КАЧЕСТВО СОДЕРЖАНИЯ, ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-6-75-90
Аннотация
В статье представлены результаты социологического исследования отношения студентов к качеству получаемого ими высшего профессионального образования. Приводятся различные трактовки качества образования (с точки зрения педагогики, экономки, социологии), на основании которых выведены две основных его составляющих: соответствие деятельности образовательных учреждений установленным нормам (стандартам); степень соответствия уровня образования и подготовки специалиста его потребностям. Показаны некоторые современные подходы к измерению качества образования. Актуальность социологических методов, которые позволяют оценить аспекты функционирования вуза как социального института и определить качество образования исходя из мнения основных его потребителей, в настоящее время повышается в связи с переходом на новые образовательные стандарты, предусматривающие увеличение объема самостоятельной работы и, значит, повышение степени ответственности самих обучающихся за результаты своего обучения.
Результаты сравнительного анализа предпринятых анкетирования и социологических опросов показывают, что представления студентов о качестве учебного процесса базируются на высоком уровне профессионализма преподавательских кадров, степени внедрения новых образовательных технологий и индивидуальном подходе. Кроме того, студенты технического государственного вуза высказались прежде всего в пользу таких показателей качества результатов обучения, как высокий уровень профессиональной подготовки, широкие перспективы трудоустройства, сформированность адаптивных способностей; студенты же негосударственных гуманитарных учебных заведений отдали предпочтение личностным и общекультурным качествам, а также фундаментальным знаниям. Нормативному аспекту содержания качества образования (соответствию государственным образовательным стандартам) студенты практически внимания не уделяют. Поэтому преподавателям следует рекомендовать ознакомить их с содержанием Государственного образовательного стандарта по специальности, чтобы его требования приобрели для обучающихся не абстрактный, а конкретный и обязательный для выполнения характер.
Полученные данные позволяют оптимизировать учебно-воспитательный процесс высшего профессионального образовательного учреждения.
Об авторе
Д. А. КалугинаРоссия
кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и социологии управления
Список литературы
1. Гаффорова Е., Балабан В., Кравченко И. Проблемы формирования целей вузовской системы качества // Стандарты и качество. 2002. № 4. С. 38–40.
2. Дубицкий В. В., Огородникова И. А., Перепеча И. Ф., Тимкин С. Л. К концепции построения внутривузовской системы обеспечения качества образовательного процесса в ОМГУ // Качество образования: системы управления, достижения, проблемы (Education Quality EQ-2003): материалы V Международной науч.-метод. конф. Новосибирск, 2003. Т. 1. С. 150–153.
3. Евдакова Л. Н., Антропов В. А., Субботин Е. А. Создание инновационной системы качества образования в вузе: проектный подход. Екатеринбург: СибГУТИ, 2006.
4. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002.
5. Зимняя И. А., Казанович В. Г., Савельева Г. П. Методологические и методические вопросы мониторинга качества образования // Проблемы качества образования. М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. Кн. 2: Оценка и управление качеством в высшем образовании: материалы XII Всероссийского совещания.
6. Качество образования в Новосибирском государственном техническом университете: ежегодный доклад / под общ. ред. Н. Ш. Никитиной, Г. Б. Скок. Новосибирск: НГТУ, 2000.
7. Калугина Д. А. Представления студентов о качестве содержания, процесса и результата образования // Научный вестник УрАГС: политология, экономика, социология, право. 2010. № 2 (11). С. 31–33.
8. Кощеева И. В., Шуклина Е. А. Качество негосударственного высшего образования в оценках студентов и преподавателей // Вестник высшей школы. 2003. № 7. С. 23–28.
9. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогической обще-ство России, 1999.
10. Поташник М., Моисеев А. Понятие «качества образования» // Народное образование. 1999. № 7–8. С. 170.
11. Щипачева Н. В. Качество образования в системе высшей школы: социологический аспект: автореф. дис. … канд. социолог. наук. Екатеринбург, 2005.
Рецензия
Для цитирования:
Калугина Д.А. КАЧЕСТВО СОДЕРЖАНИЯ, ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Образование и наука. 2013;(6):75-90. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-6-75-90
For citation:
Kalugina D.A. THE QUALITY OF CONTENT, PROCESS AND OUTCOMS OF HIGHER EDUCATION FROM THE STUDENTS’ VIEWPOINT. The Education and science journal. 2013;(6):75-90. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-6-75-90