Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Переход к экстренному дистанционному обучению в условиях пандемии в призме переживания студентами трансформации образовательной среды вуза

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-111-146

Texto completo:

Resumen

Введение. Экстренный переход образовательных организаций высшего образования к дистанционному обучению в связи с распространением коронавирусной инфекции стал стресс-тестом для электронных образовательных сред вузов. В этой связи актуализировалась потребность в изучении восприятия обучающимися образовательного процесса в условиях дистанционного обучения, влияния внедрения «экстренного» онлайн-обучения на характер переживаний студентами трансформации образовательной среды вуза.

Цель. Цель проведенного исследования заключалась в выявлении специфики переживания трансформации образовательной среды студентами в зависимости от воспринимаемых ими возможностей, предоставляемых электронной образовательной средой вуза.

Методология, методы и методики исследования. Методология исследования базируется на ведущих теориях, объясняющих поведение обучающихся в электронных образовательных средах (ЭОС). Синтез рассмотренных теорий позволил предложить теоретическую модель переживаний обучающегося в отношении электронной образовательной среды вуза, которая была операционализирована путем построения опросника, выявляющего восприятие обучающимся основных компонент ЭОС. Также использовались следующие методики: опросник субъективного отчуждения для учащихся, методика диагностики переживаний в деятельности, опросник «Шкалы академической мотивации». Наличие предыдущего опыта дистанционного обучения выявлялось с помощью самооценочных шкал. Первичные данные подвергались качественному и количественному анализу с использованием коэффициента Альфа Кронбаха, коэффициента корреляции Спирмена, критерия c2 Пирсона. Также использовались многофакторный дисперсионный анализ, анализ соответствий, регрессионный анализ. Статистические расчеты были выполнены с использованием программы Statistica ver. 7.0 (Statsoft). К участию в исследовании были привлечены студенты 30 российских вузов, расположенных в 23 регионах РФ, в количестве 4558 человек.

Результаты. Проведенное исследование продемонстрировало изменение привычных форм активностей, осуществляемых студентами в ходе учебной деятельности. Дистанционное обучение представляется студентам как основа для удовлетворения потребности в субъектности своей личности, возможности самому инициировать свои учебные действия. Студенты ощущают достаточность условий и ресурсов для освоения цифровых инструментов обучения, легко адаптируются в электронной среде своих вузов. Однако в этом процессе обучающийся выступает как атомизированный субъект, слабо взаимодействующий с другими людьми и не ощущающий чувства единства и связанности с ними.

Результаты исследования показали, что воспринимаемые характеристики ЭОС вуза оказывают непосредственное влияние на состояния обучающихся в процессе обучения. Сформированность устойчивой социальной среды в рамках ЭОС, обеспечивающей гармоничное взаимодействие и общение между субъектами образовательного процесса, способствует достижению оптимального баланса переживаний обучающихся, снижает риск возникновения негативных внутренний состояний, приводящих к демотивации учебной деятельности, переживанию отчуждения от учебы, нарастанию чувства бессмысленности и пустоты в процессе обучения.

Научная новизна. Разработанная модель влияния ЭОС на переживания студентов в процессе дистанционного обучения позволила выявить значимые компоненты ЭОС, обуславливающие мотивационные и эмоциональные состояния обучающихся, определить их соотношение для достижения оптимального баланса переживаний.

Практическая значимость. Полученные эмпирические результаты могут быть использованы при проектировании ЭОС вуза, определении направлений работы по формированию психологической готовности к дистанционному обучению.

De los autores

Е. Казакова
Санкт-Петербургский государственный университет
Russian Federation


И. Кондракова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Russian Federation


Ю. Проект
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Russian Federation


Referencias

1. Droit-Volet S., Gil S., Martinelli N., Andant N., Clinchamps M., Parreira L., et al. (2020) Time and Covid-19 stress in the lockdown situation: Time free, «Dying» of boredom and sadness // PLoS ONE. 2020; № 15(8). DOI: 10.1371/journal.pone.0236465

2. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей [Электрон. ресурс]. Москва: НИУ ВШЭ, 2020. 32 с. Режим доступа: ioe.hse.ru/data/2020/04/17/1557061019/ФО%202(27)%20электронный.pdf (дата обращения: 11.10.2020).

3. Вольчик В. В., Ширяев И. М. Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14, № 2. С. 235–248. DOI: 10.21202/1993047X.14.2020.2.235-248

4. Назаров В. Л., Жердев Д. В., Авербух Н. В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. С. 156–201. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-156-201

5. Сапрыкина Д. И., Волохович А. А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей [Электрон. ресурс]. Москва: НИУ ВШЭ, 2020. 32 с. Режим доступа: ioe.hse.ru/data/2020/05/27/1550223489/ФО_4(29)_электронный.pdf (дата обращения: 11.10.2020).

6. Донских О. А. Новая нормальность? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 56–64. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-56-64

7. Murphy M. P. A. COVID-19 and emergency eLearning: Consequences of the securitization of higher education for post-pandemic pedagogy // Contemporary Security Policy. 2020. № 41 (3). P. 492–505. DOI: 10.1080/13523260.2020.1761749

8. Chaka C. Higher Education Institutions and the Use of Online Instruction and Online Tools and Resources during the COVID-19 Outbreak: An Online Review of Selected US and SA Universities // Research Square. Preprint. posted August 21st, 2020. DOI: 10.21203/rs.3.rs-61482/v1

9. Luyt I. Bridging spaces: Cross-cultural perspectives on promoting positive online learning experiences // Journal of Educational Technology Systems. 2013. № 42. P. 3–20.

10. Kebritchi M., Lipschuetz A., Santiague L. Issues and challenges for teaching successful online courses in higher education: A literature review // Journal of Educational Technology Systems. 2017. № 46 (1). P. 4–29.

11. Collis B. Tele-learning in a Digital World: The future of distance learning. London: International Thomson Computer Press, 1996. 648 p.

12. Cook J., Pachler N., Bachmair B. Ubiquitous Mobility with Mobile Phones: A Cultural Ecology for Mobile Learning // E-Learning and Digital Media. 2011. № 8 (3). P. 181–195. DOI: 10.2304/elea.2011.8.3.181

13. Gros B. The design of smart educational environments // Smart Learning Environments. 2016. № 3 (15). P. 2–11.

14. Aoki K. Generations of Distance Education: Technologies, Pedagogies and Organization // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. № 55 (5). P. 1183–1187 DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.09.613

15. Moore J., Dickson-Deane C., Galyen K. E-Learning, online learning, and distance learning environments: Are they the same? // Internet and Higher Education. 2011. № 14. P.129–135.

16. Hiltz S. R., Turoff M. Education goes digital: the evolution of online learning and the revolution in higher education //Communications of the ACM. 2005. № 48 (10). P. 59–64.

17. Spector J. M., Merrill M. D., Merrienboer J. V., Driscoll M. P. Handbook of research on educational communications and technology (3rd ed.). New York, London: Lawrence Erlbaum Associates, 2008. 928 p.

18. Decuypere M. Open Education platforms: Theoretical ideas, digital operations and the figure of the open learner // European Educational Research Journal. 2019. № 18 (4). P. 439–460. DOI:10.1177/1474904118814141

19. Hartong S. Between assessments, digital technologies and big data: The growing influence of “hidden” data mediators in education // European Educational Research Journal. 2016. № 15 (5). P. 523–536.

20. de Souza e Silva A. From cyber to hybrid: mobile technologies as interfaces of hybrid spaces // Space & Culture. 2006. № 9 (3). P. 261–278.

21. Проект Ю. Л., Богдановская И. М., Королева Н. Н. Развитие сетевых технологий как фактор трансформаций жизненного пространства современного человека // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 1. С. 89–96.

22. Anderson T., Dron J. Three generations of distance education pedagogy // The International Review of Research in Open and Distance Learning. 2010. № 12 (3). P. 80–97

23. Miller M. D. Minds online: Teaching effectively with technology. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2014. 296 p.

24. Kop R., Hill A. Connectivism: Learning theory of the future or vestige of the past? // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2008. № 9 (3). DOI: 10.19173/irrodl.v9i3.523

25. Transue B. M. Connectivism and Information Literacy: Moving from Learning Theory to Pedagogical Practice // Public Services Quarterly. 2013. № 9. P. 185–195.

26. Saadé R. G., He X., Kira D. Exploring dimensions to online learning // Computers in Human Behavior. 2007. № 23 (4). P. 1721–1739.

27. Selwyn N., Hillman T., Eynon R., Ferreira G., Knox J., Macgilchrist F., Sancho-Gil J. M. What’s Next for Ed-Tech? Critical Hopes and Concerns for the 2020s // Learning, Media and Technology. 2020. № 45 (1). P. 1–6.

28. Merton R. K. The matthew effect in science: The reward and communication systems of science are considered // Science. 1968. № 159 (3810). P. 56–63. DOI:10.1126/science.159.3810.56

29. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. № 55. P. 68–78.

30. Chen K. C., Jang S. J. Motivation in online learning: testing a model of self-determination theory // Computers in Human Behavior. 2010. № 26. P. 741–752.

31. Hew K. F. Promoting engagement in online courses: What strategies can we learn from three highly rated MOOCS // British Journal of Educational Technology. 2016. № 47 (2). P. 320–341.

32. Skinner E., Furrer C., Marchand G., Kindermann T. Engagement and disaffection in the classroom: part of a larger motivational dynamic? // Journal of Educational Psychology. 2008. № 100. P. 765–781.

33. Lee E., Pate J. A., Cozart D. Autonomy support for online students // TechTrends. 2015. № 59 (4). P. 54–61. DOI: 10.1007/s11528-015-0871-9

34. Ryan R. M., La Guardia J. G., Solky-Butzel J., Chirkov V., Kim Y. M. On the interpersonal regulation of emotions: Emotional reliance across gender, relationships, and cultures // Personal Relationships. 2005. № 12 (1). P. 145–163. DOI: 10.1111/j.13504126.2005.00106.x

35. Kim Y. H., Glassman M., Williams M. S. Connecting agents: Engagement and motivation in online collaboration // Computers in Human Behavior. 2015. № 49. P. 333–342. DOI: 10.1016/j.chb.2015.03.015

36. Furrer C., Skinner E. Sense of relatedness as a factor in children’s academic engagement and performance // Journal of Educational Psychology. 2003. № 95 (1). P. 148. DOI: 10.1037/0022-0663.95.1.148

37. Reeve J., Jang H. What teachers say and do to support students’ autonomy during a learning activity // Journal of Educational Psychology. 2006. № 98 (1). P. 209–218.

38. Lan M., Hew K. F. Examining learning engagement in MOOCs: a self-determination theoretical perspective using mixed method // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2020. № 17 (1). Art No. 7. DOI: 10.1186/s41239-020-0179-5

39. Ajzen I. The theory of planned behaviour: Reactions and reflections // Psychology and Health. 2011. № 26 (9). P. 1113–1127.

40. Hood N., Littlejohn A., Milligan C. Context counts: How learners’ contexts influence learning in a MOOC // Computers & Education. 2015. № 91. P. 83–91.

41. Lung-Guang N. Decision-making determinants of learners participating in MOOCs: Merging the theory of planned behavior and self-regulated learning model // Computers & Education. 2019. № 134. P. 50–62.

42. Alhamami M. Beliefs about and intention to learn a foreign language in faceto-face and online settings // Computer Assisted Language Learning. 2018. № 31 (1-2). P. 90–113. DOI: 10.1080/09588221.2017.1387154

43. Davis F. D. Perceived usefulness, perceived ease of use, and user acceptance // MIS Quarterly. 1989. № 13 (3). P. 319–339.

44. Turner M., Kitchenham B., Brereton P., Charters S., Budgen D. Does the technology acceptance model predict actual use? A systematic literature review // Information and Software Technology. 2010. № 52 (5). P. 463–479. DOI: 10.1016/j.infsof.2009.11.005

45. Герасимова В. Г., Романова Ю. Д., Меламуд М. Р., Женова Н. А., Сорокина М. Ю. Метод Дэвиса для оценки привлекательности внедрения e-learning в РЭУ имени Г. В. Плеханова // Транспортное дело России. 2018. № 4 (137). С. 102–105.

46. Binyamin S. S., Rutter M. J., Smith S. The moderating effect of gender and age on the students’ acceptance of learning management systems in Saudi higher education // Knowledge Management & E-Learning. 2020. № 12 (1). P. 30–62.

47. Lee Y. C. The role of perceived resources in online learning adoption // Computers & Education. 2008. № 50 (4). P. 1423–1438. DOI: 10.1016/j.compedu.2007.01.001

48. Smith J., Sivo S. A. Predicting continued use of online teacher professional development and the influence of social presence and sociability // British Journal of Educational Technology. 2012. № 43 (6). P. 871–882. DOI: 10.1111/j.1467-8535.2011.01223.x

49. Sivo S. A., Ku C.-H., Acharya P. Understanding how university student perceptions of resources affect technology acceptance in online learning courses // Australasian Journal of Educational Technology. 2018. № 34 (4). P. 72–91. DOI: 10.14742/ajet.2806

50. Войтович И. К. Модель электронной образовательной среды вуза // Высшее образование в России. 2016. № 12. C. 82–87.

51. Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В., Нарбут Н. П., Савина Н. Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86–100. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100

52. Осин Е. Н. Отчуждение от учебы как предиктор выгорания у студентов вузов: роль характеристик образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. C. 57–74. DOI: 10.17759/pse.2015200406

53. Осин Е. Н. Категория отчуждения в психологии образования: история и перспективы // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 4. С. 79–88. DOI: 10.17759/chp.2015110407

54. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Досумова С. Ш., Рзаева Ф. Р., Бобров В. В. Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. C. 55–66. DOI: 10.17759/pse.2018230605

55. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 96–107.

56. Уроки стресс-теста. Вузы России в условиях пандемии и после неё: Доклад представителей ректорского сообщества на заседании Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ [Электрон. ресурс]. 3 июля 2020 г. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/lesson_stress_test.pdf (дата обращения: 11.10.2020).

57. Фролова Е. В., Рогач О. В., Рябова Т. М. Преимущества и риски перехода на дистанционное обучение в условиях пандемии // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 78–88. DOI: 10.32744/pse.2020.6.7

58. Груздев И. А., Камальдинова Л. Р., Калинин Р. Г. Результаты опроса студентов российских вузов, осуществляющих переход на дистанционный формат обучения // Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. Современная аналитика образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 2020. Т. 6. № 36. С. 62–67.

59. Sherry L. Issues in Distance Learning // International Journal of Educational Telecommunications. 1995. № 1 (4). P. 337–365.

60. De Armas R. N., Barroso Osuna J. M. Interactivity in distance education: An instrument for diagnosis // Revista Fuentes. 2020. № 22 (2). P. 190–201. DOI: 10.12795/revistafuentes.2020.v22.i2.06


Recensión

Para cita:


Kazakova E.I., Kondrakova I.E., Proekt Yu.L. Transition to emergency distance learning amid COVID-19 pandemic through the lens of students’ subjective experience of the transformation of university learning environment. The Education and science journal. 2021;23(8):111-146. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-111-146

Número de consultas: 1402


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)