ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ РАБОЧИХ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-56-76
Аннотация
Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и апробация подходов, принципов и условий, обеспечивающих эффективную профессиональную подготовку конкурентоспособных рабочих в учебном центре промышленного предприятия.
Методы. Теоретические: теоретико-методологический анализ научной литературы по теме исследования, сравнение, систематизация, синтез, обобщение, моделирование; эмпирические: исследование и обобщение эффективного опыта корпоративного профессионального образования, включенное наблюдение, анкетирование, экспертная оценка.
Результаты. На основе анализа современного опыта профессионального обучения непосредственно на промышленных предприятий разработана система организационно-педагогических принципов корпоративной подготовки конкурентоспособных рабочих. Описание принципов и условий их реализации представлено с позиций компетентностного, социокультурного и модульного подходов. Эффективность данной системыпринципов подтверждена опытно-экспериментальным путем при построении и испытании структурно-содержательной модели корпоративной подготовки рабочих по профессии ≪сварщик≫ на предприятии ОАО ≪НПК Уралвагонзавод≫.
Научная новизна. Расширены теоретическая база о возможностях обучения конкурентоспособных специалистов в учебных центрах промышленных предприятий.
Практическая значимость. Применение исходных принципов при создании модели корпоративного образования значительно повышает его эффективность, а следовательно, результаты изложенного исследования представляют интерес для формирования политики непрерывного образования на крупных промышленных предприятиях, в корпоративных университетах или учебных центрах. Любое направление корпоративного образования может быть идентифицировано и соотнесено с рассмотренными организационно-педагогическими принципами при дополнении и детализации, отражающих специфику отдельных рабочих специальностей. Кроме того, результаты работы могут стать методологической основой дальнейшего изучения проблем профессионального образования.
Об авторах
В. А. ФедоровРоссия
доктор педагогических наук, профессор, директор
С. В. Васильев
Россия
аспирант
директор
Список литературы
1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.
2. Бадаев Ю. Л. Развитие системы внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва: Научно-исследовательский институт развития профессионального образования Департамента образования города Москвы. 2009. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–08/dissertaciya-razvitie-sistemy-vnutrifirmennoypodgotovki-i-perepodgotovki-kadrov.
3. Беляков С. А., Клячко Т. Л., Федотов А. В. Анализ целей и задач государственной образовательной политики Российской Федерации в 2000–2010 гг. // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 1. С. 6–18.
4. Богачев О. А. Внутрифирменное профессиональное обучение работников на современном предприятии: автореф. дис. …канд. пед. наук. Москва: Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина, 2011. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–08/dissertaciya-vnutrifirmennoe-professionalnoe-obuchenierabotnikov-na-sovremennom-predpriyatii.
5. Вербицкая Н. О., Романцев Г. М., Федоров В. А. Скрытая кадровая проблема российской инновационной экономики: потенциал системы профессионально-педагогического образования // Образование и наука: Известия УрО РАО. 2008. № 5. С. 84–90.
6. Гайнеев Э. Р. Деятельностно-компетентностный подход в профессиональном обучении // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов. Екатеринбург: СВ-96, 2012. Вып. 7. С. 203–210.
7. Лапин Н. И. Отношения общественные // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Москва, 2010. Т. 3. С. 178.
8. Литвак Р. А. Социокультурный подход к процессу социализации личности молодого специалиста // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 165–167.
9. Масалимова А. Р. Корпоративное образование и внутрифирменная подготовка: особенности формальной, неформальной и информальной моделей // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.science-education.ru/103–6296.
10. Наука и профессиональное образование: коллективная монография / под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. Москва: Эконинформ, 2013. 331 с.
11. Петлин В. И. Организационно-педагогические условия оптимизации внутрифирменной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ядерно-опасных производств (на материалах Сибирского химического комбината): автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск: Томский государственный педагогический университет, 2007. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.scholar.ru/speciality.php? page=15&spec_id=5.
12. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям: 3-е изд., перераб. / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. Москва: ЭГВЕС, 2009. 456 с.
13. Романцев Г. М., Федоров В. А., Мокроносов А. Г. Профессиональное образование в системе обеспечения модернизируемой экономики рабочими кадрами // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6. С. 6–13.
14. Силкина Н. В. и др. Корпоративная профессиональная подготовка кадров: от теории к практике: практико-ориентированная монография / Н. В. Силкина, В. А. Федоров, Л. П. Пачикова, Р. С. Силкин. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. 229 с.
Рецензия
Для цитирования:
Федоров В.А., Васильев С.В. ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ РАБОЧИХ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. Образование и наука. 2014;(6):56-76. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-56-76
For citation:
Fedorov V.A., Vasiliev S.V. BASIC PRINCIPLES OF MODEL BUILDING FOR COMPETITIVE WORKFORCE TRAINING AT INDUSTRIAL ENTERPRISES. The Education and science journal. 2014;(6):56-76. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-56-76