ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ 
Цель статьи – на основе изменившихся требований к образованию, обусловленных компетентностным подходом и внедрением информационно-коммуникационных технологий, выявить сущностное знание о предмете дидактики профессиональной школы, процессе обучения в ней и определить специфику компонентов этого процесса в условиях всеобщей информатизации.
Методы исследования: анализ научно-педагогических источников, изучение инновационного опыта профессиональной школы, обобщение, абстрагирование, моделирование.
Научная новизна. На основании того, что дидактика есть часть науки об образовании (педагогики), изучающая определенный его компонент – обучение, понимаемое как развитие жизненного опыта человека в виде совокупности знаний, умений, навыков и привычек, автор выстраивает аналогичную цепочку относительно профессиональной дидактики: она, будучи частью профессиональной педагогики как науки о профессиональном образовании, изучает определенный компонент этого образования – профессиональное обучение, понимаемое как присвоение человеком жизненного опыта в виде совокупности общенаучных и профессиональных знаний, умений, навыков и привычек. Обосновывается, что в центре внимания такой дидактики находится личность обучающегося и его учебная деятельность, а не деятельность педагога, призванного проектировать и реализовывать такие дидактические средства и условия, которые позволили бы успешно формироваться опыту обучающегося. Раскрываются сущностные характеристики процесса профессиональной подготовки в информационном обществе.
Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области дидактики для разработки технологий обучения в профессиональной школе.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ 
Цель работы – исследование возможностей согласованной совместной деятельности педагогов средней и высшей ступеней профессионального подготовки в университетском комплексе, который понимается авторами как учебно-научно-производственное пространство, где происходит становление будущих специалистов при участии коллективов разноуровневых образовательных организаций.
Методы: анализ нормативной документации и опыта сотрудничества представителей профессорско-преподавательского состава внутри университетского комплекса; общенаучный метод моделирования на основе структурно-функционального подхода.
Результаты: выявлены области и виды взаимодействия педагогических работников различных уровней профессионального обучения, определены условия и принципы данного взаимодействия.
Научная новизна. Предпринята попытка восполнить пробелы в методологии создания университетских комплексов, которые в публикации рассматриваются как педагогические системы, объединяющие с целью повышения качества образовательных услуг материальные и интеллектуальные ресурсы. Показана сруктурно-функциональная модель, определяющая организационный и профессиональный аспекты, этапы и результат взаимодействия преподавателей внутри комплекса.
Практическая значимость. Внедрение предлагаемой авторами ста-
тьи модели, базирующейся на принципах системности, целостности, информативности, будет способствовать эффективной интеграции разноуровневых организаций профессионального образования в структуре университетского комплекса.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
Цель статьи – рассмотреть возможные подходы к разработке квалификационных рамок в области землеустройства, кадастров и управления недвижимостью и их адаптации к европейским рамкам квалификаций.
Актуальность обсуждаемой проблемы связана с тем, что российские учебные учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для указанной сферы, в процессе интеграции в европейское образовательное пространство сталкиваются с существенными трудностями как специфического профессионального, так и институционального характера. Показан процесс формирования отраслевой рамки квалификаций (ОКР), которая представляет собой системное, структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций и является, по мнению авторов, ключевым механизмом образовательной мобильности, своеобразным маршрутизатором процесса получения и обновления знаний. Представлена принятая в мировом сообществе методология организации учебно-методического процесса и системы контроля качества. Подчеркивается, что разрабатываемые квалификационные рамки должны быть соотнесены с содержанием государственного образовательного стандарта РФ.Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и апробация подходов, принципов и условий, обеспечивающих эффективную профессиональную подготовку конкурентоспособных рабочих в учебном центре промышленного предприятия.
Методы. Теоретические: теоретико-методологический анализ научной литературы по теме исследования, сравнение, систематизация, синтез, обобщение, моделирование; эмпирические: исследование и обобщение эффективного опыта корпоративного профессионального образования, включенное наблюдение, анкетирование, экспертная оценка.
Результаты. На основе анализа современного опыта профессионального обучения непосредственно на промышленных предприятий разработана система организационно-педагогических принципов корпоративной подготовки конкурентоспособных рабочих. Описание принципов и условий их реализации представлено с позиций компетентностного, социокультурного и модульного подходов. Эффективность данной системыпринципов подтверждена опытно-экспериментальным путем при построении и испытании структурно-содержательной модели корпоративной подготовки рабочих по профессии ≪сварщик≫ на предприятии ОАО ≪НПК Уралвагонзавод≫.
Научная новизна. Расширены теоретическая база о возможностях обучения конкурентоспособных специалистов в учебных центрах промышленных предприятий.
Практическая значимость. Применение исходных принципов при создании модели корпоративного образования значительно повышает его эффективность, а следовательно, результаты изложенного исследования представляют интерес для формирования политики непрерывного образования на крупных промышленных предприятиях, в корпоративных университетах или учебных центрах. Любое направление корпоративного образования может быть идентифицировано и соотнесено с рассмотренными организационно-педагогическими принципами при дополнении и детализации, отражающих специфику отдельных рабочих специальностей. Кроме того, результаты работы могут стать методологической основой дальнейшего изучения проблем профессионального образования.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 
Цель: исследуется содержание принципов креативно ориентированного обучения (КОО), обосновывается его стратегия, опирающаяся на необходимость формирования дидактической структуры креативной развивающей среды и поиск инварианта педагогических действий, обеспечивающих наибольший эффект в развитии творческих способностей.
Методы: теоретические: анализ и конкретизация принципов КОО; эмпирические: опытно-экспериментальная работа по определению креативного инварианта обучения (системы педагогических действий по развитию креативности).
Результаты: сформулированы и обоснованы принципы КОО, разработаны рекомендации по реализации КОО на старшей ступени обучения.
Научная новизна: раскрыто содержание понятия ≪креативный инвариант обучения≫, уточнено понятие ≪креативный потенциал≫. Дополнена теория продуктивного (эвристического) обучения: обосновано использование методов логико-графического структурирования информации с целью подготовки учащихся к продуктивной деятельности.
Практическая значимость. Использование результатов исследования в системе школьного обучения позволяет сосредоточить образовательный процесс на интеллектуальном развитии учащихся и наиболее эффективно формировать их креативные способности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Цель: показать на основе обобщенных результатов серии эмпирических исследований возможность преодоления личностной беспомощности школьников при помощи стимулирования ведущего вида возрастной активности.
Методики: ≪Опросник атрибутивного стиля≫ для младших школьников (CASQ) и подростков (ASQ), опросник подростковой депрессивности ≪Депрископ≫ (Heymans, 1996, адаптация А. И. Подольского, И. А. Идобаевой), детский опросник неврозов В. В. Седнева (ДОН), методика Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, методики для изучения уровня самооценки и притязаний (Т. Дембо – С. Рубинштейн) и ≪Нахождение количественного выражения уровня самооценки≫ (по С. А. Будасси), опросник ≪Потребность в достижении≫ Ю. М. Орлова. Для диагностики учебной активности была использована программа наблюдения А. А. Волочкова ≪Экспертная оценка учебной активности младшего школьника, для диагностики коммуникативной активности – опросник и программа наблюдений за проявлениями активности в общении.
Методы: подход полисистемного взаимодействия. Результаты: анализ экспериментальных данных убедительно доказывает, что учебная активность у младших школьников и коммуникативная активность у подростков выступают как ресурсы совладания с личностной беспомощностью. Научная новизна: впервые изучены типы функционального взаимодействия личностной беспомощности и активности.
Практическая значимость: найдены дополнительные варианты преодоления беспомощности школьников в процессе обучения и способы развития самостоятельности у детей.
Цель: изучение особенностей динамики интеллектуального развития в процессе взросления.
Методы: групповой интеллектуальный тест (ГИТ) для младших подростков; тест IST Р. Амтхауэра в адаптации Л. А. Ясюковой; лонгитюдный метод и метод поперечных срезов.
Результаты. Экспериментально установлено, что темпы формирования интеллекта у юношей в период начиная со средних классов обще- образовательной школы и вплоть до средины подготовки в вузе имеют весьма неравномерный характер и вместе с тем определенные закономерности. В школьником возрасте, особенно в средних классах, происходит рост количественных показателей интеллекта. Далее количественные изменения замещаются качественными, что обусловлено обретением компетентности в конкретной сфере деятельности. Если в средних классах общеобразовательной школы в структуре интеллекта преобладают вербальные компоненты умственных способностей, то к завершению среднего образования происходит перевес в сторону проявлений невербальных изменений. Подобная тенденция сохраняется вплоть до 3-го курса вуза. В среднем звене общего образования (5–6-е классы) развитие интеллекта протекает более интенсивно у подростков, отличающихся высокими умственными качествами. В старших классах и в вузе наблюдается обратная тенденция – динамика интеллекта активизируется и ускоряется у юношей, которые ранее проявляли его менее явно. Как правило, выраженные прежние различия в интеллектуальном развитии сглаживаются, становятся менее выраженными.
Научная новизна. Впервые осуществленный дифференцированный анализ динамики количественных показателей интеллекта в зависимости от исходного его уровня дает основание для предположения о существовании индивидуально-типологических вариантов умственного развития учащихся.
Практическая значимость. Результаты исследования могут служить основанием для разработки теории индивидуально-типологических траекторий интеллектуального развития, которая позволит реализовывать дифференцированный и индивидуальный подходы в образовании с учетом специфики темпа и ритма формирования интеллектуальных функций у конкретных групп учащихся.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
Цель – проектирование образовательной программы в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) на основе компетентностного подхода и принципов интеграции управленческого образования с практикой.
Методика. Исследование проводилось в русле системного подхода, предполагающего рассмотрение процессов дополнительной профессиональной подготовки в динамике и взаимосвязи; факторного подхода, направленного на выявление условий для оптимизации функционирования системы ДПО. Использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение, изучение практического опыта, метод личного включения, интервью.
Результаты. Выявлены факторы, сдерживающие подготовку высококвалифицированного кадрового потенциала в области управления. Доказана необходимость ориентации обучения на развитие личностных и профессиональных компетенций управленческих кадров. Спроектирована матрица компетенций как основа учебного модуля образовательной программы.
Научная новизна. Описан опыт Института современных технологий и экономики (Краснодарский край) по разработке специальной методики создания матрицы компетенций на основе положений Европейской системы квалификаций, Национальной рамки квалификаций и профессионального стандарта, обеспечивающих единство требований, предъявляемых к руководителю организации определенного уровня квалификации.
Практическая значимость. Использование полученных результатов в образовательной практике позволит согласовать потребности рынка труда и деятельность системы подготовки управленческих кадров, создать условия для инновационного развития как системы ДПО, так и сферы труда.
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ 
Цель – выявить функции и потенциальные образовательные возможности использования коллажа как дидактического средства.
Методы и методики: многосторонний теоретический анализ данных различных наук и их обобщение; деятельностный подход в исследовании восприятия учащимися материала; коммуникативный подход к установлению связи между процессом восприятия коллажа и процессом речевого общения; лингвокультурологический подход в рассмотрении коллажа как знака, носителя информации и объекта коммуникации; принципы развивающего обучения.
Результаты: на основе концептуального синтеза научных работ из разных отраслей социогуманитарного знания: философии, культурологи, семиотики и психологии – убедительно доказывается, что коллаж как дидактическое средство в целом адекватно особенностям когнитивного стиля восприятия современных школьников и в частности соответствует целям иноязычного образования. Показана специфика коллажа как объекта восприятия, выделены его семиотические характеристики и важные качества как одной из основных дидактических единиц.
Научная новизна. С опорой на результаты комплексного междисциплинарного анализа выявлены и описаны функциональные ресурсы коллажа как культурного феномена и как дидактического инструмента, применение которого в учебном процессе открывает новые познавательные, развивающие, воспитательные и учебные возможности.
Практическая значимость: предложена методическая база к структурированию содержания и выбору формы коллажа для решения образовательных задач.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ИНТЕРЕСАХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
В статье показана эволюция рамок квалификаций в Восточной Европе. Пять лет назад было неясно, приведут ли дискуссии по поводу необходимости создания национальных рамок квалификаций (НРК) в Восточной Европе к ускоренной разработке стандартов и квалификаций и инициирует ли это процесс реформ в сфере образования и профессионального обучения. Как показала практика, сейчас все страны стараются использовать НРК для развития между государственным и частным секторами диалога о требованиях к качеству подготовки специалистов. В ряде стран в обсуждении вопросов НРК и их реализации инициатива принадлежит именно частному сектору. Это принципиально новая парадигма образовательной политики, которая является краеугольным камнем для развития системы профессиональной подготовки, ориентированной на спрос на рынке труда. Несмотря на то, что во многих странах внедрение НРК находится на начальном этапе и используются собственные ее модели, достигнутые результаты вполне сопоставимы. На ближайшие годы центральная задача заключается в совершенствовании этого процесса исходя из накопленного практического опыта. Реформы в сфере образования не происходят быстро, но вселяет оптимизм, что они все больше становятся совместной ответственностью государственного и частного секторов.
ISSN 2310-5828 (Online)