с 84 научно-педагогическими работниками Тюменского и Томского государственных университетов, Санкт-Петербургского политехнического университета, Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики. Выбор вузов определен их участием в проекте «5-100» и высокими позициями в отечественных рейтингах университетов.
Результаты и научная новизна. Сравнительный анализ исследовательских подходов позволил выявить неструктурированный перечень компетенций научно-педагогических работников учреждений высшего образования, необходимых для осуществления образовательной и педагогической деятельности. Поскольку образовательная деятельность направлена на формирование у студентов определенных профессиональных компетенций и ценностных установок, приоритетными личностными качествами и социально-профессиональными компетенциями вузовских преподавателей являются узкоспециализированные навыки и общая эрудированность; методологические навыки; непрерывное повышение квалификации; мотивация к педагогической работе; коммуникативные навыки; эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость; харизматичность и современность в общении; справедливость; критическое мышление и рефлексия. Педагогическая деятельность в университетах связана с участием преподавателя в научно-исследовательской работе. Ее успешность определяется профессионализмом и стремлением к обновлению компетенций; работоспособностью и самоконтролем; умением работать в коллективе; наличием аналитических навыков и навыков академического письма; включенностью в мировую научную повестку; соблюдением научной этики. Новизна исследования заключается в структурировании перечня личностных качеств и социально-профессиональных компетенций современного преподавателя, востребованных в рассмотренных сферах деятельности.
Практическая значимость. Опираясь на представленный спектр значимых личностных качеств и компетенций научно-педагогических работников, представители кадрового менеджмента университетов могут реализовать конкретные управленческие проекты, направленные на совершенствование соответствующих качеств и компетенций, принимать взвешенные решения при отборе и развитии персонала, кадровых перестановках. Результаты исследования могут применяться вузовскими преподавателями в рамках построения индивидуальных траекторий профессионального и личностного развития.
ISSN 2310-5828 (Online)