Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 23, № 4 (2021)
Скачать выпуск PDF

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ 

11-42 115
Аннотация

Введение. В современной цивилизации нарастающими темпами развивается процесс старения населения. Не осталась в стороне от этой тенденции и Россия. Интенсивное старение населения приведет, в частности, к тому, что пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества как на макро-, так и на микроуровне. Продолжение активной трудовой деятельности граждан старшего возраста - новая задача, стоящая перед государствами.

Цель данной концептуальной статьи - теоретически обосновать и разработать подходы к построению модели организации профессионального обучения граждан старшего возраста (лиц от 50 до 70 лет). Это обучение должно быть построено на принципах андрагогики и геронтогогики и направленного на продолжение данной категорией населения трудовой деятельности посредством получения новых профессиональных знаний и компетенций.

Методология и методы. Работа базировалась на методологии системного анализа теоретических источников, зарубежного и отечественного педагогического опыта. Для построения концепции модели организации профессионального обучения граждан старшего возраста использовались междисциплинарный и комплексный подходы.

Результаты и научная новизна. Полученные результаты позволили автору прийти к выводу, что на современном этапе развития Российского государства и российского общества назрела необходимость в научном междисциплинарном знании, обосновывающем принципы и дидактическое сопровождение профессионального обучения граждан старшего возраста в целях продолжения ими активной трудовой деятельности. В работе предложена концепция построения модели организации такого обучения. Концептуальная модель организации профессионального обучения граждан старшего возраста разработана с позиции системного подхода и включает следующие элементы: 1) уточнение понятийного аппарата педагогики граждан старшего возраста; 2) определение анатомо-физиологических особенностей граждан старшего возраста; 3) аргументация необходимости обучения граждан старшего возраста; 4) определение особенностей профессионального обучения граждан данной возрастной категории; 5) разработка перечня предпосылок для успешного обучения граждан старшего возраста; 6) постановка цели обучения и задач по его организации; 7) выбор подходов к построению модели обучения и ее принципов, методологии определения качества и результата обучения.

Практическая значимость. Предлагаемая концепция модели организации профессионального обучения граждан старшего возраста может быть использована в качестве базовой для дальнейших теоретических и практических разработок в данной сфере.

43-78 59
Аннотация

Введение. В XXI веке, с одной стороны, наблюдается активное включение университетов в инклюзивные процессы, с другой - в системе высшего образования на фоне нарастающего разнообразия возникают новые виды неравенства. Процессы трансформации организационных культур университетов и их исследовательской повестки под влиянием инклюзии нуждаются в изучении.

Целью представленного в публикации изыскания является анализ конвергенции концепций академического и инклюзивного совершенства в зарубежных университетах мирового уровня, установление влияния данной конвергенции на их миссии, ценности, выраженные в официальных стратегиях, на исследовательскую повестку и инфраструктуру научных коллабораций.

Методология, методы и методики. Проведен контент-анализ трех стратегий ассоциаций университетов мирового уровня (Ассоциация американских колледжей и университетов, Ассоциация университетов Канады, Лига европейских исследовательских университетов), девяти стратегий развития университетов США и Канады, Евросоюза, Австралии. При помощи программного обеспечения VOSViewer осуществлен наукометрический анализ метаданных Web of Science.

Результаты и научная новизна. Исследование подтвердило конвергенцию ценностей академического превосходства и инклюзии в исследовательских университетах. Продемонстрировано, что концепция инклюзивного совершенства университета представляет собой обогащенную версию его академического совершенства и обозначает совокупность стратегий и практик вуза, направленных на достижение наилучших результатов в обучении, исследованиях и сервисе через поддержание разнообразия и инклюзивных процессов. Ведущие университеты мира активно включились в процесс формирования инклюзивной дружественной среды и услуг, доступных для всех субъектов образовательного процесса вне зависимости от их социального статуса и особенностей развития. Когда вузы достигают академических вершин, они осознают инклюзию как следующий уровень своего развития. В свою очередь, инклюзия становится фактором движения университета к академическому совершенству. Определены ключевые характеристики и противоречия конвергенции концепций инклюзивного и академического совершенства университетов. Описаны локальные модели инклюзивного совершенства учебных организаций высшей школы и контексты, влияющие на эти модели. Обозначены разрывы между образовательными политиками и исследовательскими повестками ведущих университетов. Выявлены кластеры международных исследований, посвященных инклюзивным процессам в высшем образовании.

Практическая значимость. Российские вузы, реализующие федеральную программу повышения международной конкурентоспособности на основе ценностей академического совершенства, развиваются в соответствии с глобальными трендами, поэтому модель инклюзивного совершенства университета может быть использована в практическом плане для внедрения инклюзивных стратегий и преодоления социального неравенства как внутри учебного заведения, так и за его пределами в рамках новой образовательной инициативы России по академическому лидерству.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

79-107 53
Аннотация

Введение. В условиях тенденций развития современного мира успешное решение многих социально-экономических задач возможно только в случае эффективного функционирования системы высшего образования, в которой образовательные учреждения высшего образования реализуют миссию по предоставлению обществу не только качественных образовательных услуг, но и услуг научно-исследовательского и предпринимательского характера. В связи с этим образовательные учреждения высшего образования активно ищут возможности выполнения этой миссии. Формирование альянсов между учреждениями высшего образования выступает одним из перспективных механизмов по достижению таких возможностей, способствуя интегративному решению вопросов в сфере государственной политики по поддержке и развитию высшего образования. В России вопросам альянсообразования уделяется пока недостаточное внимание, поэтому будет актуальным анализ зарубежного опыта, а именно конкретного стратегического альянса высших учебных заведений в Германии - «The Berlin University Alliance».

Основной целью работы является дополнить доказательную базу исследований в сфере развития стратегического сотрудничества между учреждениями высшего образования, а также на основе анализа зарубежной практики определить перспективы альянсообразования в России.

Методология и методы исследования. В основу исследования положены общенаучные методы систематизации и обобщения, структурно-функциональный анализ, а также сравнительный и ретроспективный анализ данных международных рейтингов. Исследование основывалось на материалах, представленных на официальных интернет-ресурсах «The Berlin University Alliance», «The Excellence Strategy», данных международных рейтинговых агентств QS и THE, а также на научных публикациях, входящих в международные базы цитирования Web of Science (RSCI) и Scopus.

Результаты и научная новизна. В результате проведенного исследования были структурированы теоретические подходы к пониманию сущности альянсов, определены критерии, по которым их можно классифицировать, а также изучены возможности альянсов и факторы, которые служат предпосылками для их организации. Новизна работы заключается в авторской трактовке феноменов из тематической области «альянс»: «альянсообразование», «альянсоспособность», «университетский альянс», «стратегическое партнерство», а также в результатах, полученных в ходе анализа альянса университетов Берлина («The Berlin University Alliance») как примера реализации стратегического партнёрства высших учебных заведений в Германии.

Практическая значимость. Исследование можно рассматривать в качестве руководства для учреждений высшего образования при альянсообразовании и генерировании новых идей развития. Результаты работы могут быть использованы не только руководителями высших учебных заведений, но и экспертами в вопросах формирования и реализации государственной политики в сфере развития высшего образования.

ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ 

108-125 56
Аннотация

Введение. В статье осуществлен обзор наиболее заметных педагогических инноваций (метод проектов, программированное обучение, педагогика сотрудничества), освоенных на научном уровне, но не получивших распространения в образовательной практике. Особое внимание уделено разработанной академиком РАО, заведующим кафедрой социальной и педагогической психологии МГГУ им. М. А. Шолохова А. А. Вербицким и его научной школой парадигме контекстного образования. Она аккумулирует многие эффективные формы, методы и средства, обоснованные в рамках различных инновационных подходов, но находит применение только на экспериментальных площадках отдельных творческих педагогов России.

Цель статьи. Исследование причин отторжения образовательной практикой педагогических инноваций, условий и перспектив их применения.

Методология и методика исследования. Осуществлен анализ трудов научной школы А. А. Вербицкого, последовательно развивающей парадигму контекстного образования в монографических и диссертационных исследованиях, осваивающих ее в многолетней педагогической практике ведущего вуза России в сфере гуманитарных технологий и прикладного гуманитарного знания.

Результаты и научная новизна. Автор отвергает распространенное мнение о торможении инноваций консервативной педагогической средой и показывает их идеологическую несовместимость с централизованным управлением образованием и автократизмом российского общества в целом. Доказано: императивом восприятия педагогических инноваций образованием является изменение социальной среды.

Практическая значимость. Оценки и выводы автора создают методологические предпосылки для развертывания дискуссии о миссии педагогической науки и условиях ее развития в современном российском обществе. Становится понятно, почему в отечественном образовании преобладает «дидактоцентризм», провозглашенный еще Я. Коменским.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

126-156 95
Аннотация

Введение. Актуальность исследования психологического благополучия и его связи с ценностно-смысловой сферой личности студентов-психологов обусловливается необходимостью подготовки специалистов помогающих профессий, способных осуществлять грамотное психологическое сопровождение субъекта в период нарастающей нестабильности.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей психологического благополучия и его связей с ценностно-смысловой сферой личности студентов-психологов в терминах личностных ценностей, базовых смысловых установок, самоактуализации личности, динамической системы жизненных смыслов для понимания и проработки личностью гибких надпрофессиональных навыков, связанных с самоорганизацией и саморазвитием карьерного пути, поддержанием профессионального здоровья.

Методология и методы. Теоретико-методологической основой исследования выступил субъектно-деятельностный подход к психологическому благополучию и ценностно-смысловой сфере личности, разрабатываемый отечественной психологией с учетом научных работ зарубежных авторов. Эмпирическое исследование проведено среди студентов-психологов Российского университета дружбы народов (N = 80) с применением психодиагностических методик: «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т. П. Шевеленковой и П. П. Фесенко), «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром), «Ценностный опросник» (Ш. Шварц), тест «Смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев), «Система жизненных смыслов» (В. Ю. Котляков), «Базовые смысловые установки» (А. Д. Ишков, Н. Г. Милардова). Использованы методы математической статистики: корреляционный (р Спирмена) и факторный анализ (метод главных компонент), - а также программа IBM SPSS Statistics 22.

Результаты. Выявленные значимые корреляционные связи психологического благополучия и ценностных ориентаций студентов-психологов, их смысловых установок подтверждают, что целеполагание респондентов ограничивается отсутствием чувства независимости, а также необходимостью совмещать новые и традиционные для общества способы управления своей деятельностью и ее контроля. Самоактуализация личности сдерживается наличием смысловых установок респондентов, отражающих их зависимость от эмоциональной поддержки и мнения окружающих. Результаты факторного анализа демонстрируют наличие в структуре личности пяти факторов: фактора безопасности и стабильности жизни при ее осмысленности и управляемости; фактора самоактуализации при независимости от среды; фактора психологического благополучия при осмысленности личностного развития; фактора проявления заботы о благополучии близких людей при снижении требовательности и ответственности за них; фактора достижения личного успеха при способности рискнуть.

Научная новизна заключается в попытке изучения связей психологического благополучия с отдельными аспектами ценностно-смысловой сферы личности у молодых специалистов помогающих профессий, для которых данная область психики приобретает профессиональную и личностную значимость.

Практическая значимость состоит в возможности применения полученных результатов при формировании профессиональных программ супервизии студентов-психологов, при развитии надпрофессиональных навыков, связанных с рефлексией молодыми специалистами собственных жизнетворческих ресурсов, находящихся в пространстве сложного взаимодействия психологического благополучия и ценностно-смысловой сферы личности.

157-180 125
Аннотация

Вступление. Дисциплина является одной из форм поведения, отражающих ответственность человека, и имеет важное значение для учащихся. Однако в действительности многие ученики совершают дисциплинарные нарушения в школе. Поэтому социальные педагоги должны быть готовы предоставлять инновационные услуги по устранению дисциплинарных нарушений. Одним из таких примеров является модель повествования, представленная в виде историй исцеления, которые могут быть применены для развития знаний, чувств, социальных навыков и правильного восприятия событий. Сторителлинг может играть очень полезную роль в наставничестве, психологических консультациях, потому что устные рассказы отражают культурные законы, этику, а также регулируют повседневные правила поведения и облегчают процесс принятия решений.

Цель. Данное исследование направлено на демонстрацию модели рассказывания исцеляющих историй в группах в мультикультурных консультационных службах в школах по вопросам рассмотрения дисциплинарных дел.

Методология и методы исследования. Методология исследования основана на модели ADDIE (Analysis Design Development Implementation Evaluations). Объектами выступили 60 учеников старшей школы Мухаммадии города Палангарая. Инструментами для проверки соответствия модели рассказывания историй о групповом исцелении в мульти-культурных консультационных службах послужили метод фронтальных групповых дискуссий (FGD), опросники и шкалы Лайкерта, используемые для изучения данных о дисциплинированности учащихся.

Результаты и научная новизна. Настоящее исследование демонстрирует модель группового исцеляющего сторителлинга, разработанную в многокультурных консультационных службах путем применения аспектов местной культуры «Хума Бетанг» в в Центральном Калимантане. Авторы разработали модель повествования, состоящую из целей и этапов вмешательства. Был проведен анализ сильных и слабых сторон данной модели. На основе анализа данных эта модель может использоваться для улучшения дисциплины учащихся. Результаты статистического анализа показывают, что уровень дисциплины вырос после оказания услуг по терапевтическому повествованию.

Практическая значимость. В соответствии с результатами исследования авторы рекомендуют использовать данную модель специалистам, занимающимся дисциплинарными делами. Она также эффективна для интеграции компонентов социально-культурного контекста при разработке учебных программ. Настоящую модель легко принять, поскольку она соответствует культуре учащихся, однако она ограничена культурным контекстом, поэтому ее будет сложно реализовать в другом культурном пространстве.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 

181-207 89
Аннотация

Введение. Новая цифровая экономика и ее постоянно развивающаяся парадигма полностью изменили модель ведения бизнеса и методы обучения. MOOK (массовые открытые онлайн-курсы) и программы микроквалификаций - это образовательные интерфейсы, которые превратились в важный инструмент учебной среды. В высших учебных заведениях дистанционное обучение стало незаменимым альтернативным методом преподавания при обновлении и передаче классических учебных материалов в соответствии с реальными условиями.

Цель данного исследования - определить готовность и отношение общества к концепции МООК и дистанционного обучения, а также подчеркнуть неизбежность их использования в образовательных учреждениях любого уровня, для того чтобы внести фундаментальные изменения в учебные планы, особенно в программы курсов электронного бизнеса - наиболее востребованного направления образовательных курсов на платформах МООК.

Методология и методы исследования. В исследовании анализируется осведомленность общества о концепции MOOK. Восприятие и отношение респондентов к МООК было рассмотрено с помощью сентимент-анализа на платформе Eksi Sozluk (социальная коммуникационно-дискуссионная онлайн-площадка).

Результаты. Согласно результатам сентимент-анализа, 52 % опрошенных оценивают дистанционное обучение и МООК положительно, 29 % - нейтрально и 18 % - отрицательно. В общем, дистанционное образование и МООК воспринимаются респондентами как новая полезная модель образования.

Научная новизна. Авторы впервые провели сентимент-анализ мнений о МООК и дистанционном обучении среди пользователей этих платформ в Турции. Это первое исследование, в котором рассматривается приоритетность растущей осведомленности о МООК и необходимости в дистанционном бизнес-образовании как наиболее предпочтительном типе МООК в условиях пандемии COVID-19.

Практическая значимость. Предполагается, что данное исследование будет способствовать демонстрации заинтересованным участникам того, что МООК и программы микроквалификаций имеют высокий потенциал для осмысления тенденций изменения образования, особенно в условиях модели новой нормальности после пандемии COVID-19. Целостная образовательная модель учреждения образования сопряжена с трудностями в плане соответствия конкурентному характеру и ориентированному на результат подходу экосистемы электронного бизнеса. Рыночная реальность требует, чтобы учебные заведения предлагали более целенаправленные и прикладные образовательные решения для развития данной сферы обучения. Что касается курсов электронного бизнеса (электронная коммерция, цифровой маркетинг), то важность MOOК как решения, ориентированного на то, как, а не что, подробно обсуждается в статье.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)