Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

КРЕАТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ И ПУТЕЙ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-20-34

Полный текст:

Аннотация

Цель: исследуется содержание принципов креативно ориентированного обучения (КОО), обосновывается его стратегия, опирающаяся на необходимость формирования дидактической структуры креативной развивающей среды и поиск инварианта педагогических действий, обеспечивающих наибольший эффект в развитии творческих способностей.

Методы: теоретические: анализ и конкретизация принципов КОО; эмпирические: опытно-экспериментальная работа по определению креативного инварианта обучения (системы педагогических действий по развитию креативности).

Результаты: сформулированы и обоснованы принципы КОО, разработаны рекомендации по реализации КОО на старшей ступени обучения.

Научная новизна: раскрыто содержание понятия ≪креативный инвариант обучения≫, уточнено понятие ≪креативный потенциал≫. Дополнена теория продуктивного (эвристического) обучения: обосновано использование методов логико-графического структурирования информации с целью подготовки учащихся к продуктивной деятельности.

Практическая значимость. Использование результатов исследования в системе школьного обучения позволяет сосредоточить образовательный процесс на интеллектуальном развитии учащихся и наиболее эффективно формировать их креативные способности.

Об авторе

С. Н. Дегтярев
Тюменский государственный университет ФГБОУ ВПО ТюмГУ, Тюмень.
Россия

кандидат педагогических наук, докторант академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований

директор гимназии



Список литературы

1. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. Москва: Академия, 1996. 224 с.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. С.-Петербург: Питер, 2008. 368 с.

3. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., испр. Москва: Академия, 2006. 192 с.

4. Креативная лаборатория: диалог творческих практик: монография / ред.-сост. О. А. Карлова. Москва: Академический проект, 2009. 476 с.

5. Креативная педагогика: методология, теория, практика / под ред. В. В. Попова, Ю. Г. Круглова. 3-е изд. Москва: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2012. 319 с.

6. Любарт Т., Мишуру К., Тордисман С., Зенасни Ф. Психология креативности: пер. с фр. Москва: Когито-Центр, 2009. 215 с.

7. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии / ред.-сост. А. Л. Журавлев, Т. В. Галкина. Москва: ГИД ≪АРИС≫, 2010. 292 с.

8. Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / под ред. Д. В. Ушакова. Москва: Институт психологии РАН, 2006. 624 с.

9. Савина Н. Н. Креативная педагогика для ≪трудных≫: монография. 2-е изд. Новосибирск: СО РАН, 2009. 380 с.

10. Спиридонов В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем: учебное пособие. Москва: Генезис, 2006. 319 с.

11. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя. Москва: ВЛАДОС, 2000. 320 с.

12. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Электрон. ресурс]. Версия 1.0. Москва: Центр дистанционного образования ≪Эйдос≫, 2006. Режим доступа: http://www. eidos. ru.


Рецензия

Для цитирования:


Дегтярев С.Н. КРЕАТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ И ПУТЕЙ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. Образование и наука. 2014;(6):20-34. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-20-34

For citation:


Degtyarev S.N. DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF CREATIVITY-ORIENTED TEACHING STRATEGY. The Education and science journal. 2014;(6):20-34. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-20-34

Просмотров: 1738


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)