Стратегический альянс высших учебных заведений: опыт современной Германии
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-79-107
Аннотация
Введение. В условиях тенденций развития современного мира успешное решение многих социально-экономических задач возможно только в случае эффективного функционирования системы высшего образования, в которой образовательные учреждения высшего образования реализуют миссию по предоставлению обществу не только качественных образовательных услуг, но и услуг научно-исследовательского и предпринимательского характера. В связи с этим образовательные учреждения высшего образования активно ищут возможности выполнения этой миссии. Формирование альянсов между учреждениями высшего образования выступает одним из перспективных механизмов по достижению таких возможностей, способствуя интегративному решению вопросов в сфере государственной политики по поддержке и развитию высшего образования. В России вопросам альянсообразования уделяется пока недостаточное внимание, поэтому будет актуальным анализ зарубежного опыта, а именно конкретного стратегического альянса высших учебных заведений в Германии - «The Berlin University Alliance».
Основной целью работы является дополнить доказательную базу исследований в сфере развития стратегического сотрудничества между учреждениями высшего образования, а также на основе анализа зарубежной практики определить перспективы альянсообразования в России.
Методология и методы исследования. В основу исследования положены общенаучные методы систематизации и обобщения, структурно-функциональный анализ, а также сравнительный и ретроспективный анализ данных международных рейтингов. Исследование основывалось на материалах, представленных на официальных интернет-ресурсах «The Berlin University Alliance», «The Excellence Strategy», данных международных рейтинговых агентств QS и THE, а также на научных публикациях, входящих в международные базы цитирования Web of Science (RSCI) и Scopus.
Результаты и научная новизна. В результате проведенного исследования были структурированы теоретические подходы к пониманию сущности альянсов, определены критерии, по которым их можно классифицировать, а также изучены возможности альянсов и факторы, которые служат предпосылками для их организации. Новизна работы заключается в авторской трактовке феноменов из тематической области «альянс»: «альянсообразование», «альянсоспособность», «университетский альянс», «стратегическое партнерство», а также в результатах, полученных в ходе анализа альянса университетов Берлина («The Berlin University Alliance») как примера реализации стратегического партнёрства высших учебных заведений в Германии.
Практическая значимость. Исследование можно рассматривать в качестве руководства для учреждений высшего образования при альянсообразовании и генерировании новых идей развития. Результаты работы могут быть использованы не только руководителями высших учебных заведений, но и экспертами в вопросах формирования и реализации государственной политики в сфере развития высшего образования.
Ключевые слова
Об авторе
А. М. ПетровРоссия
Петров Антон Маркович - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института развития образования.
Москва.
Researcher ID T-5756-2018
AuthorID 57197858076
Список литературы
1. Полихина Н. А., Тростянская И. Б. Рейтинги университетов: тенденции развития, методология, изменения. Москва: ФГАНУ «Социоцентр», 2018. 188 с.
2. Чепуренко А. Ю. Маркс в университете 3.0? // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 26-34. DOI: 10.7868/S0132162518050033
3. Karpov A. University 3.0 as a Corporate Entity of Knowledge Economy: Models and Missions // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Vol. 6 (Special Issue). P. 354-360.
4. Kanter R. M. Collaborative Advantage: the Art of Alliances // Harvard Business Review. 1994 (July-August). Vol. 74. № 4. P. 96-108. Available from: https://hbr.org/1994/07/collaborative-advantage-the-art-of-alliances (date of access: 05.02.2020).
5. Cummings J. L., Holmberg S. R., Yang Q. The role of partnering factors in international learning alliance success // International Journal of Strategic Business Alliances. 2013. Vol. 3. № 1. P. 23-49. DOI: 10.1504/IJSBA.2013.058296
6. Elmuti D., Abebe M., Nicolosi M. An overview of strategic alliances between universities and corporations // Journal of workplace learning. 2005. Vol. 17. № 1/2. P. 115-129. DOI: 10.1108/13665620510574504
7. Bacila, M. F., Moisescu, O. I., Tirca, A. M. A study regarding the influence of business size on the availability of business organizations to develop alliances with higher education institutions // Transformations in Business and Economics. 2009. Vol. 8. № 3. P. 160-178.
8. Suherlan H. Strategic alliances in institutions of higher education: a case study of Bandung and Bali Institutes of Tourism in Indonesia // International Journal of Tourism Cities. 2017. № 3 (2). P. 158-183. DOI: 10.1108/IJTC-08-2016-0022
9. Lestari Sri dan Idham Bustamann. Kajian tentang Aliansi Strategis bagi UKMK Potensial // Jurnal Pengkajian Koperasi dan UKM. 2006. № 2. Tahun 1. P. 65-83.
10. Dussauge P., Garrette, B. Cooperative Strategy: Competing Successfully through Strategic Alliances. John Wiley & Sons, Ltd., Chichester, New York, 1999. 254 p.
11. Green W. D., Barrett C. R., Rust E. B. What is Right with Education Reform. The Huffington Post. 2010. Available from: https://www.huffpost.com/entry/what-is-right-with-educat_b_735033 (date of access: 05.02.2020).
12. Whealler J. S., Noftsinger J. B. Getting a grip on strategic alliances // Trusteeship Journal. 2004. № 12 (4). P. 15-19.
13. Gunn A., Mintrom M. Global university alliances and the creation of collaborative advantage // Journal of Higher Education Policy and Management. 2013. № 35 (2). P. 179-192.
14. Eckel P., Hartley M. Developing Academic Strategic Alliances: Reconciling Multiple Institutional Cultures, Policies, and Practices // Journal of Higher Education. 2008. Vol. 79. № 6. P. 613-637. Available from: http://muse.jhu.edu/journals/jhe/ (date of access: 16.03.2020).
15. Eckel P. D., Green M. F. Curricular Joint Ventures: a new chapter in US crossborder education? // Policy Futures in Education. 2004. Vol. 2. № 2. P. 299-315.
16. Eckel P. D., Hartley M., Affolter-Caine B. Cooperating to compete: A campus leaders' guide to developing curricular partnerships and joint programs. Washington. DC: American Council on Education, 2004. 31 p.
17. Масюк Н. Н., Петрищев П. В., Бушуева М. А. Стратегическое партнерство как свидетельство альянсоспособности университета [Электрон. ресурс] // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12 (8). С. 658-662. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22998438 и https://mgt.vvsu.ru/files/924A3133-9A5F-4BFB-98F3-C669521ACB4B (дата обращения: 17.03.2020).
18. Лунькин А. Н. Альянсоспособность как критерий оценки конкурентоспособности форм интеграционного взаимодействия стратегических партнеров в сфере среднего профессионального образования [Электрон. ресурс] // Экономические науки. 2010. № 12 (73). С. 429-434. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/04/13/1268024982/80. pdf (дата обращения: 25.02.2020).
19. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Москва: Изд-во ТЕМП. 2010. 944 с.
20. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: ИНФРА-М, 2011. 748 с.
21. Королева Е. В. Стратегические альянсы: зарубежный опыт и российские особенности // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С. 3-13.
22. Creve H., Rowley Т., Shipilov A. Network advantage: How to unlock value from your alliances and partnerships. San Francisco. CA: Jossey-BaSS/Wiley, 2014. 304 p.
23. Varadarajan P., Cunningham M. Strategic alliances: a synthesis of conceptual foundations // Journal of the Academy of Marketing Science. 1995. Vol. 23. № 4. P. 282-296.
24. Зенкевич Н. А., Королева А. Ф., Мамедова Ж. А. Концепция устойчивости совместного предприятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2014. № 1. С. 28-56.
25. Ireland R., Hitt M., Vaidyanath D. Alliance Management as a Source of Competitive Advantage // Journal of Management. 2002. Vol. 28. № 3. P. 413-446.
26. Inkpen A. C. Strategic Alliances. In A.M. Rugman and T.L. Brewer (eds). The Oxford Handbook of International Business. Oxford UK: Oxford University Press, 2001. P. 402-427.
27. Jarratt D. G. A strategic classification of business alliances: A qualitative perspective built from a study of small and medium-sized enterprises // Qualitative Market Research: An International Journal. 1998. № 1 (1). P. 39-49. Available from: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/13522759810368442/full/html (date of access: 25.02.2020). DOI: 10.1108/13522759810368442
28. Zineldin M. The Quality of Health Care and Patient Satisfaction: An Exploratory Investigation of the 5Qs Model at Some Egyptian and Jordanian Medical Clinics // International Journal of Health Care Quality Assurance. 2006. Vol. 19. № 1. P. 60-92. Available from: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/09526860610642609/full/html (date of access: 15.02.2020). DOI: 10.1108/09526860610642609
29. Vasicheva V., Zineldin M. An investigation of quality of organisational merger and employees' emotions: evidence from academics in Sweden // International Journal of Work Organisation and Emotion. 2016. Vol. 7. №. 2. P. 113-125. Available from: https://www.inderscienceonline.com/doi/pdf/10.1504/IJWOE.2016.078077 (date of access: 02.02.2020). DOI: 10.1504/IJWOE.2016.078077
30. Краснова Г. А., Тесленко В. А. Анализ основных моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций [Электрон. ресурс] // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 4. С. 30-40. Режим доступа: https://www.umj.ru/jour/article/view/104/105 (дата обращения: 05.02.2020). DOI: 10.15826/umpa.2017.04.047
31. Краснова Г.А., Тесленко В.А. Сетевое взаимодействие вузов в мире и России: создание и развитие стратегических партнерств // Государственная служба. 2017. Т. 19. № 4 (108). С. 59-65.
32. Suzuki T., Okada H., Fujii S. Project of continuing professional development for pharmacists supported by alliance of three public universities // Yakugaku Zasshi. 2011. № 131 (1). P. 51-57. DOI: 10.1248/yakushi.131.51
33. Huang F. Internationalization of higher education in the era of globalization: What have been its implications in China and Japan? // Higher Education Management and Policy. 2007. № 19 (1). P. 35-50.
34. Кислов А. Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. 2018. № 20 (1). С. 54-74. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-1-54-74
35. Антонова Н. Л., Сущенко А. Д., Попова Н. Г. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. № 22 (1). С. 31-58. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-1-31-58
Рецензия
Для цитирования:
Петров А.М. Стратегический альянс высших учебных заведений: опыт современной Германии. Образование и наука. 2021;23(4):79-107. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-79-107
For citation:
Petrov A.M. The strategic alliance of higher education institutions: Experience of contemporary Germany. The Education and science journal. 2021;23(4):79-107. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-79-107