КОНЦЕПЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРА
Аннотация
В статье рассматривается развивающий подход к обучению студентов с позиций концепции самообразования. Цель исследования заключалась в разработке теоретических основ самообразования в высшей школе. Исходные исследовательские позиции были определены посредством теоретико-методологического подхода; понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля предмета исследования; системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы самостоятельного обучения.
Автором уточнены категории и атрибуты концепции самообразования, ее методологические основания, ядро инаправления практического применения, включающие дидактические закономерности, принципы и методические требования. Содержание концепции обусловливает организационно-методическое обеспечение процесса обучения, которое включает комплекс мероприятий по разработке нормативных документов, планирование и организацию самообразовательной деятельности студентов, применение современных образовательных технологий. Результаты исследования могут быть использованы учеными и практиками, аспирантами и преподавателями при внедрении инновационных методик обучения в отраслевых вузах страны.
Об авторе
И. Ф. МедведевРоссия
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой Челябинского института путей сообщения
Список литературы
1. Гнатышина Е. А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: дис ... д-ра пед. на- ук. Челябинск, 2008. 529 с.
2. Громцева А.К. Проблема самообразования учащихся на современном этапе развития советской школы: автореф. дис. ... канд. пед. на- ук. Л., 1972. 45 с.
3. Загвязинский В. И. О современной трактовке дидактических принципов // Сов. педагогика. 1978. No 10. С. 66–72.
4. Коротяев Б. И. Общая структура объекта и предмета педагогики и принципы дидактики // Сов. педагогика. 1981. No 5. С. 73–79.
5. Медведев И. Ф. Теоретические основы самообразования в условиях дистанционного обучения: моногр. Челябинск: Челяб. ин-т путей сообщения, 2010. 311 с.
6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 2. М.: БРЭ, 1993.
7. Сериков Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 137 с.
8. Тарева Е. Г. Теоретические основы и педагогическая технология формирования рационального стиля учебной деятельности у студентов университета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2002. 94 с.
9. Тулькибаева Н. Н. Методические основы обучения учащихся решению задач по физике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1989. 32 с.
10. Тулькибаева Н. Н., Большакова З. М. Педагогика: взаимосвязь науки и практики. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. 162 с.
11. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: Владос, 2006. 239 с.
Рецензия
Для цитирования:
Медведев И.Ф. КОНЦЕПЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРА. Образование и наука. 2012;(2):32-42. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-2-32-42
For citation:
Medvedev I.F. The Self-Education Concept: General Notions and Structure. The Education and science journal. 2012;(2):32-42. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-2-32-42