Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЕЛЕВАНТНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПРОСУ НА РЫНКЕ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-5-54-67

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблемам профессионального образования в сфере информационных технологий. Основное внимание авторов сосредоточено на вопросах приведения системы подготовки кадров в соответствие с требованиями работодателей. На основе объективно-ориентированного анализа показаны причины как количественного, так и качественного дисбаланса рынка ИТ-специалистов и рынка образовательных услуг в области информационных технологий. Описаны проблемы профильного ИТ-образования в Азербайджане и специфические особенности рынка ИТ-специалистов в этой стране.

В качестве инструмента согласования спроса и предложения на рынках труда и образования указывается модель профессиональных компетенций, учитывающая реальные требования ИТ-отрасли к специалистам. Перечислены меры, которые будут способствовать, с точки зрения авторов, интенсивному развитию сектора информационных технологий в Азербайджане. В частности, предлагается создать инновационные научно-образовательные центры, где будет осуществляться краткосрочная подготовка и переподготовка специалистов; разработать законодательные и институциональные рамки для взаимодействия ИТ-индустрии и профильных вузов; подготовить совместно с представителями ИТ-сообщества новые профессиональные и образовательные стандарты; увеличить прием на ИТ-специальности.

Об авторах

М. Г. Мамедова
Институт информационных технологий Национальной Академии наук Азербайджана
Азербайджан
доктор технических наук, профессор, заведующая отделом


Ф. Р. Мамедзаде
Институт информационных технологий Национальной Академии наук Азербайджана, Баку
Азербайджан
диссертант


Список литературы

1. Белова Л. Г., Стриженко А. А. монография. Барнаул: Азбука, 2007. 387 с.

2. Гаськов В. М. Проблемы анализа спроса и предложения в образовании и обучении // Профессионально-техническое образование и образование для устойчивого развития: материалы Международной конференции, Минск, 14–16 мая 2009 г. Минск. С. 26–29.

3. Иншаков Д., Иншакова А. ИТ-персонал: оценка, мотивация и развитие [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.trade-key.ru/index.php/pr-it.

4. Лайн М. Спенсер, Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. HiPPo, 2005.

5. Мамедзаде Ф. Р. Формирование спроса и предложения на ИТ-специалистов на основе модели компетенций // Проблемы информационных технологий. Баку. № 2 (6). 2012. С. 76–84.

6. Мамедова М. Г., Джабраилова З. Г., Манафлы М. И. Мониторинг потребности в специалистах по информационным технологиям. Баку: Информационные технологии, 2009. 199 с.

7. Мамедова М. Г., Мамедзаде Ф. Р. Оценка потребности в ИТ-специальностях при нечеткой исходной информации // Искусственный интеллект. 2010. № 4. С. 522–527.

8. Мельникова О. И., Токарева Н. А. Моделирование профессиональных и личностно-ориентированных компетенций бакалавров и магистров в сфере ИТ // XV конференция «Гуманитарное и естественно-научное образование» [Электрон. ресурс]. С. 128–134. Режим доступа: http://mce.su/rus/archive/abslracls/mce15/secl287/

9. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. и др. Модульные техно- логии: проектирование и разработка образовательных программ. Москва: Альфа-М, 2010. 256 с.

10. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коулз М. Принципы и процедуры разработки национальной рамки квалификаций. Москва: Центр изучения проблем профессионального образования, 2006. 160 с.

11. Проблемы подбора ИТ-специалистов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://hr-hunler.com/lib/praclicum/60. 12. Особенности поведения сотрудников ИТ в современных организациях [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.itecp.ru/sitedo/library/libraryonline/element.php? ID=1873.

12. Романов Н. С. Развитие рынка труда в условиях информационной экономики: автореф. дис. … канд. эконом. наук. Саратов, 2007. 25 с.


Для цитирования:


Мамедова М.Г., Мамедзаде Ф.Р. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЕЛЕВАНТНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПРОСУ НА РЫНКЕ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ. Образование и наука. 2014;(5):54-67. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-5-54-67

For citation:


Mamedova M.H., Mamedzade F.R. OBJECT-ORIENTED APPROACH TO IDENTIFYING THE RELEVANCE OF IT-EDUCATION TO THE LABOR MARKET DEMAND. The Education and science journal. 2014;(5):54-67. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-5-54-67

Просмотров: 509


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)