Готовы ли мы к модели новой нормальности в электронном бизнес-образовании? Сентимент-анализ мнения обучающихся о МООК
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-181-207
Аннотация
Введение. Новая цифровая экономика и ее постоянно развивающаяся парадигма полностью изменили модель ведения бизнеса и методы обучения. MOOK (массовые открытые онлайн-курсы) и программы микроквалификаций - это образовательные интерфейсы, которые превратились в важный инструмент учебной среды. В высших учебных заведениях дистанционное обучение стало незаменимым альтернативным методом преподавания при обновлении и передаче классических учебных материалов в соответствии с реальными условиями.
Цель данного исследования - определить готовность и отношение общества к концепции МООК и дистанционного обучения, а также подчеркнуть неизбежность их использования в образовательных учреждениях любого уровня, для того чтобы внести фундаментальные изменения в учебные планы, особенно в программы курсов электронного бизнеса - наиболее востребованного направления образовательных курсов на платформах МООК.
Методология и методы исследования. В исследовании анализируется осведомленность общества о концепции MOOK. Восприятие и отношение респондентов к МООК было рассмотрено с помощью сентимент-анализа на платформе Eksi Sozluk (социальная коммуникационно-дискуссионная онлайн-площадка).
Результаты. Согласно результатам сентимент-анализа, 52 % опрошенных оценивают дистанционное обучение и МООК положительно, 29 % - нейтрально и 18 % - отрицательно. В общем, дистанционное образование и МООК воспринимаются респондентами как новая полезная модель образования.
Научная новизна. Авторы впервые провели сентимент-анализ мнений о МООК и дистанционном обучении среди пользователей этих платформ в Турции. Это первое исследование, в котором рассматривается приоритетность растущей осведомленности о МООК и необходимости в дистанционном бизнес-образовании как наиболее предпочтительном типе МООК в условиях пандемии COVID-19.
Практическая значимость. Предполагается, что данное исследование будет способствовать демонстрации заинтересованным участникам того, что МООК и программы микроквалификаций имеют высокий потенциал для осмысления тенденций изменения образования, особенно в условиях модели новой нормальности после пандемии COVID-19. Целостная образовательная модель учреждения образования сопряжена с трудностями в плане соответствия конкурентному характеру и ориентированному на результат подходу экосистемы электронного бизнеса. Рыночная реальность требует, чтобы учебные заведения предлагали более целенаправленные и прикладные образовательные решения для развития данной сферы обучения. Что касается курсов электронного бизнеса (электронная коммерция, цифровой маркетинг), то важность MOOК как решения, ориентированного на то, как, а не что, подробно обсуждается в статье.
Ключевые слова
Об авторах
О. Ф. ДериндагТурция
Омер Фарук Дериндаг - доцент кафедры международной торговли и бизнеса Университета Инёню.
Малатья.
Researcher ID ABI-2557-2020
Scopus Author ID 57212876022
Б. Чизмечи
Турция
Булент Чизмечи - доктор наук (маркетинг), преподаватель, Центр непрерывного образования Университета имени Абдуллы Гюля.
Кайсери.
Список литературы
1. De Freitas S. I., Morgan J., Gibson D. Will MOOCs transform learning and teaching in higher education? Engagement and course retention in online learning provision. British Journal of Educational Technology. 2015; 46 (3): 455-471.
2. Eriksson T., Adawi T., Stohr C. “Time is the bottleneck”: A qualitative study exploring why learners drop out of MOOCs. Journal of Computing in Higher Education [Internet]. 2017 [cited 2020 Dec 18]; 29 (1): 133-146. Available from: http://link.springer.com/10.1007/s12528-016-9127-8
3. Palacios Hidalgo F. J., Huertas Abril C. A., Gomez Parra M. E. MOOCs: Origins, concept and didactic applications: A systematic review of the literature (2012-2019). Technology, Knowledge and Learning [Internet]. 2020 [cited 2020 Dec 25]; 25 (4): 853-879. Available from: http://link.springer.com/10.1007/s10758-019-09433-6
4. Bozkurt A. Kitlesel açık çevrimiçi dersler (Massive Open Online Courses-MOOCs) ve sayısal bilgi çağında yaşamboyu öğrenme fırsatı. Açıköğretim Uygulamaları ve Araştırmaları Dergisi. 2015; 1 (1): 56-81. (In Turkish)
5. Clements K., West R. E., Hunsaker E. Getting started with open badges and open microcredentials. The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2020; 21 (1): 154-172.
6. Fong J. (UPCEA)., Janzow P. (Pearson)., Peck K. (Penn S. U. Demographic shifts in educational demand and the rise of alternative credentials [Internet]. 2016 [cited 2020 Dec 28]. Available from: https://upcea.edu/wp-content/uploads/2017/05/Demographic-Shifts-in-Educational-Demand-and-the-Rise-of-Alternative-Credentials.pdf
7. Newby T. J., Cheng Z. Instructional digital badges: Effective learning tools. Educational Technology Research and Development [Internet]. 2020 [cited 2020 Dec 26]; 68 (3): 1053-1067. Available from: https://doi.org/10.1007/s11423-019-09719-7
8. Ghasia M., Machumu H., DeSmet E. Micro-credentials in higher education institutions: An exploratory study of its place in Tanzania. International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology. 2019; 15 (1): 233.
9. Oliver B. Making micro-credentials work for learners, employers and providers [Internet]. 2019 [cited 2020 Dec 27]. Available from: http://wordpress-ms.deakin.edu.au/dteach/wp-content/uploads/sites/103/2019/08/Making-micro-credentials-work-Oliver-Deak-in-2019-full-report.pdf?_ga=2.8346290.1216754425.1611174095-108573527.1611174095
10. Pickard L., Shah D., De Simone J. J. Mapping microcredentials across MOOC platforms. In: 2018 Learning With MOOCS (LWMOOCS). IEEE; 2018. 2018 [cited 2020 Dec 7]; p. 17-21. Available from: https://ieeexplore.ieee.org/document/8534617/
11. Mallon M. Micro-credentialing. Public Services Quarterly [Internet]. 2019 [cited 2020 Dec 22]; 15 (2): 116-125. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/15228959.20191590290
12. Van der Hijden P. Digitization of credentials: Quality of shorter-term educational experiences [Internet]. 2019 [cited 2020 Dec 18]. Available from: https://files.eric.ed.gov/full-text/ED597931.pdf
13. Liyanagunawardena T. R., Adams A. A., Williams S. A. MOOCs: A systematic study of the published literature 2008-2012. The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2013 [cited 2020 Dec 30]; 14 (3): 202. Available from: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/1455
14. Siemens G. Connectivism: A Learning theory for the digital age. International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2005; 2 (1): 3-10.
15. Downes S. New technology supporting informal learning. Journal of Emerging Technologies in Web Intelligence. 2010; 2 (1): 27-33.
16. Ellis L. E., Nunn S. G., Avella J. T. Digital badges and micro-credentials: Historical overview, motivational aspects, issues, and challenges. In: Ifenthaler D., Bellin-Mularski N., Mah D.-K. (eds.). Foundation of digital badges and micro-credentials: Demonstrating and recognizing knowledge and competencies. Cham: Springer International Publishing; 2016. p. 3-21.
17. Gamrat C., Zimmerman H. T., Dudek J., Peck K. Personalized workplace learning: An exploratory study on digital badging within a teacher professional development program. British Journal of Educational Technology [Internet]. 2014 [cited 2020 Nov 20]; 45 (6): 11361148. Available from: http://doi.wiley.com/10.1111/bjet.12200
18. Ruddy C., Ponte F. Preparing students for university studies and beyond: A micro-credential trial that delivers academic integrity awareness. Journal of the Australian Library and Information Association [Internet]. 2019 [cited 2020 Nov 720]; 68 (1): 56-67. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/24750158.2018.1562520
19. Allen I. E., Seaman J. Grade change: Tracking online education in the United States. Oakland, CA: Babson Survey Research Group and Quahog Research Group LLC; 2014. 45 p.
20. Wilson B. G., Gasell C., Ozyer A., Scrogan L. Adopting digital badges in higher education: Scoping the territory. In: Ifenthaler D., Bellin-Mularski N., Mah D-K., (eds.). Foundation of digital badges and micro-credentials. Cham: Springer International Publishing; 2016. p. 163-177.
21. Liyanagunawardena T. R., Adams A. A., Williams S. A. MOOCs: A systematic study of the published literature 2008-2012. Distance Education in China. 2014; 3: 5-16.
22. Ebben M., Murphy J. S. Unpacking MOOC scholarly discourse: A review of nascent MOOC scholarship. Learning, Media and Technology. 2014; 39 (3): 328-345.
23. Chiappe-Laverde A., Hine N., Martinez-Silva J. A. Literature and practice: A critical review of MOOCs. Comunicar. 2015; 22 (44): 9-18.
24. Kovanovic V., Joksimovic S., Gasevic D., Siemens G., Hatala M. What public media reveals about MOOCs: A systematic analysis of news reports. British Journal of Educational Technology [Internet]. 2015 [cited 2020 Nov 30]; 46 (3): 510-527. Available from: http://doi.wiley.com/10.1111/bjet.12277
25. Rolfe V. A Systematic review of socio-ethical aspects of Massive Online Open Courses. European Journal of Open, Distance and E-Learning [Internet]. 2015 [cited 2020 Dec 1]; 18 (1): 52-71. Available from: http://content.sciendo.com/view/journals/eurodl/18/1/article-p52.xml
26. Sangra A., Gonzalez-Sanmamed M., Anderson T. Metaanalisis de la investigation sobre MOOC en el periodo 2013-2014. Education XXI: revista de la Facultad de Education. 2015; 18 (2): 21-49. (In Spanish)
27. Veletsianos G., Shepherdson P. Who studies MOOCs? Interdisciplinarity in MOOC research and its changes over time. The International Review of Research in Open and Distributed Learning [Internet]. 2015 [cited 2020 Dec 23]; 16 (3). Available from: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/2202
28. Veletsianos G., Shepherdson P. A Systematic analysis and synthesis of the empirical MOOC literature published in 2013-2015. The International Review of Research in Open and Distributed Learning [Internet]. 2016 [cited 2020 Nov 11]; 17 (2). Available from: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/2448
29. Brouns F., Mota J., Morgado L., Jansen D., Fano S., Silva A., et al. A networked learning framework for effective MOOC design: The ECO project approach. In: 8th EDEN Research Workshop Challenges for Research into Open & Distance Learning: Doing Things Better: Doing Better Things. Ed. by Teixeira A. M., Szucs A. Budapest, Hungary: Eden. Oxford, United Kingdom; 2014.
30. Rosewell J., Jansen D. The OpenupEd quality label: Benchmarks for MOOCs. IN-NOQUAL: The International Journal for Innovation and Quality in Learning. 2014; 2 (3): 88-100.
31. Wong J., Baars M., Davis D., Van Der Zee T., Houben G.-J., Paas F. Supporting self-regulated learning in online learning environments and MOOCs: A systematic review. International Journal of Human-Computer Interaction [Internet]. 2019 [cited 2020 Nov 19]; 35 (4-5): 356-373. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10447318.2018.1543084
32. Garaa-Penalvo F. J., Fidalgo-Blanco A., Sein-Echaluce M. L. An adaptive hybrid MOOC model: Disrupting the MOOC concept in higher education. Telematics and Informatics. 2018; 35 (4): 1018-1030.
33. Santos-Hermosa G., Ferran-Ferrer N., Abadal E. Repositories of open educational resources: An assessment of reuse and educational aspects. The International Review of Research in Open and Distributed Learning [Internet]. 2017 [cited 2020 Dec 3]; 18 (5). Available from: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/3063
34. Gil-Jaurena I., Dommguez D. Teachers' roles in light of massive open online courses (MOOCs): Evolution and challenges in higher distance education. International Review of Education [Internet]. 2018 [cited 2020 Dec 28]; 64 (2): 197-219. Available from: http://link.springer.com/10.1007/s11159-018-9715-0
35. Barbour M. K. The landscape of K-12 online learning: Examining what is known. 3rd ed. In: Handbook of distance education. New York: Routledge; 2013. p. 574-593.
36. Picciano A. G., Seaman J., Shea P., Swan K. Examining the extent and nature of online learning in American K-12 Education: The research initiatives of the Alfred P. Sloan Foundation. The Internet and Higher Education [Internet]. 2012 [cited 2020 Dec 24; 15 (2): 127-135. Available from: https://linkinghub.elsevier.com/retrieve/pii/S1096751611000509
37. Moore J. L., Dickson-Deane C., Galyen K. e-Learning, online learning, and distance learning environments: Are they the same? The Internet and Higher Education [Internet]. 2011 [cited 2020 Nov 29]; 14 (2): 129-135. Available from: https://linkinghub.elsevier.com/retrieve/pii/S1096751610000886
38. Tsai S., Machado P. E-Learning Basics: Essay: E-learning, online learning, webbased learning, or distance learning: unveiling the ambiguity in current terminology. eLearn. 2002; 2002 (7): 3.
39. Shah D. By the numbers: MOOCS in 2016 [Internet]. 2016 [cited 2020 Dec 12]. Available from: https://www.classcentral.com/report/mooc-stats-2016/
40. Clark D. Donald Clark Plan B: MOOCs: Taxonomy of 8 types of MOOC [Internet]. 2013 [cited 2021 Jan 15]. Available from: http://donaldclarkplanb.blogspot.com/2013/04/moocs-taxonomy-of-8-types-of-mooc.html
41. Pérez L., Jordano M., Martin-Cuadrado A. M. Los NOOC para la formacion en competencias digitales del docente universitario. Una experiencia piloto de la Universidad Nacional de Educacion a distancia (UNED). Revista de Education a Distancia (RED) [Internet]. 2017 [cited 2020 Dec 22]; 17 (55). Available from: http://www.um.es/ead/red/55/perez_et_al.pdf (In Spanish)
42. Teclehaimanot B., Marshall H. Faculty members' best practice standards in the design of higher education online courses. In: 39th Annual Proceedings of Selected Research and Development Papers Volume 1; 2016; Las Vegas. Las Vegas; 2016 [cited 2020 Dec 5]; p. 125-135. Available from: https://www.tresystems.com/proceedings/documents/2016_lasvegas_volume1.pdf
43. Demirci N. Kitlesel Açık Çevrimiçi Dersleri (KAÇD) Nedir? Ve Öğrenme İçin Bizlere Neler Vaad Ediyor?: KAÇD’ler Hakkında İnceleme-Değerlendirme Makalesi. Necatibey Eğitim Fakültesi Elektronik Fen ve Matematik Eğitimi Dergisi. Balıkesir Üniversitesi. 2014; (8): 231-256. (In Turkish)
44. Cormier D., Siemens G. The open course: Through the open door--open courses as research, learning, and engagement. EDUCAUSE Review. 2010 [cited 2020 Dec 20]; 45 (4): 30-39. Available from: https://islandscholar.ca/islandora/object/ir%3A20478/datastream/PDF/view
45. Hollands F. M., Tirthali D. MOOCs: Expectations and reality [Internet]. 2014 [cited 2020 Dec 14]. Available from: https://d1wqtxts1xzle7.cloudfront.net/33728665/MOOCs_Expectations_and_Reality.pdf?1400413525=&response-content-disposition=inline%3B+filename%3D-MOOCs_Expectations_and_Reality_Full_Repo.pdf&Expires=1611176442&Signature=AKt-M928x10RFsDfY-tNlIuTIckytuwdSPFsTk
46. De Notaris D. Reskilling higher education professionals: Skills and workflow in the making of a MOOC. In: Calise M., Kloos C. D., Reich J., Ruiperez-Valiente J. A., Wirsing M. (eds.). Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics). Cham: Springer International Publishing; 2019. p. 145-155.
47. Shah D. The second year of the MOOC: A review of MOOC stats and trends in 2020 [Internet]. 2020 [cited 2020 Dec 20]. Available from: https://www.classcentral.com/report/the-second-year-of-the-mooc/
48. Khan S. What college could be like. Communications of the ACM [Internet]. 2013 [cited 2020 Dec 18]; 56 (1): 41-43. Available from: https://dl.acm.org/doi/10.1145/2398356.2398370
49. Crotty J. M. Badges lend gravitas to free education revolution. Forbes [Internet]. 2013 [cited 2020 Dec 18]. Available from: https://www.forbes.com/sites/james-marshallcrotty/2013/02/25/new-improved-badges-give-credential-meat-to-mooc-revolution/?sh=378068a7568f
50. Olneck M. R. Insurgent credentials: A challenge to established institutions of higher education? [Internet]. 2012. Available from: https://www.hastac.org/sites/default/files/documents/insurgent_credentials__michael_olneck_2012.pdf
51. Halavais A. Microcredentials on the Open Web. AOIR Selected Papers of Internet Research. 2013; IR14 1-3.
52. The State University of New York. Micro-Credentials at SUNY [Internet]. [cited 2020 Dec 3]. Available from: https://system.suny.edu/academic-affairs/microcredentials
53. Cochran W. G. Sampling Techniques 3rd ed. New York: John Wiey & Sons & Sons; 1977. 448 p.
54. Miles M. B., Huberman A. M. Qualitative data analysis: An expanded sourcebook. 2nd ed. California: Sage Publications; 1994. 352 p.
Рецензия
Для цитирования:
Дериндаг О.Ф., Чизмечи Б. Готовы ли мы к модели новой нормальности в электронном бизнес-образовании? Сентимент-анализ мнения обучающихся о МООК. Образование и наука. 2021;23(4):181-207. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-181-207
For citation:
Derindag O.F., Cizmeci B. Are we ready for the new normal in e-business education? Sentiment analysis of learners' opinions on MOOCs. The Education and science journal. 2021;23(4):181-207. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-181-207