О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-51-68

Полный текст:


Аннотация

Цель публикации – систематизация и выявление сути понятий «электронное обучение», «дистанционное обучение» и «смешанное обучение», установление их взаимосвязей и соотношений в современном учебном процессе. Отсутствие в педагогической литературе общепринятых трактовок данных, активно осваиваемых и развивающихся в последние годы в высшей школе видов обучения существенно затрудняет конструирование и наполнение дидактической системы профессионального образования.

Методы и результаты. На основе сравнительного анализа различных позиций и суждений как исследователей, так и специалистов-практиков сформулирован ключевой признак видового отличия традиционного и электронного обучения – использование (или неиспользование, как в первом случае) в образовательном процессе информационных ресурсов (т. е. устройств и средств обработки, хранения, передачи информации), где учебный материал представлен в цифровом (электронном) формате. Если при традиционных методах и технологиях для решения отдельных образовательных задач применяются элементы электронного обучения, то, с точки зрения авторов, следует говорить о смешанном обучении. Дистанционным обучением предлагается считать электронное обучение в чистом виде (предельный вариант электронного обучения).
Научная новизна и практическая значимость. Избранный подход, при котором главным ориентиром является степень применения в образовательном процессе цифровых (электронных) ресурсов, позволяет унифицировано и корректно определить все существующие в современной высшей школе виды обучения (традиционное, дистанционное, электронное и смешанное), установить связь и показать разницу между ними. Это, с точки зрения авторов, обеспечит разумный компромисс при моделировании в высшей школе вариантов подготовки специалистов, которая понимается как совместный труд преподавателя и студента (тов), направленный на приобретение обучаемым знаний, способов деятельности и особенностей коммуникации, соответствующих требованиям будущей профессии, осуществляемый с применением учебных материалов информационного характера и необходимого оборудования.


Об авторах

Б. Е. Стариченко

Россия

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой информационно-коммуникационных технологий в образовании Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург.



И. Н. Семенова

Россия

кандидат педагогических наук, профессор кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург.



А. В. Слепухин

Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург.



Список литературы

1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. Москва: МЭСИ, 1999. 196 с.

2. Андреева О. Смешанное обучение как одно из конкурентных преимуществ вузов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://megaport-nn.ru/ content/articles/19161.

3. Артыкбаева Е. В. Теория и технология электронного обучения в общеобразовательной школе: автореф. дис… д-ра пед. наук. Алмата, 2010. 47 с.

4. Дубова Н. E-Learning – обучение с приставкой «е» // Открытые системы. 2004. № 11. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.cpk.mesi.ru/materials/articles/other08/.

5. E-didactics как теоретический базис электронного обучения [Элек-трон. ресурс]. Режим доступа: http://method-lip.livejournal.com/363.html.

6. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1984. 496 с.

7. Капустин Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Москва: 2007. 40 с.

8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2000. 176 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru/87.html

9. Львовский М. Б. О дистанционном обучении [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://onmcso.narod.ru/inf/do.htm.

10. Саейд Бакер А. О содержании понятия «E-Learning – электронное обучение» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2007/1178.htm.

11. Соловов А. В. Дидактический анализ проблематики электронного обучения // IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies: сб. трудов международной конференции. Казань: КГТУ, 2002. С. 212–216.

12. Соловов А. В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: Новая техника, 2006. 464 с.

13. Фандей В. А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе: дис… канд. пед. наук. Москва: МГУ, 2012. 175 с.

14. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. С.-Петербург: Питер, 2001. 544 с.

15. Bersin J. The Blended Learning Book: Best Practices, Proven Methodologies and Lessons Learned / John Wiley & Sons, 2004. 352 p.

16. Clark D. Blended learning / CEO Epic Group plc, 52 Old Steine, Brighton BN1 1NH, 2003. 44 р.

17. Edelson P. J., Pitman V. V. E-Learning in the United States: New Directions and Opportunities for University Continuning Education // Global EJournal of Oped, Flexible & Dictance Education. № 1. 2001. P. 71–83. Available at: http://www.ignou.ac.in/e-jurnal/contents/edelson.htm.

18. Garrison D. R. Three generations of technological innovations in distance education // Distance Education. Vol. 6. № 2. 1985. P. 235–241.

19. Keegan D. The impact of new technologies on distance learning students // E-learning & education. Available at: http://eleed.campussource.de/archive/ 4/1422/.

20. Khan Badrul. A framework for E-learning, 2003. Available at: http:// www.bookstoread.com/framework/.

21. Morrison D. E-Learning Strategies. How to get implementation and delivery right first time. Chichester: John Wiley & Sons Inc., 2003. 409 p.

22. Picciano A., Dziuban C. Blended Learning: Research Perspectives. Needham, MA: Sloan Center for Online Education, 2007. 312 p.

23. Rosemberg M. J. E-Learning: Strategies for Delivering Knowledge in the Digital Age. Available at: http://marcrosenberg.com/.

24. Starichenko B. E. Conceptual basics of computer education. Yelm WA USA: Science Publishing Book House, 2013. 184 p.

25. Watwood B. Building from content to community: Rethinking the transition to online teaching and learning: A CTE White Paper / B. Watwood, J. Nugent, William «Bud» Deihl. Virginia Commonwealth University: Center for teaching excellence, 2009. 22 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Стариченко Б.Е., Семенова И.Н., Слепухин А.В. О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Образование и наука. 2014;(9):51-68. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-51-68

For citation: Starichenko B.E., Semenova I.N., Slepukhin A.V. CONCERING THE INTERRELATION OF E-LEARNING CONCEPTS IN HIGHER EDUCATION. The Education and science journal. 2014;(9):51-68. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-51-68

Просмотров: 538

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)