Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Как связаны характеристики национальных образовательных систем и социальное неравенство?

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-81-114

Полный текст:

Аннотация

Введение. Влияние образования на социально-экономические показатели стран является предметом многих исследований, в которых отмечается положительный характер воздействия индикаторов образования на экономические и социальные показатели.

Цель. Данная статья посвящена изучению связи показателей образовательных систем и одной из характеристик социально-экономического развития общества – социального неравенства.

Методология, методы и методики. В статье с помощью корреляционного анализа рассматриваются связи показателей национальных образовательных систем, отражающих участие населения в образовании, структуру выпуска по образовательным программам, качество среднего образования, организацию образовательного процесса, объемы и структуру финансирования образования, с одной стороны, и социального неравенства, с другой. Социальное неравенство оценивается по статистическому показателю, который используется для характеристики уровня экономического неравенства в стране, – индексу Джини. В статье анализируются данные образовательной статистики стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), России и стран-партнеров, участвующих в образовательных исследованиях ОЭСР.

Результаты. Полученные результаты указывают на связь многих показателей образования и индекса Джини и показывают некоторые особенности этих связей в России. В частности, была обнаружена взаимосвязь индекса социального неравенства с такими группами образовательных индикаторов, как уровень образования населения (значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена варьируют от -0,68 для уровня полного среднего профессионально-технического образования до 0,51 для уровня полного среднего общего образования), участие населения в образовании (коэффициент корреляции с интегральным показателем участия в образовании – средним числом лет обучения – составил -0,64), качество образования (положительная взаимосвязь с долей школьников, не достигших второго уровня читательской грамотности в международном тестировании Programme for International Student Assessment – PISA, отраженная в коэффициенте корреляции, равном 0,56), организация учебного процесса (положительный коэффициент корреляции с размером класса, равный 0,61) и показатели финансирования образования (отрицательные коэффициенты корреляции для начального и среднего образования – -0,48, а также третичного образования – -0,57). Важно отметить, что показатели, связанные с магистерским образованием, показывают большую связь с социальным неравенством, чем отражающие масштабы бакалавриата и коротких программ третичного образования.

Научная новизна исследования заключается в детальном анализе детерминант показателей образовательных систем в их взаимосвязи с социальным неравенством, соотнесении рассматриваемых значений по Российской Федерации с другими странами.

Практическая значимость исследования включает формирование информационно-аналитической основы для корректировки дальнейшей политики в сфере образования с учетом социально-экономических факторов.

Об авторах

М. Л. Агранович
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Федеральный институт развития образования
Россия

Агранович Марк Львович – кандидат экономических наук, директор НИЦ Мониторинга и статистики образования

Scopus ID 6602566231,

Researcher ID AAS-2010-2021

Москва



А. А. Дренёва
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Федеральный институт развития образования
Россия

Дренёва Анна Александровна – научный сотрудник НИЦ Мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования

Scopus ID 57204860455,

Researcher ID A-5950-2018

Москва



Список литературы

1. Psacharopoulos G., Patrinos H. A. Human capital and rates of return // International handbook on the economics of education. 2004. С. 1–57. Available from: https://ideas.repec.org/h/elg/eechap/2847_1.html (date of access: 20.06.2021).

2. McMahon W. W. The external benefits of education // Economics of education. 2010. С. 68–79. DOI: 10.1016/B978-0-08-044894-7.01226-4

3. Levin H. M. The costs to the nation of inadequate education. US Government Printing Office, 1972. Т. 2. DOI: 10.3102/0013189X08331192

4. Leslie L. L., Brinkman P. T. The Economic Value of Higher Education. American Council on Education/Macmillan Series on Higher Education. Macmillan Publishing, 866 Third Avenue, New York, NY 10022, 1988. Available from: https://archive.org/details/economicvalueofh0000lesl (date of access: 20.06.2021).

5. Abdullah A., Doucouliagos H., Manning E. Does education reduce income inequality? A meta-regression analysis // Journal of Economic Surveys. 2015. Т. 29. №. 2. С. 301–316. DOI:10.1111/joes.12056

6. Jerrim J., Macmillan L. Income inequality, intergenerational mobility, and the Great Gatsby Curve: Is education the key? // Social Forces. 2015. Т. 94. №. 2. С. 505–533. DOI:10.1093/SF/SOV075

7. Lee J. W., Lee H. Human capital and income inequality // Journal of the Asia Pacific Economy. 2018. Т. 23. №. 4. С. 554–583. DOI: 10.1080/13547860.2018.1515002

8. Jeng R., Gane J., Lages R. Effect of Education on Income Inequality: A Cross–National Study. 2019. С. 1–17. Available from: https://www.semanticscholar.org/paper/Effect-of-Education-on-Income-Inequality%3A-A-Study-Jeng-Gane/12ef1ea734cd2928d-170be4a77008f9669c279f9 (date of access: 20.06.2021).

9. Jianu I. The impact of government health and education expenditure on income inequality in European Union // International Finance and Banking Conference FIBA 2018, XVIthEdition, Theoretical and Applied Economics. Special Issue, General Association of Economists from Romania (GAER), 2018, Bucharest. Bucharest, 2018. p. 121–134. Available from: http://www.ectap.ro/supliment/international-finance-and-banking-conference-fi-ba-2018-xvithedition/28/ (date of access: 20.06.2021).

10. Ahluwalia M. S. Income distribution and development: Some stylized facts // The American Economic Review. 1976. Т. 66. №. 2. С. 128–135. Available from: https://ideas.repec.org/a/aea/aecrev/v66y1976i2p128-35.html (date of access: 20.06.2021).

11. Simmons J., Alexander L. The determinants of school achievement in developing countries: A review of the research // Economic development and cultural change. 1978. Т. 26. №. 2. С. 341–357. DOI:10.1086/451019

12. Ram R. Population increase, economic growth, educational inequality, and income distribution: Some recent evidence // Journal of Development Economics. 1984. Т. 14. №. 3. С. 419–428. DOI: 10.1016/0304-3878(84)90069-5

13. Coady D., Dizioli A. Income inequality and education revisited: persistence, endogeneity and heterogeneity // Applied Economics. 2018. Т. 50. №. 25. С. 2747–2761. DOI:10.1080/00036846.2017.1406659

14. Acemoglu D. et al. Income and democracy // American Economic Review. 2008. Т. 98. №. 3. С. 808–42. DOI: 10.1257/aer.98.3.808

15. Vinod T., Yan W., Xibo F. Measuring educational inequality: Gini coefficients of education // Policy Research Working Paper 2525, The World Bank. Washington, DC, 2001. Available from: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=258182&rec=1&srcabs=304640.&pos=2 (date of access: 20.06.2021).

16. Mo J. How does PISA define and measure reading literacy? // PISA in Focus. 2019. № 101. DOI: 10.1787/22260919

17. Гроф де Я., Янкевич С. В., Агранович М. Л., Беликов А. А. и др. Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество: коллективная монография / под ред. Яна де Грофа, С. В. Ян- кевича; Нац. исслед. ун–т «Высшая школа экономики». Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 336 с. DOI:10.17323/978-5-7598-2143-4

18. Karaman Aksentijević N., Ježić Z. Education and reducing income inequalities–the importance of education in maritime studies // Pomorstvo. 2019. Т. 33. №. 2. С. 191–204. DOI:10.31217/p.33.2.9

19. Heckman J., Carneiro P. Human capital policy // NBER Working Papers, 2003. № 9495. Available from: https://vo.hse.ru/data/2013/10/21/1280185330/VO3_11%20Hekman.pdf (date of access: 20.06.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Агранович М.Л., Дренёва А.А. Как связаны характеристики национальных образовательных систем и социальное неравенство? Образование и наука. 2021;23(9):81-114. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-81-114

For citation:


Agranovich M.L., Dreneva A.A. How are the characteristics of national educational systems related to social inequality? The Education and science journal. 2021;23(9):81-114. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-81-114

Просмотров: 206


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)