Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРОЕКТИВНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ – ДЕТЕРМИНАНТ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-6-91-106

Полный текст:

Аннотация

Автор продолжает исследование проблемы актуализации педагогического потенциала феномена визуализации. Цель данной работы – обосновать значимость активного использования в современных технологиях обучения дидактических средств инструментального типа для повышения качества и эффективности усвоения знаний. Методологической базой исследования являются идеи когнитивной визуализации, теория и технология инструментальной дидактики.

Основным механизмом и результатом взаимодействия внутреннего и внешнего планов сознания человека на всех уровнях отражения-отображения информации служит проекция, которая рассматривается в статье как педагогическое средство визуализации и моделирования содержания образования. Для организации процесса проецирования и осуществления его контроля вводится понятие регулятива, которое интерпретируется как «программная база» субъекта («программное обеспечение его разума»), направляющая познавательный процесс и отражающая нормы и результаты учебной (педагогической) деятельности.

Показаны тенденции развития педагогического принципа наглядности и обозначен его новый этап – проективно-регулятивная визуализация дидактических объектов. Описаны антропологические и социокультурные основания эволюции принципа наглядности. Предложен комплекс дидактических визуальных средств, который является своеобразным конструктором для решения педагогических задач. 

Об авторе

Н. Н. Манько
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики



Список литературы

1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.

3. Манько Н. Н. Технологическая компетентность педагога // Школьные технологии. 2002. № 5. С. 33–41.

4. Манько Н. Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов: моногр. Уфа: БГПУ, 2007. 180 с.

5. Манько Н. Н. «Дидактический образ» – фундаментальная категория педагогики // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. Вып. 6 / под ред. Г. Д. Бухаровой и О. Н. Арефьева. Екатеринбург, 2011. С. 135–143.

6. Манько Н. Н. Дидактический образ – инструмент знаково-символического опосредования содержания образования / Academic science – problems and achievements. N. Y.: Create Space, 2013. С. 85–88.

7. Манько Н. Н. Актуализация педагогического потенциала визуализации в технологиях обучения // Образовательные технологии. 2013. № 1. С. 69–74.

8. Шевелев И. Мозг и опознание зрительных образов // Наука в России. 2007. № 3 (159).

9. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика. М.: Народное образование, 2002. 304 с.

10. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Инструментальная дидактика и дидактический дизайн в системе инновационного образования // Известия РАО. 2012. № 2. С. 1990–1995.


Для цитирования:


Манько Н.Н. ПРОЕКТИВНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ – ДЕТЕРМИНАНТ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ. Образование и наука. 2013;(6):91-106. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-6-91-106

For citation:


Manko N.N. PROJECTING VISUALISATION OF DIDACTIC OBJECTS AS A DETERMINANT OF STUDENTS’ DEVELOPMENT. The Education and science journal. 2013;(6):91-106. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-6-91-106

Просмотров: 376


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)