Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Конвергенция концепций академического и инклюзивного совершенства исследовательских университетов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-43-78

Полный текст:

Аннотация

Введение. В XXI веке, с одной стороны, наблюдается активное включение университетов в инклюзивные процессы, с другой - в системе высшего образования на фоне нарастающего разнообразия возникают новые виды неравенства. Процессы трансформации организационных культур университетов и их исследовательской повестки под влиянием инклюзии нуждаются в изучении.

Целью представленного в публикации изыскания является анализ конвергенции концепций академического и инклюзивного совершенства в зарубежных университетах мирового уровня, установление влияния данной конвергенции на их миссии, ценности, выраженные в официальных стратегиях, на исследовательскую повестку и инфраструктуру научных коллабораций.

Методология, методы и методики. Проведен контент-анализ трех стратегий ассоциаций университетов мирового уровня (Ассоциация американских колледжей и университетов, Ассоциация университетов Канады, Лига европейских исследовательских университетов), девяти стратегий развития университетов США и Канады, Евросоюза, Австралии. При помощи программного обеспечения VOSViewer осуществлен наукометрический анализ метаданных Web of Science.

Результаты и научная новизна. Исследование подтвердило конвергенцию ценностей академического превосходства и инклюзии в исследовательских университетах. Продемонстрировано, что концепция инклюзивного совершенства университета представляет собой обогащенную версию его академического совершенства и обозначает совокупность стратегий и практик вуза, направленных на достижение наилучших результатов в обучении, исследованиях и сервисе через поддержание разнообразия и инклюзивных процессов. Ведущие университеты мира активно включились в процесс формирования инклюзивной дружественной среды и услуг, доступных для всех субъектов образовательного процесса вне зависимости от их социального статуса и особенностей развития. Когда вузы достигают академических вершин, они осознают инклюзию как следующий уровень своего развития. В свою очередь, инклюзия становится фактором движения университета к академическому совершенству. Определены ключевые характеристики и противоречия конвергенции концепций инклюзивного и академического совершенства университетов. Описаны локальные модели инклюзивного совершенства учебных организаций высшей школы и контексты, влияющие на эти модели. Обозначены разрывы между образовательными политиками и исследовательскими повестками ведущих университетов. Выявлены кластеры международных исследований, посвященных инклюзивным процессам в высшем образовании.

Практическая значимость. Российские вузы, реализующие федеральную программу повышения международной конкурентоспособности на основе ценностей академического совершенства, развиваются в соответствии с глобальными трендами, поэтому модель инклюзивного совершенства университета может быть использована в практическом плане для внедрения инклюзивных стратегий и преодоления социального неравенства как внутри учебного заведения, так и за его пределами в рамках новой образовательной инициативы России по академическому лидерству.

Об авторах

Л. М. Волосникова
Тюменский государственный университет
Россия

Волосникова Людмила Михайловна – кандидат исторических наук, директор Института психологии и педагогики; директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Тюменского государственного университета;

Тюмень.

Researcher ID Q-5392-2016



В. И. Загвязинский
Тюменский государственный университет
Россия

Загвязинский Владимир Ильич – академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований Института психологии и педагогики ТюмГУ, научный руководитель Тюменского научно-образовательного центра РАО, эксперт РНФ.

Тюмень.

AuthorID 57189499329



Е. А. Кукуев
Тюменский государственный университет
Россия

Кукуев Евгений Анатольевич - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства Института психологии и педагогики, начальник отдела мониторинговых исследований Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ТюмГУ.

Тюмень.

Researcher ID D-5677-2016

SPIN-код РИНЦ 1209-3558



Л. В. Федина
Тюменский государственный университет
Россия

Федина Людмила Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства ТюмГУ.

Тюмень.

Researcher ID B-3957-2016



О. В. Огороднова
Тюменский государственный университет
Россия

Огороднова Ольга Васильевна - кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики детства ТюмГУ.

Тюмень.



Список литературы

1. Кант И. Метафизика нравов // Соч.: в 6 т. Москва, 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 386-388.

2. Jahanbegloo R. The Pursuit of Excellence and the Role of Philosophy // Co-herencia. 2014. Vol. 10, № 20. Р. 179-186. DOI: 10.17230/co-herencia.11.20.9

3. Liu Z., Moshi G. J., Awuor C. M. Sustainability and Indicators of Newly Formed World-Class Universities (NFWCUs) between 2010 and 2018: Empirical Analysis from the Rankings of ARWU, QSWUR and THEWUR // Sustainability. 2019. № 11. Р. 2745. DOI: 10.3390/su11102745

4. Салми Д., Фрумин И. Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 5-45.

5. Альбах Ф. Дж., Салми Д. Дорога к академическому совершенству. Становление исследовательских университетов мирового класса. Москва: Весь мир, 2012. 382 с.

6. Антонова Н. Л., Сущенко А. Д., Попова Н. Г. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. Т. 22 (1). С. 31-58. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-1-31-58

7. Ouda H., Khadri A. Strategic Approach for Developing World-Class Universities in Egypt // Journal of Education and Practice. 2015. Vol. 6, № 5. Р. 125-145.

8. Hazelkorn E. Rankings and the reshaping of higher education: The battle for worldclass excellence, 2nd ed. Basingstoke: Palgrave Macmillan. 2015. 304 p.

9. Спенс М. Следующая конвергенция: будущее экономического роста в мире, живущем на разных скоростях. Москва: Издательство института Гайдара, 2013. 336 с.

10. Clayton-Pedersen A. R., Musil C. M. Making Excellence Inclusive. A Framework for Embedding Diversity and Inclusion into Colleges and Universities' Academic Excellence Mission. 2009. Washington. DC: AAC&U. Available from: https://www.aacu.org/sites/default/files/files/mei/MEI.pdf (date of access: 27.05.2020).

11. Considine J. R., Mihalick J. E., Mogi-Hein Y. R., Penick-Parks M. W., Van Auken P. M. How Do You Achieve Inclusive Excellence in the Classroom? // Teaching and Learning, 2017. Vol. 151. Р. 171-187. DOI: 10.1002/tl.20255

12. Kwak N., Gavrila S., Ramirez F. O. Enacting Diversity in American Higher Education. In: Christensen T., Gornitzka A., Ramirez F. (eds) Universities as Agencies. Public Sector Organizations. Palgrave Macmillan, Cham. 2019. Р. 209-228.

13. Ридингс Б. Университет в руинах. Москва: Высшая школа экономики, 2010. 304 с.

14. Деррида Ж. Университет глазами его питомцев // Отечественные записки. 2003. № 6 (15) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=15&article=723 (дата обращения: 03.04.2020).

15. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна. Москва; Санкт-Петербург: Институт экспериментальной социологии; Алетейя, 1998. 160 с.

16. Покровский Н. Е. Побочный продукт цивилизации: университеты перед лицом радикальных изменений // Общественные науки и современность. 2005. № 4. С. 148-154.

17. Куренной В. А. Философия либерального образования: контексты // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 8-36. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-2-8-36

18. Богуславский М. В., Неборский Е. В., Неборская В. В., Сюткина И. С., Юшкова Л. А. Высшее образование в немецкой и русской традициях: коллективная монография. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2016. 284 с.

19. Емельянова И. Н., Волосникова Л. М. Функции современных университетов: сравнительный анализ миссий отечественных и зарубежных вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 1. С. 83-92. DOI: 10.15826/umpa.2018.01.008

20. Колесников А. С. Гуманитарные науки и университет в эпоху постмодерна // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2015. № 4 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarnye-nauki-i-universitet-v-epohu-postmoderna (дата обращения: 27.05.2020).

21. Bleiklie I. Organizing higher education in a knowledge society // Higher Education. 2005. Vol. 49. Р. 31-59. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-004-2913-7

22. Hernandez-Torrano D., Somerton M., Helmer J. Mapping research on inclusive education since the Salamanca Statement: A bibliometric review of the literature over 25 years // International Journal of Inclusive Education. 2020. DOI: 10.1080/13603116.2020.1747555

23. Mieghem A. V., Verschueren K., Petry K. and Struyf E. An analysis of research on inclusive education: a systematic search and meta review // International Journal of Inclusive Education. 2020. Vol. 24, № 6. Р. 675-689. DOI: 10.1080/13603116.2018.1482012

24. Lombardi A., Gelbar N., Dukes L. L. III, Kowitt J., Wei Y., Madaus J., Lalor A. R., Faggella-Luby M. Higher education and disability: A systematic review of assessment instruments designed for students, faculty, and staff // Journal of Diversity in Higher Education. 2018. Vol. 11, № 1. Р. 34-50. DOI: 10.1037/dhe0000027

25. Brown R. Higher education and inequality // Perspectives: Policy and Practice in Higher Education. 2018. Vol. 22, № 2. Р. 37-43. DOI: 10.1080/13603108.2017.1375442

26. Bailey K. A. Racism within the Canadian university: Indigenous students' experiences // Ethnic and Racial Studies. 2016. Vol. 39, № 7. Р. 1261-1279.

27. Corkum T. Where is queer? Migration experiences of sexual minority international students in Toronto. University of Toronto. 2015. 126 p.

28. Michalski J. H., Cunningham T., Henry J. The diversity challenge for higher education in Canada: The prospects and challenges of increased access and student success // Humboldt Journal of Social Relations. 2017. Vol. 39. Р. 66-89.

29. Alon S. The Evolution of Class Inequality in Higher Education: Competition, Exclusion, and Adaptation // American Sociological Review. 2009. Vol. 74, № 5. P. 731-755. DOI: 10.1177/000312240907400503

30. Gauthreaux M. Towards shared understandings: An exploration of the literature on inclusive teaching and its implication for building Inclusive Excellence at UBC. UBC: Sustainability Scholar, 2018. Available from: https://sustain.ubc.ca/sites/default/files/2018-36%20Inclusive%20teaching%20and%20its%20implication%20for%20building%20Inclusive%20Excellence%20at%20UBC.pdf (date of access: 27.05.2020).

31. Волосникова Л. М., Федина Л. В., Кукуев Е. А., Патрушева И. В., Огороднова О. В. Академическая мобильность для всех: между видением и реальностью // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 3. С. 26-43.

32. Литвинова В. Ю. Методология разработки методик контент-анализа и сферы его применения в педагогической диагностике // Известия Южного федерального университета. 2006. № 9-2. С. 131-134.

33. Waltman L., van Eck N. J., Noyons E. C. M. A unified approach to mapping and clustering of bibliometric networks // Journal of Informetrics. 2010. Vol. 4, № 4. Р. 629-635.

34. Faust D. G. The Role of the University in a Changing World. 2010. Available from: https://www.harvard.edu/president/speech/2010/role-university-changing-world (date of access: 27.05.2020).

35. Higbee J. L., Gof E. Pedagogy and Student Services for institutional transformation: Implementing Universal Design in Higher Education. Center for Research on Developmental Education and Urban Literacy (CRDEUL). USA: University of Minnesota General College, 2008. 496 р.

36. Van Eck N. J., Waltman L. Visualizing bibliometric networks // In: Y. Ding, R. Rousseau, & D. Wolfram (Eds.). Measuring scholarly impact: Methods and practice. Springer International Publishing, 2014. Р. 285-320.

37. Morina A., Morgado B. University surroundings and infrastructures that are accessible and inclusive for all: listening to students with disabilities // Journal of Further and Higher Education. 2018. Vol. 42, № 1 Р. 13-23. DOI: 10.1080/0309877X.2016.1188900

38. Gibson S. When rights are not enough: What is? Moving towards new pedagogy for inclusive education within UK universities // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19, № 8. Р. 75-886. DOI: 10.1080/13603116.2015.1015177

39. Zundans-Fraser L., Bain A. The role of collaboration in a comprehensive programme design process in inclusive education // International Journal of Inclusive Education. 2016. Vol. 20, № 2. Р. 136-148. DOI: 10.1080/13603116.2015.1075610

40. Bronkema R. H., Bowman N. A. Close Campus Friendships and College Student Success // Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice. 2019. Vol. 21, № 3. Р. 270-285. DOI: 10.1177/1521025117704200

41. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 2. С. 51-73. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-2-51-73

42. Morina A., CarnereroF. Conceptions of Disability at Education: A Systematic Review // International Journal of Disability, Development and Education. 2020 DOI: 10.1080/1034912X.2020.1749239

43. Barra Cr., Maietta O. W., Zotti R. Academic excellence, local knowledge spillovers and innovation in Europe // Regional Studies. 2019. Vol. 53, № 7. Р. 1058-1069. DOI: 10.1080/00343404.2018.1540865

44. D'Este P., Tang P., Mahdi S., Neely A., Sanchez-Barrioluengo M. The pursuit of academic excellence and business engagement: is it irreconcilable? // Scientometrics. 2013. Vol. 95. Р. 481-502. DOI: 10.1007/s11192-013-0955-2

45. Mampaey J. Are higher education institutions trapped in conformity? A translation perspective // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43, № 7. Р. 1241-1253. DOI: 10.1080/03075079.2016.1242566

46. Razack S., Hodges B., Steinert Y., Maguire M. Seeking inclusion in an exclusive process: discourses of medical school student selection // Medical Education. 2015. Vol. 49, № 1. Р. 36-47. DOI: 10.1111/medu.12547

47. Yogev A. The Stratification of Israeli Universities: Implications for Higher Education Policy // Higher Education. 2000. Vol. 40, № 2. Р. 183-201. Retrieved: May 29, 2020. Available from: www.jstor.org/stable/3448109 (date of access: 29.05.2020).

48. Hardy I., WoodcockS. Inclusive education policies: discourses of difference, diversity and deficit // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19, № 2. Р. 141-164. DOI: 10.1080/13603116.2014.908965

49. Dias D. Has massification of higher education led to more equity? Clues to a reflection on Portuguese education arena // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19, № 2. Р. 103-120. DOI: 10.1080/13603116.2013.788221

50. Garrett P., Gallego-Balsa L. International universities and implications of internationalisation for minority languages: views from university students in Catalonia and Wales // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2014. Vol. 35, № 4. Р. 361-375. DOI: 10.1080/01434632.2013.874434

51. Leung W. H. M. Social Mobility via academic mobility: reconfigurations in class and gender identities among Asian scholars in the global north // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2017. Vol. 43, № 16. Р. 2704-2719. DOI: 10.1080/1369183X.2017.1314595

52. Makoelle T., Kioko V. Inclusivity: an exploratory study into learning and teaching experiences of disabled students at Winchester University // International Education Studies. 2014. Vol. 7, № 6. Р. 106-116.

53. Peters S. J., Engerrand, K. G. Equity and Excellence: Proactive Efforts in the Identification of Underrepresented Students for Gifted and Talented Services // Gifted Child Quarterly. 2016. Vol. 60, № 3. Р. 159-171. DOI: 10.1177/0016986216643165

54. Sternberg R. J. Increasing Academic Excellence and Enhancing Diversity Are Compatible Goals // Educational Policy. 2008. Vol. 22, №. 4. Р. 487-514. DOI: 10.1177/0895904807310037

55. Lawrie G., Marquis E., Fuller E., Newman T., Qui M., Nomikoudis M., Roelofs F., van Dam L. Moving towards inclusive learning and teaching: A synthesis of recent literature // Teaching & Learning Inquiry. 2017. Vol. 5, № 1. DOI: 10.20343/teachlearninqu.5.1.3

56. Mercer-Mapstone L., Dvorakova S. L., Matthews K., Abbot S., Cheng B., Felten P., Knorr K., Marquis E., Shammas R., Swaim K. A Systematic Literature Re-view of Students as Partners in Higher Education // International Journal for Students as Partners. 2017. Vol. 1, № 1. DOI: 10.15173/ijsap.v1i1.3119

57. O'Shea S. Equity and students as partners: The importance of inclusive relationships // International Journal for Students as Partners. 2018. Vol. 2, № 2, Р. 16-20. DOI: 10.15173/ijsap.v2i2.3628

58. Hattke F., Blaschke S. Striving for excellence: the role of top management team diversity in universities // Team Performance Management. 2015. Vol. 21, № 3/4, Р. 121-138. DOI: 10.1108/TPM-03-2014-0019

59. Kim S., Canfield J., Desrosiers P., Harley D. and Hunn V. Embracing inclusive excellence: Asian and Asian American college students // Journal of Human Behavior in the Social Environment. 2019. Vol. 29, № 8. P. 1015-1025. DOI: 10.1080/10911359.2019.1647907


Для цитирования:


Волосникова Л.М., Загвязинский В.И., Кукуев Е.А., Федина Л.В., Огороднова О.В. Конвергенция концепций академического и инклюзивного совершенства исследовательских университетов. Образование и наука. 2021;23(4):43-78. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-43-78

For citation:


Volosnikova L.M., Zagvyazinskiy V.I., Kukuev E.A., Fedina L.V., Ogorodnova O.V. The convergence of the concepts of academic and inclusive excellence at research universities. The Education and science journal. 2021;23(4):43-78. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-43-78

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)