Контекстный метод академика Вербицкого: возможна ли революция в дидактике?
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-108-125
Аннотация
Введение. В статье осуществлен обзор наиболее заметных педагогических инноваций (метод проектов, программированное обучение, педагогика сотрудничества), освоенных на научном уровне, но не получивших распространения в образовательной практике. Особое внимание уделено разработанной академиком РАО, заведующим кафедрой социальной и педагогической психологии МГГУ им. М. А. Шолохова А. А. Вербицким и его научной школой парадигме контекстного образования. Она аккумулирует многие эффективные формы, методы и средства, обоснованные в рамках различных инновационных подходов, но находит применение только на экспериментальных площадках отдельных творческих педагогов России.
Цель статьи. Исследование причин отторжения образовательной практикой педагогических инноваций, условий и перспектив их применения.
Методология и методика исследования. Осуществлен анализ трудов научной школы А. А. Вербицкого, последовательно развивающей парадигму контекстного образования в монографических и диссертационных исследованиях, осваивающих ее в многолетней педагогической практике ведущего вуза России в сфере гуманитарных технологий и прикладного гуманитарного знания.
Результаты и научная новизна. Автор отвергает распространенное мнение о торможении инноваций консервативной педагогической средой и показывает их идеологическую несовместимость с централизованным управлением образованием и автократизмом российского общества в целом. Доказано: императивом восприятия педагогических инноваций образованием является изменение социальной среды.
Практическая значимость. Оценки и выводы автора создают методологические предпосылки для развертывания дискуссии о миссии педагогической науки и условиях ее развития в современном российском обществе. Становится понятно, почему в отечественном образовании преобладает «дидактоцентризм», провозглашенный еще Я. Коменским.
Ключевые слова
Об авторе
И. П. СмирновРоссия
Смирнов Игорь Павлович - доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАО.
Москва.
Список литературы
1. Фельдштейн Д. И. Проблемы качества психолого-педагогических диссертационных исследований. Аналитический доклад [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://refdb.ru/look/2167521.html (дата обращения: 01.12.2020).
2. Skinner B. F. Science and human behavior. New York: Macmillan Publication, 1953. 461 p. Available from: http://www.bfskinner.org/bfskinner/Society_files/Science_and_Human_Behavior. (date of access: 01.12.2020).
3. Краудер Н. О различиях между линейным и разветвлённым программированием // Программированное обучение за рубежом: Сб. статей. Под ред. И. И. Тихонова. Москва: Высшая школа. 1968. С. 58-67.
4. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. Москва: Высшая школа, 1970. 300 c.
5. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. Москва, 1982. 285 с.
6. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. Москва, 2009. 401 с.
7. Вербицкий А. А., Трунова Е. Г., Калашников В. Г. и др. Психология и педагогика контекстного образования: Коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. Москва; Санкт Петербург: Нестор-История, 2018. 416 с.
8. Каптерев П. Ф. Новая русская педагогика, ее главные идеи, направления и деятели. Санкт-Петербург. 1914 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/ (дата обращения: 01.12.2020).
9. Смирнов И. П. Цикл очерков «Философия образования» // Учительская газета. 2020-2021 гг. № 42-61.
10. Цирульников А. М. Калмыкия. Страна между двумя берегами [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://rusacademedu.ru/news/neopoznannaya-pedagogika-proekt-anatoliya-cirulnikova-akademika-rao/ (дата обращения: 01.12.2020).
11. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. Институт теории и истории педагогики. Москва: Издательство АПН РСФСР, 1961. С. 182 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/blonsky_izbrannye-proizvedeniya_1961/ (дата обращения: 01.12.2020).
12. Толстой Л. Н. Избранные публицистические статьи // Воспитание и образование. Собр. соч. в 22 томах. Т. 16. С. 34 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://modernlib.net/books/tolstoy_lev_nikolaevich/tom_16_izbrannie_publicisticheskie_stati/read_1/ (дата обращения: 01.12.2020).
13. Баландина А. Марионетка чекистов: за что боролся Павлик Морозов // Газета.ру. 2018. 14 ноября [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2018/11/13/12057637.shtml (дата обращения: 01.12.2020).
14. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. 7 декабря 1867 г. // Собрание сочинений. Т. 8. Москва-Ленинград, 1950. С. 329.
15. Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Петербург-Москва: Книгоиздательство «Голос труда», 1923. С. 9.
16. Ушинский К. Статьи в «Сыне отечества» // Педагогические статьи 1857-1861 гг. Т. 2. Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1948. С. 254.
Рецензия
Для цитирования:
Смирнов И.П. Контекстный метод академика Вербицкого: возможна ли революция в дидактике? Образование и наука. 2021;23(4):108-125. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-108-125
For citation:
Smirnov I.P. The contextual method of Academician Verbitsky: is a revolution in didactics possible? The Education and science journal. 2021;23(4):108-125. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-108-125