Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-153-184

Аннотация

Введение. На становление детей, подростков и молодежи влияет бурное развитие информационно-коммуникационных технологий, которые проникают практически во все сферы жизнедеятельности. Цифровое информационное поле навязывает людям стиль жизни, не свойственный предшествовавшей индустриальной цивилизации. Назрела необходимость оценить последствия влияния стремительного распространения информационных технологий на подрастающее поколение, поскольку прежние методы, формы и образовательные технологии работы с ними во многом уже устарели и не дают запланированного результата. Также становится важным изучение феномена цифрового поколения, учет его психолого-педагогических особенностей при прогнозировании профессионального будущего.

Цель теоретического исследования состоит в психолого-педагогическом анализе феноменологических особенностей представителей цифрового поколения в контексте проблемы прогнозирования их профессионального будущего.

Методология и методики. Методологической основой исследования стала концепция становления личности как закономерной зависимости психических явлений от порождающих их социальных факторов. Исследование осуществлялось посредством теоретико-методологического анализа научной литературы по вопросам феноменологических особенностей представителей цифрового поколения в контексте проблемы профессионального образования и прогнозирования профессионального будущего. В работе были использованы методы сравнения, обобщения, конкретизации, эвристический метод и психодиагностический метод.

Результаты исследования. В статье представлен анализ феномена цифрового поколения, его культурно-исторические, психолого-педагогические особенности в контексте проблемы прогнозирования профессионального будущего. Определено проявление этих особенностей в коммуникативной, познавательной, эмоционально-волевой, мотивацион-но-потребностной сферах личности, в отношении к самому себе. Разработаны теоретическая структура прогностической компетентности личности, а также структурно-функциональная модель прогнозирования профессионального будущего. Представлены результаты пилотажного исследования некоторых компонентов прогностической компетентности у школьников и студентов.

Научная новизна проведенной работы состоит в обогащении психологической и педагогической науки знаниями о феноменологических особенностях представителей цифрового поколения в контексте проблем профессионального образования и прогнозирования профессионального будущего личности.

Практическая значимость. Выделенные культурно-исторические и психолого-педагогические особенности представителей цифрового поколения могут быть полезны педагогам при взаимодействии с ними в образовательном процессе, личном контакте, прогнозировании профессионального будущего современной молодежи, а также с целью налаживания коммуникаций между представителями разных поколений внутри различных социальных групп. Полученные результаты могут быть использованы при разработке новой парадигмы информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса, при внедрении и реализации концептуальной структурно-функциональной модели прогнозирования профессионального будущего студенческой молодежи цифрового поколения, при разработке и реализации новых форм и активных методов обучения. Материалы научного исследования будут полезны педагогам, психологам, специалистам социальной сферы для понимания специфических особенностей представителей цифрового поколения.

Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Зеер Эвальд Фридрихович - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития.

Екатеринбург



Н. Г. Церковникова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Церковникова Наталья Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии.

Екатеринбург



В. С. Третьякова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Третьякова Вера Степановна - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития.

Екатеринбург



Список литературы

1. Twenge Jean M. iGen: Why Today’s Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy and Completely Unprepared for Adulthood. New York: Atria Books, 2017. 439 р. Available from: https://www.pdfdrive.com/igen-why-todays-super-connected-kids-are-growing-up-less-rebellious-e187817981.html (date of access: 21.12.2020).

2. Valeriano Munoz A. M., Patino Delgado J. M. Desarrollo de las habilidades blandas en los estudiantes pertenecientes a la Generacion Z. Lima - Peru. Universidad San Ignacio de Loyola. 2019. 35 р. Available from: http://repositorio.usil.edu.pe/bitstream/USIL/9752/1/2019_Valeriano-Munoz.pdf (date of access: 21.12.2020).

3. Madell D., Muncher S. Back from the beach but hanging on telephone? English adolescents’ attitudes and experiences of mobile phone and the Internet // Cyberpsychology and Behavior. 2004. Vol. 7, № 3. Р. 359-367.

4. Емелин В. А., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2012. № 1 (7). С. 81-87.

5. Филиндаш Е. В. Особенности информационного общества, инициирующие одиночество в среде российской молодежи // Вестник университета. 2015. № 8. С. 243-248.

6. Сперанская Н. И. Роскошь человеческого общения: гениальное пророчество Антуана де Сент-Экзепюри? // Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 4. С. 130-136.

7. Arseneault L. Annual Research Review: The persistent and pervasive impact of being bullied in childhood and adolescence: implications for policy and practice. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2018. Vol. 59, № 4. Р. 405-421. Available from: https://acamh.onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/jcpp.12841 (date of access: 21.12.2020).

8. Bowes L., Maughan B., Ball H., Shakoor S., Ouellet-Morin I., Caspi A., Arseneault L. Chronic bullying victimization across school transition: The role of genetic and environmental influences. Development and Psychopathology. 2013. № 25. Р. 333-346. Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3881278/ (date of access: 21.12.2020).

9. Ybarra M. L., Espelage D. L., Valido A., Hong J. S., Prescott T. L. Perceptions of middle school youth about school bullying. Journal of adolescence. 2019. № 75. Р. 175187. Available from: https://www.researchgate.net/profile/Alberto_Valido_Delgado/publication/328787834_Perceptions_of_middle_school_youth_about_school_bullying/links/5be70c914585150b2bac9319/Perceptions-of-middle-school-youth-about-school-bullying.pdf (date of access: 21.12.2020).

10. Wolke D., Copeland W. E., Angold A., Costello J. E. Impact of bullying in childhood on adult health, wealth, crime, and social outcomes. Psychological Science. 2013. № 24. Р. 1958-1970. Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4090076/ (date of access: 21.12.2020).

11. Kato T. A., Kanba S., Teo A. R. Hikikomori: experience in Japan and international relevance // World Psychiatry. 2018. № 17 (1). Р. 105-106. DOI: 10.1002/wps.20497

12. Saito T. Hikikomori: Adolescence without end. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 2013. 216 р.

13. Suwa M., Suzuki K. The phenomenon of «hikikomori» (social withdrawal) and the socio-cultural situation in Japan today // Journal of Psychopathology. 2013. № 19. Р. 191-198.

14. Третьякова В. С. Теоретико-методологический анализ проблемы профессионального становления и развития личности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Том 12. № 1. С. 61-70. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1

15. Асмолов А. Г. Нам нужен тот, кто объяснит, что происходит [Электрон. ресурс] // Психологическая газета. 29.06.2020. Режим доступа: https://psy.su/feed/8346/ (дата обращения: 20.12.2020).

16. Зеер Э. Ф. Прогнозирование профессионального будущего личности: профессиологический аспект // Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Первоуральск, 12 марта 2020 г. Первоуральск: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. С. 10-17.

17. Присяжная А. Ф. Реализация акмеологического подхода в формировании прогностической компетентности будущих педагогов. Москва: МПГУ, 2006. 153 с.

18. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества [Электрон. ресурс] // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 169-176. Режим доступа: https://www.elibraiy.ru/item.asp?id=19013678 (дата обращения: 20.12.2020).

19. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 1-10.

20. May K. E., Elder A. D. Efficient, helpful, or distracting? A literature review of media multitasking in relation to academic performance // International Journal of Educational Technology in Higher Education 2018. Vol. 15. № 1. Р. 2-17. DOI: 10.1186/s41239-018-0096-z

21. Martm-Perpina M. M., Poch F. V., Cerrato S. M. Media multitasking impact in homework, executive function and academic performance in Spanish adolescents // Psicothema, 2019. Vol. 31. № 1. Р. 81-87. DOI:10.7334/psicothema2018.178

22. Rosen Larry D. Me, My Space, and I: Parenting the Net Generation. New York: Palgrave Macmillan, 2007. 258 p.

23. Солдатова Г. У., Трифонова А. В. Медиамногозадачность: стоит ли беспокоиться [Электрон. ресурс] // Дети в информационном обществе. 2018. №28. С. 26-37. Режим доступа: http://detionline.com/assets/files/journaI/28/28_tema-nom.pdf (дата обращения: 20.12.2020).

24. Carter T. Preparing Generation Z for the teaching profession // SRATE Journal. 2018. Vol. 27, № 1. Р. 1-8.

25. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учебн. пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2009. 240 с.

26. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл, 2005. 352 с.

27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 720 с.

28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 608 с.

29. Третьякова В. С. Профессиональное будущее молодежи цифрового поколения России // Непрерывное образование: теория и практика: материалы II Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22 января 2019. Екатеринбург: Российский гос. проф.-пед. ун-т, 2019. С. 151-156.

30. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности / 2-е изд., испр. и дополн. Москва: Смысл, 2008. 267 с.

31. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991. 299 с.

32. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. Санкт-Петербург: Речь, 2003. 352 с.

33. Зазыкин В. Г., Чернышов А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. Москва: НИИ ВО, 1993. 47 с.

34. Зимбардо Ф., Сворд Р. Время как лекарство / перевод Кузнецова О. Санкт-Петербург: Питер, 2014. 352 с.

35. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. Санкт-Петербург: Речь, 2006. 171 с.

36. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. Москва: Флинта: Наука, 2003. 768 с.

37. Благова М. А. Факторы и условия формирования прогностической компетенции будущих специалистов сервиса // Вестник Университета. 2015. № 5. С. 283-288.

38. Лебедева Е. В., Заводчиков Д. П. Профессиональная идентичность и трансспектива профессионального развития будущих педагогов // Научный диалог. 2018. № 12. С. 453-464.

39. Zimbardo, P.G., Sword, R. Overcome PTSD with new psychology of time perspective therapy. New York: Willey, 2012. 310 p.

40. Greenfield P. M. Technology and Informal Education: What Is Taught, What Is Learned // Science. 2009. Vol. 323, № 5910. Р. 69-71.


Рецензия

Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Церковникова Н.Г., Третьякова В.С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего. Образование и наука. 2021;23(6):153-184. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-153-184

For citation:


Zeer E.F., Tserkovnikova N.G., Tretyakova V.S. Digital generation in the context of predicting the professional future. The Education and science journal. 2021;23(6):153-184. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-153-184

Просмотров: 2323


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)