Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
№ 2 (2012)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-2

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ 

14-22 926
Аннотация

В статье рассматривается методическая составляющая организации вузовского обучения. Авторами проведены исследование и анализ существующих в вузах страны методических систем. Показано, что их преимущества и недостатки связаны с типом системообразующего элемента в организационной структуре методической системы. На основе уточнения и расширения совокупности основополагающих принципов проектирования любой системы управления построена оптимальная схема организации методической работы вуза в условиях реформирования профессионального образования.

Следование предложенным организационным установкам способствует созданию условий для самосовершенствования и квалификационного роста преподавателя. Методология подхода к рассматриваемому вопросу позволяет использовать предложенную структуру в любом высшем учебном заведении, обеспечивая переход системы от простого функционирования в режим устойчивого развития. 

КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

42-50 889
Аннотация

В статье рассматривается проблема готовности студентов-психологов к проявлению субъектной активности в обучении, описываются особенности субъектной позиции в учебной деятельности. Профессиональная обучаемость рассматривается автором как ведущий компонент учебной субъектности. С помощью методов междисциплинарного теоретического анализа и системного теоретико-прикладного моделирования раскрыты сущность, структура этой способности, выделены ее основные компоненты: мотивационный, интеллектуальный, регулятивный, рефлексивный.

Представлена схема структурной организации профессиональной обучаемости студентов-психологов, которая задает психологические ориентиры создания развивающих программ профессионального образования психологов, соответствующие требованиям реформы высшей школы. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 

60-67 1332
Аннотация

Целью представленного в статье исследования было изучение динамики ценностных ориентаций студентов педагогического вуза, предметом – ценностно-мотивационная сфера испытуемых. Методология работы основывалась на принципе системного детерминизма и заключалась в теоретическом и практическом обосновании проблемы ценностных ориентаций как основного компонента познавательного интереса студенческой молодежи.

Полученные результаты, показавшие повышение значимости сферы профессиональной деятельности от курса к курсу, могут быть учтены в процессе формирования ценностно-мотивационной сферы студентов. Анализ рассматриваемой проблематики позволяет констатировать, что формирование ценностных ориента- ций будет более успешным в случае создания в образовательном пространстве специальных социально-психологических условий. 

СОЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА 

68-76 889
Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам молодежной политики в современной России, прежде всего проблемам воспитания и образования, а также причинам, с которыми связан рост радикальных настроений в обществе. Внимание уделяется прежде всего стремительно возрастающему влиянию всемирной глобальной сети Интернет. В силу своей открытости, анонимности и трансграничности она способствует быстрому распространению, закреплению и мифологизации разных, в том числе маргинальных идей. Противостоять такой ситуации может само интернет-сообщество. Авторы предлагают силами молодых ученых создать независимую структуру для работы в интернет-пространстве, которая сможет канализировать радикальные настроения в диалоговое поле и тем самым снизить уровень их влияния и распространения в обществе. 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ 

77-92 1005
Аннотация

В статье исследуется проблема преемственности школьного геометрического образования. Анализ и обобщение опыта интеграции в процессе обучения плоской и пространственной геометрии показывают, что эффективным средством реализации вертикальной содержательной и процессуальной преемственности геометрического образования может стать использование элементов фузионизма. На основе деятельностного подхода к обучению доказывается, что слитное обучение планиметрии и стереометрии на начальном этапе школьного геометрического образования является способом формирования универсальных учебно- познавательных действий. Применение фузионизма на заключительном этапе школьной подготовки позволяет обеспечить готовность выпускника к изучению геометрии обобщенных пространств в системе высшего образования. Работа адресована разработчикам стандартов школьного математического образования, авторам школьных учебников геометрии и учителям математики. 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ 

118-129 1609
Аннотация

Статья посвящена дискурсу профессиональной институциональной коммуникации и его моделированию для обучения устных переводчиков. Целью исследования был анализ когнитивных моделей названного дискурса, предлагаемых на современном этапе развития когнитивной лингвистики. Автором сделан вывод об их парадигматико-синтагматической направленности, обозначены константные и вариативные признаки для создания дидактической модели дискурса профессионального общения.

В статье представлена основанная на системном подходе модель дискурс- анализа профессиональной коммуникации, ориентированная на анализ конкретной ситуации опосредованного общения. Полученные результаты могут быть использованы не только при обучении переводчиков, но и при подготовке специали- стов профессии «человек – человек», для которых дискурсивная компетенция является одной их ключевых. 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)