Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Пререквизиты, определяющие траекторию развития креативного мышления

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-3-75-100

Texto completo:

Resumen

Введение. Современному, быстро меняющемуся миру нужны специалисты, обладающие навыками креативного мышления, способные проявлять быстроту, гибкость и оригинальность в решении сложных и неординарных проблем. Когда специалист оказывается в такой ситуации, он не знает с чего начинать и находится в растерянности. Без подготовки обрести навыки креативного мышления невозможно. Поэтому студента, будущего специалиста необходимо обучить этим навыкам. Но трудность состоит в том, что, не сформировав у студента навыков анализа, синтеза, абстрактного, ассоциациативного и комбинаторного мышления, выборочного сравнения, обобщения информации, системного видения, оценки идей, умения задавать правильные вопросы, визуализировать, делать выводы, будет сложно в дальнейшем развить у него креативное мышление.
Цель исследования - установление связей различных видов мышления с креативным, определение видов мыслительных операций и перечня пререквизитов креативного мышления, которые будут способствовать его формированию у студентов.
Методология и методы исследования. Использованы общелогические и общенаучные методы исследования. Применен феноменологический метод с целью понимания процесса креативного мышления. На основе выявления ключевых параметров и свойств каждого вида мышления можно моделировать процесс креативной мыслительной деятельности, исследовать данный психический процесс и сделать определенные выводы. Применение объяснительного метода дает возможность обосновать необходимость нижеприведенных пререквизитов для формирования креативного мышления.
Результаты и научная новизна. На основании проведенного анализа были установлены связи различных видов мышления с креативным, определены виды мыслительных операций и предложен перечень пререквизитов, в который вошли такие виды мышления, как позитивное, синергетическое, ассоциативное, абстрактное, визуальное, алгоритмическое, дивергентное, латеральное, янусианское, комбинаторное, интуитивное, системное, критическое, вопрошающий стиль. Результаты исследования показывают важность и необходимость пререквизитов креативного мышления, а также определяют траекторию креативной мыслительной деятельности.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны для преподавателей высших учебных заведений с целью применения их в процессе обучения.

De los autores

М. Суюндикова
Торайгыров университет
Kazakhstan


Е. Жуматаева
Торайгыров университет
Kazakhstan


М. Суюндиков
Торайгыров университет
Kazakhstan


Е. Снопкова
Могилевский государственный университет имени А. Кулешова
Belarus


Referencias

1. Стайл Ш. Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными / Пер. с англ. М. Чомахидзе-Доронина; науч. ред. Т. Базаров. Москва: Претекст, 2013. 220 c.

2. Орлов Ю. М. Оздоравливающее (саногенное) мышление / Сост. А. В. Ребенок. Серия: Управление поведением. Кн. 1. 2-е изд., испр. Москва: Слайдинг, 2006. 96 с.

3. Peterson C., Seligman M. E. P. Character strengths and virtues: A handbook and classification. New York: American Psychological Association & Oxford University Press, 2004. 800 p.

4. Isen A. M., Daubman K. A., Nowicki G. P. Positive affect facilitates creative problem solving // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. № 52 (6). Р. 1122-1131. DOI: 10.1037/0022-3514.52.6.1122

5. Kaufmann G., Vosburg S. K. Paradoxical mood effects on creative problem-solving // Cognition and Emotion. 1997. № 11. P. 151-170. DOI: 10.1080/026999397379971

6. Kaufmann G., Vosburg S. K. The effects of mood on early and late idea production // Creativity Research Journal. 2002. № 14. P. 317-330. DOI: doi.org/10.1207/s15326934crj1104_5

7. Harmon-Jones E., Gable P. A., Price T. F. Does negative affect always narrow and positive affect always broaden the mind? Considering the influence of motivational intensity on cognitive scope // Current Directions in Psychological Science. 2013. № 22 (4). Р. 301-307 DOI: 10.1177/0963721413481353

8. Sinclair R. C., Mark M. M. The effects of mood state on judgmental accuracy: Processing strategy as a mechanism // Cognition and Emotion. 1995. № 9. Р. 417-438. DOI: 10.1080/02699939508408974

9. Vosburg S. K. Mood and the Quantity and Quality of Ideas // Creativity Research Journal. 1998. № 11. Р. 315-324. DOI: 10.1207/s15326934crj1104_5

10. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005. 174 с.

11. Кобляков А. А. Основы общей теории творчества (синергетический аспект) // Философия науки. Вып. 8. Синергетика человекомерной реальности. Москва: Институт философии РАН, 2002. С. 95-106.

12. Mednick S. A. The associative basis of the creative process // Psychological Review. 1962. № 69 (3). Р. 220-232. DOI: 10.1037/h0048850

13. Arnheim R. Visual thinking. Berkeley: University of California Press, 1969. 348 р.

14. Ткаченко О. Н. Развитие визуального мышления в современной культуре // Омский научный вестник. 2014. № 4 (131). С. 198-200.

15. Роэм Д. Р. Визуальное мышление. Как «продавать» свои идеи при помощи визуальных образов / Пер. с англ. О. Медведь. Москва: Манн, Иванов, Фербер; Эксмо, 2015. 300 c.

16. Князева Е. Н. Визуальные образы на службе когнитивной науки // ПРАЕНМА. 2020. № 1 (23). С. 60. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-58-75

17. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р., Хамзина Д. З. Понятие образа // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 12-2. С. 167-170.

18. Храпова В. А., Земцова Я. М. О визуальном мышлении [Электрон. ресурс] // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2015. № 8 (42). C. 126-129. Режим доступа: http://grani.vspu.ru/files/publics/1449495039.pdf. (дата обращения: 08.09.2020).

19. Юсупова Ш., Ким Т. Ю., Султонов Й. У. Стили мышления в освоении технологий программирования в среднем образовательном учреждении [Электрон. ресурс] // Школьная педагогика. 2016. № 1 (4). С. 60-63. Режим доступа: http://moluch.ru/th/2/archive/19/582 (дата обращения: 06.09.2020).

20. Утемов В. В. Алгоритм С. Малкина как инновация при обучении поиску решения творческих задач [Электрон. ресурс] // Концепт, 2014. Спецвыпуск № 10. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14625.htm.

21. Isaksen S. G., Treffinger D. J. Creative problem solving: the basic course. Buffalo (NY): Bearly Limited, 1985. 203 p.

22. Guilford J. The nature of human intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967. 538 p.

23. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // N.Y.: Creativity and Learning. 1965. № 94 (3). Р. 663-681.

24. Дружинин В. Психология общих способностей. Санкт-Петербург: Питер, 1999. 349 с.

25. Марищук Л. В., Пыжьянова Е. В. О применении системного подхода в изучении дивергентного мышления // Психология обучения. 2007. № 10. С. 20-30.

26. Афонин А. М., Царегородцев Ю. Н., Афонина В. Е., Башина О. Э., Петрова А. М. Креативный менеджмент в транспортном машиностроении. Москва: Инфра-М; Форум, 2015. 336 с.

27. De Bono E. Lateral thinking: Creativity Step by Step. New York: Harper & Row, 1970. 300 p.

28. Латеральное мышление [Электрон. ресурс] // Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000. Режим доступа: psychology.academic.ru/7646 (дата обращения: 08.09.2020).

29. Storfer M. D. Intelligence and giftedness. The contributions of heredity and early environment. San-Francisco: Oxford: Jossy-Bass Publishers, 1990. 636 р.

30. Мартин Р. Мышление в стиле «И». Как мыслят успешные лидеры / Пер. с англ. Москва: Издательство Юрайт, 2009. 230 с.

31. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. Москва: Прогресс, 1988. 704 с.

32. Хинтикка И. Вопрос о вопросах. В книге Философия и логика. Москва: Наука, 1974. С. 303-304.

33. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 434 с.

34. Волкотруб И. Т. Основы комбинаторики. Киев: Вища школа, 1986. 159 с.

35. Каткова Е. Н. Диссертация. Развитие комбинаторных способностей детей до -школьного возраста. Хабаровск. 2005. 223 с.

36. Wallas G. The art of thought. New York: Harcourt, Brace, 1926. 314 p.

37. Runco M. A., Sakamoto S. O. Experimental studies of creativity. In R. J. Sternberg (Ed.), Handbook of creativity. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 490 p.

38. Bastick T. Intuition: How We Think and Act. New York: John Wiley & Sons Inc., 1982. 494 p.

39. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика / Пер. с англ. В. И. Менжулина. Москва: АСТ, 2009. 252 с.

40. Канеман Д. Лекция об интуиции [Электрон. ресурс]. 2015. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=5z5Ua9865CM. (дата обращения: 06.09.2020).

41. Silveira J. M. Incubation: The effect of timing and length on problem solution and quality of problem processing. Unpublished thesis. Eugene: University of Oregon, 1971. 32 p.

42. Feldman D. H. Creativity: dreams, insights and transformation / R. Sternberg, T. Tardif (eds.) // The nature of creativity. Cambridge: Cambridge University Press. 1988. Р. 271-297.

43. Taylor C. W. Various approaches to and definitions of creativity / R. Sternberg, T. Tardif (eds.) // The nature of creativity. Cambridge: Cambridge University Press. 1988. Р. 99-126.

44. Weisberg R. Problem solving and creativity / R. J. Sternberg, T. Tardif (eds.) // The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives. Cambridge: Cambridge University Press. 1988. P. 148-177.

45. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. Москва: Советское радио, 1979. 105 с.

46. Халперн Д. Психология критического мышления. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 503 c.


Recensión

Para cita:


Suyundikova M.K., Zhumataeva E.O., Suyundikov M.M., Snopkova E.I. Prerequisites defining the trajectory of creative thinking. The Education and science journal. 2021;23(3):75-100. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-3-75-100

Número de consultas: 1418


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)