Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Психологическое благополучие и ценностно-смысловая сфера личности студентов-психологов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-126-156

Аннотация

Введение. Актуальность исследования психологического благополучия и его связи с ценностно-смысловой сферой личности студентов-психологов обусловливается необходимостью подготовки специалистов помогающих профессий, способных осуществлять грамотное психологическое сопровождение субъекта в период нарастающей нестабильности.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей психологического благополучия и его связей с ценностно-смысловой сферой личности студентов-психологов в терминах личностных ценностей, базовых смысловых установок, самоактуализации личности, динамической системы жизненных смыслов для понимания и проработки личностью гибких надпрофессиональных навыков, связанных с самоорганизацией и саморазвитием карьерного пути, поддержанием профессионального здоровья.

Методология и методы. Теоретико-методологической основой исследования выступил субъектно-деятельностный подход к психологическому благополучию и ценностно-смысловой сфере личности, разрабатываемый отечественной психологией с учетом научных работ зарубежных авторов. Эмпирическое исследование проведено среди студентов-психологов Российского университета дружбы народов (N = 80) с применением психодиагностических методик: «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т. П. Шевеленковой и П. П. Фесенко), «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром), «Ценностный опросник» (Ш. Шварц), тест «Смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев), «Система жизненных смыслов» (В. Ю. Котляков), «Базовые смысловые установки» (А. Д. Ишков, Н. Г. Милардова). Использованы методы математической статистики: корреляционный (р Спирмена) и факторный анализ (метод главных компонент), - а также программа IBM SPSS Statistics 22.

Результаты. Выявленные значимые корреляционные связи психологического благополучия и ценностных ориентаций студентов-психологов, их смысловых установок подтверждают, что целеполагание респондентов ограничивается отсутствием чувства независимости, а также необходимостью совмещать новые и традиционные для общества способы управления своей деятельностью и ее контроля. Самоактуализация личности сдерживается наличием смысловых установок респондентов, отражающих их зависимость от эмоциональной поддержки и мнения окружающих. Результаты факторного анализа демонстрируют наличие в структуре личности пяти факторов: фактора безопасности и стабильности жизни при ее осмысленности и управляемости; фактора самоактуализации при независимости от среды; фактора психологического благополучия при осмысленности личностного развития; фактора проявления заботы о благополучии близких людей при снижении требовательности и ответственности за них; фактора достижения личного успеха при способности рискнуть.

Научная новизна заключается в попытке изучения связей психологического благополучия с отдельными аспектами ценностно-смысловой сферы личности у молодых специалистов помогающих профессий, для которых данная область психики приобретает профессиональную и личностную значимость.

Практическая значимость состоит в возможности применения полученных результатов при формировании профессиональных программ супервизии студентов-психологов, при развитии надпрофессиональных навыков, связанных с рефлексией молодыми специалистами собственных жизнетворческих ресурсов, находящихся в пространстве сложного взаимодействия психологического благополучия и ценностно-смысловой сферы личности.

Об авторах

Т. С. Пилишвили
Российский университет дружбы народов
Россия

Пилишвили Татьяна Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики.

Москва.

Researcher ID P-4365-2017



А. И. Савушкина
Российский университет дружбы народов
Россия

Савушкина Анастасия Игоревна - бакалавр кафедры психологии и педагогики.

Москва.



А. Л. Данилова
Российский университет дружбы народов
Россия

Данилова Анна Леонидовна - аспирант кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов.

Москва.



Н. К. Соруко Торрес
Российский университет дружбы народов
Россия

Соруко Торрес Нэнси Кэтрин - магистр кафедры психологии и педагогики.

Москва.



Список литературы

1. Cassin S. E., Singer A. R., Dobson K. S., Altmaier E. M. Professional interests and career aspirations of graduate students in professional psychology: An exploratory survey // Training and Education in Professional Psychology. 2007. Vol. 1, № 1. P. 26-37. DOI: 10.1037/1931-3918.1.1.26

2. Abbot S. 21st century skills. The Glossary of Education Reform. 2014. Available from: http://edglossary.org/21st-century-skills (date of access: 21.08.2020).

3. Robles M. M. Executive perceptions of the top 10 soft skills needed in today's workplace // Business Communication Quarterly. 2012. Vol. 75, № 4. P. 453-465. DOI: 10.1177/1080569912460400

4. Brunello G., Schlotter M. Non-cognitive skills and personality traits: Labour market relevance and their development in education & training systems. Project: Economics of education // IZA Discussion Paper. 2011. № 5743. 46 p. Available from: https://ssrn.com/abstract=1858066 (date of access: 23.08.2020).

5. Hernandez R., Bassett S. M., Boughton S. W., Schuette S. A., Shiu E. W., Moskowitz J. T. Psychological well-being and physical health: Associations, mechanisms, and future directions // Emotion Review. 2018. Vol. 10, № 1. P. 18-29. DOI: 10.1177/1754073917697824

6. Guidi J., Rafanelli C., Fava G. A. The clinical role of well-being therapy // Nordic Journal of Psychiatry. 2018. Vol. 72, № 6. P. 447-453. DOI: 10.1080/08039488.2018.1492013

7. Sheu H.-B., Lent R. W., Lui A. M., Wang X. T., Phrasavath L., Cho H.-J., Morris T. R. Meta-analytic path analysis of the social cognitive well-being model: Applicability across life domain, gender, race/ethnicity, and nationality // Journal of Counseling Psychology. 2020. Vol. 67, № 6. P. 680-696. DOI: 10.1037/cou0000431

8. Сергеева И. А., Кустова В. В. Ценностно-смысловая сфера личности студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 145-151.

9. Литвинова Н. Ю. Психологические факторы субъективного благополучия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 2 (14). С. 147-149.

10. Тувышева Д. А., Атаманова Г. И. Эмпирическое исследование взаимосвязи качеств жизнестойкости и ценностно-смысловых ориентиров личности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 155-163. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-1-112-155-163

11. Бызова В. М., Перикова Е. И. Представления молодежи о психологическом благополучии и стратегиях его достижения // Сибирский психологический журнал. 2018. № 70. С. 118-130. DOI: 10.17223/17267080/70/9

12. Бескова Т. В. Социально-демографические детерминанты субъективного благополучия личности [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 632-639. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14572 (дата обращения: 20.08.2020).

13. Замятина А. А. Взаимосвязь адаптационного потенциала личности и психологического благополучия в юношеском возрасте // Казанский педагогический журнал. 2016. Т. 2. № 2. С. 385-388.

14. Апуневич О. А., Гагарина С. Н. Особенности психологического благополучия личности в юношеском возрасте в зависимости от уровня осознанности жизни // Сборник статей XV Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2018. С. 318-323.

15. Петровская В. Г. Жизнестойкость и социально-психологическое благополучие личности в юношестве // Вопросы педагогики. 2020. № 1-2. С. 186-190.

16. Шамионов Р. М., Григорьева М. В. Психодинамические свойства как предикторы субъективного благополучия личности // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 1. С. 41-51.

17. Ersoz G. The role of university students' general self-Efficacy, depression and psychological well-being in predicting their exercise behavior // Journal of Education and Training Studies. 2017. Vol. 5, № 3. P. 110-117. DOI: 10.11114/jets.v5i3.2209

18. Osmanoglu D. E., Yilmaz H. The effect of classical music on anxiety and well-being of university students // International Education Studies. 2019. Vol. 12, № 11. P. 18-25. DOI: 10.5539/ies.v12n11p18

19. Satici B. Testing a model of subjective well-being: The roles of optimism, psychological vulnerability, and shyness // Health Psychology. 2019. P. 1-8. DOI: 10.1177/2055102919884290

20. Vijayaraghavan N., Chandran M. Effect of meditation on psychological well-being. The International Journal of Indian Psychology. 2019. Vol. 7. DOI: 10.25215/0702.080

21. Mahalingam, Craighead J., Gomathi N. S. Yoga practices and psychological well-being of student nurses // The Nursing journal of India. 2015. Vol. 106, № 2. P. 84-87.

22. Garaa-Alandete J. Does meaning in life predict psychological well-being? // The European Journal of Counselling Psychology. 2015. Vol. 3 (2). DOI: 10.5964/ejcop.v3i2.27

23. Chraif M., Dumitru D. Gender differences on wellbeing and quality of life at young students at psychology // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 15791583. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.310

24. Шевеленкова Т. Д., Фесенко Т. П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-121.

25. Леонтьев Д. А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 14-37. DOI: 10.14515/monitoring.2020.1.02

26. Green R., Morrissey S.A., Conlon E. G. The values and self-efficacy beliefs of post -graduate psychology students // Australian Journal of Psychology. 2018. № 70. P. 139-148. DOI:10.1111/ajpy.12173

27. Bamonti P., Keelan C. M., Larson N. A., Mentrikoski J., Randall C., Sly S. K., Travers R. M., McNeil D. Promoting ethical behavior by cultivating a culture of self-care during graduate training: A call to action // Training and Education in Professional Psychology. 2014. № 8. P. 253-260. DOI:10.1037/TEP0000056

28. Дьячковская К. В., Борисова У. С. Анализ ценностных ориентаций студентов -будущих педагогов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 11. С. 23-26. DOI: 10.23672/SAE.2018.2018.20586

29. Нукештаева К. Е., Кубекова А. С. Современные ценностные ориентации студентов-медиков // Медицина и экология. 2019. № 2 (91). С. 12-17.

30. Griggs S., Crawford S.L. Differences in hope, core self-evaluations, emotional well-being, and health risk behaviors in freshman university students // Nursing Forum. 2019. Vol. 54, № 4. P. 505-512. DOI: 10.1111/nuf.12364

31. Блинова Н. А. Динамика самоактуализации студентов-психологов в процессе обучения // Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи: сборник материалов международной научно-практической конференции «X Левитовские чтения в МГОУ». Москва, 22-23 апреля 2015 г. 2016. С. 150-156.

32. Коваленко Л. Э. Особенности жизненных ценностей у студентов-психологов // Евразийский научный журнал. 2015. № 12. С. 573-574.

33. Смольянинова А. А., Ларионова Л. А. Представления о профессиональных ценностях студентов-психологов // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 9 (104). С. 281-287.

34. Дроздова Н. В. Особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 51. С. 40-44.

35. Воробьева К. И. Смысложизненные ориентации студентов-психологов // Проблемы современной психологической теории и практики: сборник научных статей. Москва, 2018. С. 10-13.

36. Богданович Н. В., Щеткина Е. И., Борисова А. А., Щевцова Н. А., Моисеева Л. П. Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов в период обучения в вузе // Психология и право. 2019. Т. 9, № 2. С. 232-249. DOI: 10.17759/psylaw.2019090216

37. Орлова О. М., Орлов А. В. Ценности и базовые социальные установки как факторы профессиональной активности студентов, обучающихся психологии // Социология. 2020. № 2. С. 314-321.

38. Водяха С. А., Водяха Ю. Е. Особенности ценностной-смысловой сферы студентов-психологов // Психологическое благополучие современного человек: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Екатеринбург, 20 марта 2019 г. 2019. С. 216-225.

39. Tanriogen Z. M. Value priorities of teacher candidates in education faculty of Pamukkale University in Denizli Turkey // Eurasian Journal of Educational Research. 2016. № 66. P. 159-174. DOI: 10.14689/ejer.2016.66.9

40. Trevisan D. A., Bass E., Powell K., Eckerd L. M. Meaning in life in college students: Implications for college counselors // Journal of College Counseling. 2017. Vol. 20, № 1. P. 37-51. DOI: 10.1002/jocc.12057

41. Robatmili S., Sohrabi F., Shahrak M. A., Talepasand S., Nokani M., Hasani M. The effect of group logotherapy on meaning in life and depression levels of Iranian students // International Journal for the Advancement of Counseling. 2015. № 37. P. 54-62. DOI:10.1007/s10447-014-9225-0

42. Bulut S. S. Obstacles to self-actualization of college students - The case of Gazi faculty of education // Universal Journal of Educational Research. 2018. № 6. P. 2271-2279. DOI: 10.13189/ujer.2018.061026

43. Котляков В. Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-1 (54). С. 148-153.

44. Ланских М. В., Гут Ю. Н., Сазонов Д. Н. Самоактуализация личности студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки в системе ВПО // Педагогическое образование в России. 2020. № 2. С. 159-165. DOI: 10.26170/po20-02-20

45. Аркаева Н. И. Формирование смысложизненных ориентаций у студентов-психологов как фактор психологической безопасности личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 2. С. 96-100.

46. Мельникова М. Л., Филинков Д. А. Система жизненных смыслов студенческой молодежи разных национальностей // Педагогическое образование в России. 2018. № 7. С. 65-71.

47. Пухарева Т. С. Взаимосвязь ценностных установок и доверия к себе у студенческой молодежи // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. Т. 6. № 3 (22). С. 541-552. DOI: 10.23888/humJ20183541-552

48. Андронова Н. В., Юдина М. Г. Особенности конформности у студентов [Электронный ресурс] // Огарев-online. 2019. № 12. Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/osobennosti-konformnosti-u-studentov (дата обращения: 20.08.2020)

49. Ионина О. С. Изучение личностной автономии студентов педагогического университета // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 2(42). С. 121-127.

50. Фомина О. О. Факторы и возможные типы психологического благополучия личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2 (18). С. 168-174.


Рецензия

Для цитирования:


Пилишвили Т.С., Савушкина А.И., Данилова А.Л., Соруко Торрес Н.К. Психологическое благополучие и ценностно-смысловая сфера личности студентов-психологов. Образование и наука. 2021;23(4):126-156. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-126-156

For citation:


Pilishvili T.S., Savushkina A.I., Danilova A.L., Soruko Torres N.C. Psychological well-being and value-semantic sphere of personality among psychology students. The Education and science journal. 2021;23(4):126-156. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-126-156

Просмотров: 1724


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)