Методология организации профессионального обучения граждан старшего возраста: общая концепция
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-11-42
Аннотация
Введение. В современной цивилизации нарастающими темпами развивается процесс старения населения. Не осталась в стороне от этой тенденции и Россия. Интенсивное старение населения приведет, в частности, к тому, что пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества как на макро-, так и на микроуровне. Продолжение активной трудовой деятельности граждан старшего возраста - новая задача, стоящая перед государствами.
Цель данной концептуальной статьи - теоретически обосновать и разработать подходы к построению модели организации профессионального обучения граждан старшего возраста (лиц от 50 до 70 лет). Это обучение должно быть построено на принципах андрагогики и геронтогогики и направленного на продолжение данной категорией населения трудовой деятельности посредством получения новых профессиональных знаний и компетенций.
Методология и методы. Работа базировалась на методологии системного анализа теоретических источников, зарубежного и отечественного педагогического опыта. Для построения концепции модели организации профессионального обучения граждан старшего возраста использовались междисциплинарный и комплексный подходы.
Результаты и научная новизна. Полученные результаты позволили автору прийти к выводу, что на современном этапе развития Российского государства и российского общества назрела необходимость в научном междисциплинарном знании, обосновывающем принципы и дидактическое сопровождение профессионального обучения граждан старшего возраста в целях продолжения ими активной трудовой деятельности. В работе предложена концепция построения модели организации такого обучения. Концептуальная модель организации профессионального обучения граждан старшего возраста разработана с позиции системного подхода и включает следующие элементы: 1) уточнение понятийного аппарата педагогики граждан старшего возраста; 2) определение анатомо-физиологических особенностей граждан старшего возраста; 3) аргументация необходимости обучения граждан старшего возраста; 4) определение особенностей профессионального обучения граждан данной возрастной категории; 5) разработка перечня предпосылок для успешного обучения граждан старшего возраста; 6) постановка цели обучения и задач по его организации; 7) выбор подходов к построению модели обучения и ее принципов, методологии определения качества и результата обучения.
Практическая значимость. Предлагаемая концепция модели организации профессионального обучения граждан старшего возраста может быть использована в качестве базовой для дальнейших теоретических и практических разработок в данной сфере.
Об авторе
Т. М. РезерРоссия
Резер Татьяна Михайловна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Екатеринбург.
ORCID R-1801-2016
Список литературы
1. Loeng S. Various ways of understanding the concept of andragogy // Cogent Education. 2018. № 5 (1). Available from: https://www.cogentoa.com/article/10.1080/2331186X.2018.1496643 (date of access: 20.01.2020).
2. Benedetti F. Designing an effective and scientifically grounded e-learning environment for initial teacher education: the Italian university line model // Journal of e-Learning and Knowledge Society. 2018. № 14 (2). P. 97-109. Available from: http://www.je-lks.com/ojs/index.php/Je-LKS_EN/article/view/1510 (date of access: 17.02.2020).
3. Postana L. Adult education and some andragogical dimensions of higher education in the Republic of Moldova // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 142. P. 127-132.
4. Postana L. Own values and common values in the education of adults: (reconception of spirit and identity and community behavior // The Fifth International Conference on Adult Education. Education for Values - Continuity and Context. Proceedings of the 5th International Conference on Adult Education (CIEA 2018), 2018. Iasi, Romania. Bologna, Italy: Editografica, 2018. P. 241-244.
5. Malach J. Ethical codes in adult education as subjects of comparative analysis // European journal for research on the education and learning of adults. 2020. № 11 (2). P. 199-217. Available from: http://www.rela.ep.liu.se/article.asp?DOI=10.3384/rela.2000-7426.ojs841 (date of access: 17.02.2020).
6. Pejatovic A. Jake kompetence maj^ mft vzdelavatele dospelych? What competences should adult educators have? // Studia paedagogica. 2012. № 17 (1). P. 91-111.
7. Bordonaro K. Adult education and academic libraries // Information and Learning Sciences. 2018. Vol. 119 (7/8). P. 422-431. Avialable from: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/ILS-04-2018-0030/full/html (date of access: 12.03.2020).
8. Kryston M., Sladkayova M. Citizenship education of adults - current state in Czech and Slovak republic // New trends and research challenges in pedagogy and andragogy. Proceedings of the International Scientific Conference on New Trends and Research Challenges in Pedagogy and Andragogy (NTRCPA). 2018. Prague, Czech Republic. Krakow, Poland: Uniwersytet Pedagogiczny w Krakowie, 2018. P. 125-133.
9. Carter C., Solberg Lauren B., Solberg Laurence M. Applying theories of adult learning in developing online programs in gerontology // Journal of adult and continuing education. 2017. № 23 (2). P. 197-205. Available from: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1477971417721718 (date of access: 16.03.2020).
10. Note N., De Backer F., De Donder L. Novel Viewpoint on Andragogy: Enabling Moments of Community // Adult education quarterly. 2020. Available from: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0741713620921361 (date of access: 08.04.2020).
11. Djumayeva S. A., Guzarova D. А. Andragogy - the theory and practice of education of adults // Современные инновации. 2017. № 5 (19). С. 53-54.
12. Ajayi E. A. The role of traditional folklore in facilitating adult learning in Nigeria // International Review of Education. 2019. № 65 (6). P. 859-877. Available from: https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs11159-019-09807-z (date of access: 14.04.2020).
13. Cennamo I., Kastner M., Schlogl P. Signposts of change in the landscape of adult basic education in Austria: a telling case // European Journal for Research on the Education and Learning of Adults. 2020. № 11 (1). P. 91-107. Available from: http://www.rela.ep.liu.se/article.asp?DOI=10.3384/rela.2000-7426.rela9204# (date of access: 16.04.2020).
14. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая рос. энцикл., 2002. 527 с.
15. Кичева И. В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. Пятигорск, 2004. 404 с.
16. Rezer T., Voronina L., Turgel I. Implementation of the Regulatory Mechanism for Developing the Educational Potential of Senior Citizens in Russia and Abroad // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 392. Proceedings of the Ecological-Socio-Economic Systems: Models of Competition and Cooperation (ESES 2019). Kurgan: Atlantis Press, 2019. P. 21-25. Available from: https://www.atlantis-press.com/proceedings/eses-19/125932085 (date of access: 20.05.2020).
17. Педагогика взрослых: организация профессионального обучения граждан старшего возраста: монография / Л. И. Воронина, Т. И. Касьянова, Т. Е. Радченко [и др.]; под общ. ред. Т. М. Резер. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. 248 с.
18. Касьянова Т. И., Воронина Л. И., Резер Т. М. Образовательный потенциал российских граждан пожилого возраста // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 2. С. 121-142. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-2-121-142
19. Зборовский Г. Е. Социальная общность людей «третьего возраста»: понятие, структура, функции // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (59). С. 9-19.
20. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. Екатеринбург: Сократ, 2005. 191 с.
21. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В., Бурмистрова А. С. Профессиональное образование и молодежь России. Сравнительное социологическое исследование (2000 и 2010 гг.). Москва: НИИРПО, 2012. 212 с.
22. Вылегжанина О. Е., Бавтрушева М. В. Сравнительный анализ педагогической и андрагогической моделей обучения // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2009. № 1. С. 141-144.
23. Гавриленко Е. Р. Андрагогические условия образования взрослых // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. № 2 (4). С. 29- 33.
24. Резер Т. М. Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании: монография. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2007. 334 с.
25. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2005. 208 с.
26. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. Москва: СИНТЕГ, 2007. 668 с.
27. Томильцев А. В., Мальцев А. В. Методология измерения знаний в профессиональной подготовке // Высшее образование в России. 2016. № 8-9 (204). С. 92-100.
28. Roessger K., Roumell E., Weese J. Rethinking andragogical assumptions in the global age: how preferences for andragogical learning vary across people and cultures // Studies in continuing education. 2020. Avialable from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/0158037X.2020.1732335 (date of access: 04.05.2020).
29. Egan J. P. Twenty-first century andragogy: an analysis of Knowles's archetypal adult learner in the digital learning age // INTED2020 Proceedings. Proceedings of the 14th International Technology, Education and Development Conference, 2020. Valencia, Spain. Valencia, Spain: IATED, 2020. P. 257-261.
30. Tolstoy A., Miloslavskaya N. Andragogy as a Scientific Basis for Training Professionals in Information Security // Information Security Education. Education in Proactive Information Security. IFIP Advances in Information and Communication Technology, volume 557. Proceedings of the 12th IFIP WG 11.8 World Conference on Information Security Education, WISE 12, 2019. Lisbon, Portugal. Springer International Publishing, 2019. P. 72-85.
31. Динер А. А., Стурова И. С. Обзор зарубежного опыта в сфере дополнительного профессионального образования взрослых и пожилых людей // Экономика, профессия, бизнес. Раздел 2. Педагогические науки: профессиональное образование. 2016. № 1. С. 80-90.
32. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 228 с.
33. Резер Т. М., Воронина Л. И. Правовое обеспечение развития образовательного потенциала граждан пожилого возраста в России и за рубежом // Право и образование. 2020. № 1. С. 15-23.
34. Rezer T. Practice-Oriented Training as a Mechanism of Development of Professional Potential of Students of Higher Education in Russia and Abroad: Historical and Social aspect // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 392. Proceedings of the Ecological-Socio-Economic Systems: Models of Competition and Cooperation (ESES 2019). Kurgan: Atlantis Press, 2019. P. 41-46. Available from: https://www.atlantis-press.com/proceedings/eses-19/125932089 (date of access: 26.05.2020).
35. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых: монография. Москва: Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. 272 c.
36. Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. Москва: Издательство «Перо», 2019. 72 с.
Рецензия
Для цитирования:
Резер Т.М. Методология организации профессионального обучения граждан старшего возраста: общая концепция. Образование и наука. 2021;23(4):11-42. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-11-42
For citation:
Rezer T.M. Methodology for the organisation of professional training of senior citizens: general concept. The Education and science journal. 2021;23(4):11-42. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-11-42