Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ АСПЕКТ КОНЦЕПЦИИ РЕЛЯТИВИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-10-120-138

Полный текст:

Аннотация

В статье представлена инновационная концепция обучения иностранному языку как профильному предмету на старших курсах вуза. Ее методологической основой стала модель развития межкультурной сензитивности М. Беннетта, задающая четкое направление постепенного продвижения от этноцентризма к этнорелятивизму. В предлагаемой концепции это продвижение происходит за счет процесса релятивизации национальных стереотипов, которым в иноязычном образовании пока практически не уделяется внимания. Между тем это важнейшие факторы межкультурной коммуникации и естественные механизмы мышления.
Релятивизация национальных стереотипов невозможна без выработки поликультурного (межкультурного) мировоззрения, поэтому в структуру содержания обучения помимо традиционных компонентов: знаний,
умений, отношений/мотивов и опыта творческой деятельности – автор включает еще и поэтапно формируемые мировоззренческие позиции.
В методической системе релятивизации стереотипов выделяются три содержательных блока: этнодифференцирующий, этноинтегрирующий и этнорелятивирующий. Последовательное решение образовательных и воспитательных задач по мере освоения всех трех блоков обеспечивает
преобразование системы национальных стереотипов студентов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях.
Описанная в публикации концепция обучения была успешно апробирована в ходе опытнокспериментальной работы на базе отделения немецкого языка Забайкальского государственного университета в период с 2010 по 2013 г. Данные проведенного эксперимента достоверно доказывают эффективность методики: существенное снижение у студентов этноцентризма, повышение у них этнорелятивизма и укрепление межкультурной компетенции в целом.

Об авторе

Н. В. Сорокина

Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры европейских языков и лингводидактики, док-
торант кафедры теории и истории педагогики Забайкальского государственного университета, Чита



Список литературы

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

2. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). 2-е изд. Москва; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2011. 240 с.

3. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 384 с.

4. Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. 203 с.

5. Allport G. W. The nature of prejudice. New York: Doubleday, 1958. 496 р.

6. Bennet M. J. Towards ethnorelativism: A developmental model of intercultural sensitivity // R. M. Paige (Ed.) Education for the intercultural Experience. 2-nd. ed. Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1993. Р. 21–71.


Для цитирования:


Сорокина Н.В. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ АСПЕКТ КОНЦЕПЦИИ РЕЛЯТИВИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ. Образование и наука. 2013;1(10):120-138. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-10-120-138

For citation:


Sorokina N.V. Content and Target Aspects of the Relativism Concept of National Stereotypes in the Higher School Foreign Language Teaching. The Education and science journal. 2013;1(10):120-138. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-10-120-138

Просмотров: 520


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)