ВЕДУЩАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ)
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-77-94
Аннотация
Цель: показать на основе обобщенных результатов серии эмпирических исследований возможность преодоления личностной беспомощности школьников при помощи стимулирования ведущего вида возрастной активности.
Методики: ≪Опросник атрибутивного стиля≫ для младших школьников (CASQ) и подростков (ASQ), опросник подростковой депрессивности ≪Депрископ≫ (Heymans, 1996, адаптация А. И. Подольского, И. А. Идобаевой), детский опросник неврозов В. В. Седнева (ДОН), методика Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, методики для изучения уровня самооценки и притязаний (Т. Дембо – С. Рубинштейн) и ≪Нахождение количественного выражения уровня самооценки≫ (по С. А. Будасси), опросник ≪Потребность в достижении≫ Ю. М. Орлова. Для диагностики учебной активности была использована программа наблюдения А. А. Волочкова ≪Экспертная оценка учебной активности младшего школьника, для диагностики коммуникативной активности – опросник и программа наблюдений за проявлениями активности в общении.
Методы: подход полисистемного взаимодействия. Результаты: анализ экспериментальных данных убедительно доказывает, что учебная активность у младших школьников и коммуникативная активность у подростков выступают как ресурсы совладания с личностной беспомощностью. Научная новизна: впервые изучены типы функционального взаимодействия личностной беспомощности и активности.
Практическая значимость: найдены дополнительные варианты преодоления беспомощности школьников в процессе обучения и способы развития самостоятельности у детей.
Ключевые слова
Об авторах
Б. А. ВяткинРоссия
член-корреспондент
Российской академии образования (отделение психологии и воз-
растной физиологии), доктор психологических наук, профессор
кафедры теоретической и прикладной психологии
Е. С. Давыдова
Россия
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития
Е. В. Забелина
Россия
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии
Список литературы
1. Васюра С. А. Индивидуальный стиль коммуникативной активности в структуре интегральной индивидуальности (на материале школьников-подростков): дис. … канд. психол. наук. Пермь: ПГТУ, 1997.
2. Волочков А. А. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников): дис. … канд. психол. наук. Пермь: Книжный дом, 1997.
3. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности: учебное пособие. 2-е изд. Москва: Сфинкс, 2007. С. 188–211.
4. Вяткин Б. А., Щукин М. Р. Человек – стиль – социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве: монография. Пермь: ПГТУ, 2007. С. 237.
5. Давыдова Е. С. Взаимосвязь беспомощности и ведущей активности в структуре интегральной индивидуальности (на примере учебной активности младших школьников): автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь: Пермское книжное издательство, 2010.
6. Забелина Е. В. Беспомощность в структуре интегральной индивидуальности и ее связь с коммуникативной активностью (на материале исследования подростков): автореф. дис. … канд. психол. наук Ярославль: Прогресс, 2009.
7. Климов Е. А. О развитии самостоятельности // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 166–168.
8. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности. Москва; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. С. 232.
9. Циринг Д. А. Психология выученной беспомощности: учебное пособие. Москва: Академия, 2005. С. 120.
10. Seligman M. Helplessness: on depression, development, death. San Francisco: Freeman, 1975. Р. 215.
Рецензия
Для цитирования:
Вяткин Б.А., Давыдова Е.С., Забелина Е.В. ВЕДУЩАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ). Образование и наука. 2014;(6):77-94. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-77-94
For citation:
Vjatkin B.A., Davydova E.S., Zabelina E.V. LEADING ACTIVITY ALLIVIATING THE PUPILS’ HELPLESSNESS IN LEARNING PROCESS. The Education and science journal. 2014;(6):77-94. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-77-94