Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ВЗРОСЛЕНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-94-112

Полный текст:

Аннотация

Цель: изучение особенностей динамики интеллектуального развития в процессе взросления.

Методы: групповой интеллектуальный тест (ГИТ) для младших подростков; тест IST Р. Амтхауэра в адаптации Л. А. Ясюковой; лонгитюдный метод и метод поперечных срезов.

Результаты. Экспериментально установлено, что темпы формирования интеллекта у юношей в период начиная со средних классов обще- образовательной школы и вплоть до средины подготовки в вузе имеют весьма неравномерный характер и вместе с тем определенные закономерности. В школьником возрасте, особенно в средних классах, происходит рост количественных показателей интеллекта. Далее количественные изменения замещаются качественными, что обусловлено обретением компетентности в конкретной сфере деятельности. Если в средних классах общеобразовательной школы в структуре интеллекта преобладают вербальные компоненты умственных способностей, то к завершению среднего образования происходит перевес в сторону проявлений невербальных изменений. Подобная тенденция сохраняется вплоть до 3-го курса вуза. В среднем звене общего образования (5–6-е классы) развитие интеллекта протекает более интенсивно у подростков, отличающихся высокими умственными качествами. В старших классах и в вузе наблюдается обратная тенденция – динамика интеллекта активизируется и ускоряется у юношей, которые ранее проявляли его менее явно. Как правило, выраженные прежние различия в интеллектуальном развитии сглаживаются, становятся менее выраженными.

Научная новизна. Впервые осуществленный дифференцированный анализ динамики количественных показателей интеллекта в зависимости от исходного его уровня дает основание для предположения о существовании индивидуально-типологических вариантов умственного развития учащихся.

Практическая значимость. Результаты исследования могут служить основанием для разработки теории индивидуально-типологических траекторий интеллектуального развития, которая позволит реализовывать дифференцированный и индивидуальный подходы в образовании с учетом специфики темпа и ритма формирования интеллектуальных функций у конкретных групп учащихся.

Об авторе

Е. М. Ревенко
Сибирская государственная автомобильно-дорожной академия, Омск
Россия
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания


Список литературы

1. Акимова М. К., Борисова Е. М., Гуревич К. М., Козлова В. Т., Логинова Г. П. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск: Принтер, 1993. 40 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. Москва: Педагогика, 1991. 479 с.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. С.-Петербург: Питер, 2000. 368 с.

4. Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. Возрастные изменения генотип-средовых отношений в показателях интеллекта // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 106–108.

5. Зелова Т. Ф., Ревенко Е. М., Сальников В. А. Возрастные особенности соотношения двигательных и умственных способностей школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 3. С. 11–16.

6. Калмыкова З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. Москва: Знание, 1982. 96 с.

7. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Москва; Воронеж, 1997. 448 с.

8. Локалова Н. П. Школьная успеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие. С.-Петербург: Питер, 2009. 368 с.

9. Ревенко Е. М. Динамика умственных способностей студентов, различающихся исходным уровнем интеллекта и индивидуально-типологическими особенностями // Индивидуальные различия в развитии способностей человека: сборник научных трудов. Омск: СибАДИ, 2008. С. 79–86.

10. Холодная М. А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития // Психологический журнал. 2011. № 5. С. 69–78.

11. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. С.-Петербург: Питер, 2002. 272 с.

12. Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST): методическое руководство. С.-Петербург: ИМАТОН, 2002. 80 с.


Для цитирования:


Ревенко Е.М. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ВЗРОСЛЕНИЯ. Образование и наука. 2014;(6):94-112. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-94-112

For citation:


Revenko E.M. INTELLECT DEVELOPMENT IN THE GROWING-UP PROCESS. The Education and science journal. 2014;(6):94-112. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-94-112

Просмотров: 503


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)