КРЕАТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ И ПУТЕЙ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-20-34
Аннотация
Цель: исследуется содержание принципов креативно ориентированного обучения (КОО), обосновывается его стратегия, опирающаяся на необходимость формирования дидактической структуры креативной развивающей среды и поиск инварианта педагогических действий, обеспечивающих наибольший эффект в развитии творческих способностей.
Методы: теоретические: анализ и конкретизация принципов КОО; эмпирические: опытно-экспериментальная работа по определению креативного инварианта обучения (системы педагогических действий по развитию креативности).
Результаты: сформулированы и обоснованы принципы КОО, разработаны рекомендации по реализации КОО на старшей ступени обучения.
Научная новизна: раскрыто содержание понятия ≪креативный инвариант обучения≫, уточнено понятие ≪креативный потенциал≫. Дополнена теория продуктивного (эвристического) обучения: обосновано использование методов логико-графического структурирования информации с целью подготовки учащихся к продуктивной деятельности.
Практическая значимость. Использование результатов исследования в системе школьного обучения позволяет сосредоточить образовательный процесс на интеллектуальном развитии учащихся и наиболее эффективно формировать их креативные способности.
Об авторе
С. Н. ДегтяревРоссия
кандидат педагогических наук, докторант академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований
директор гимназии
Список литературы
1. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. Москва: Академия, 1996. 224 с.
2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. С.-Петербург: Питер, 2008. 368 с.
3. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., испр. Москва: Академия, 2006. 192 с.
4. Креативная лаборатория: диалог творческих практик: монография / ред.-сост. О. А. Карлова. Москва: Академический проект, 2009. 476 с.
5. Креативная педагогика: методология, теория, практика / под ред. В. В. Попова, Ю. Г. Круглова. 3-е изд. Москва: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2012. 319 с.
6. Любарт Т., Мишуру К., Тордисман С., Зенасни Ф. Психология креативности: пер. с фр. Москва: Когито-Центр, 2009. 215 с.
7. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии / ред.-сост. А. Л. Журавлев, Т. В. Галкина. Москва: ГИД ≪АРИС≫, 2010. 292 с.
8. Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / под ред. Д. В. Ушакова. Москва: Институт психологии РАН, 2006. 624 с.
9. Савина Н. Н. Креативная педагогика для ≪трудных≫: монография. 2-е изд. Новосибирск: СО РАН, 2009. 380 с.
10. Спиридонов В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем: учебное пособие. Москва: Генезис, 2006. 319 с.
11. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя. Москва: ВЛАДОС, 2000. 320 с.
12. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Электрон. ресурс]. Версия 1.0. Москва: Центр дистанционного образования ≪Эйдос≫, 2006. Режим доступа: http://www. eidos. ru.
Рецензия
Для цитирования:
Дегтярев С.Н. КРЕАТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ И ПУТЕЙ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. Образование и наука. 2014;(6):20-34. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-20-34
For citation:
Degtyarev S.N. DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF CREATIVITY-ORIENTED TEACHING STRATEGY. The Education and science journal. 2014;(6):20-34. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-20-34