Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Устойчивость личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-142-168

Полный текст:

Аннотация

Введение. Цифровая трансформация общества обусловливает наличие социокультурных угроз и рисков, связанных с неустойчивостью ценностной системы личности и, как следствие, с искажением социокультурной идентичности. Сегодня мы можем наблюдать различные нарушения процессов социокультурной идентификации, которые угрожают психологической безопасности личности, а также безопасности общества и государства. Преодоление угроз социокультурной идентичности за счет выбора продуктивных стратегий возможно за счет таких свойств личности, как психологическая устойчивость, способность к противодействию рискам, сформированных на основе социальных норм, этничности, патриотизма, критичности мышления.

Цель исследования состоит в выявлении психологических факторов и механизмов, обеспечивающих формирование устойчивости личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества.

Методология и методики исследования. Исследование основывается на теории цифровой социализации личности, социокультурной идентичности, а также на теории социально-психологической безопасности. Применялись следующие психодиагностические методики: «Шкала субъективного благополучия» (Perrudel-Badoux, Mendelsohn, Chiche, адаптация М. В. Соколовой), «Определение социокультурной идентичности» (модифицированный вариант О. В. Крупенко, О. В. Фролова), «Опросник моральных оснований» (MFQ) (J. Haidt с соавт. в адаптации О. А. Сычева с соавт.), «Индекс самооценки навыков работы с информацией» (Ю. Л. Войнилов, Д. В. Мальцева, Л. В. Шубина в авторской модификации), «Индекс социокультурной безопасности подростка» (Шкала виртуальной аутизации) (Э. Н. Гилемханова), авторский опросник восприятия социокультурных угроз цифровой трансформации общества. Полученные данные обрабатывались с помощью описательных статистик, факторного анализа (метод главных компонент, вращение Varimax), корреляционного анализ Спирмена.

Результаты и научная новизна. Проведенное исследование показало, что у студенческой молодежи в целом на достаточном уровне (выше среднего) сформированы социокультурная идентичность, критичность мышления при работе с информацией, моральные нормы лояльности и уважения к власти, а также студенты демонстрируют психологическое благополучие и невысокий уровень виртуальной аутизации. Наибольшую угрозу студенты видят в угрозах личности (сокращение живого межличностного общения и уход от реального мира; рост агрессии, кибербуллинга; рост информационного стресса) и государству (рост киберпреступности и кибертерроризма). Выделено три фактора социального риска цифровой трансформации общества: этнокультурные риски, асоциальные риски, когнитивно-коммуникационные риски. Выявлено три психологических механизма, позволяющих индивиду сохранять устойчивость к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества: механизм социальной толерантности (vs алармизм, vs расизм), механизм конформизма (социальной адаптации), механизм психологической защиты (копинга).

Практическая значимость. Выявленные психологические факторы и механизмы позволяют перейти к разработке и реализации программ психолого-педагогического сопровождения учащейся молодежи.

Об авторах

П. А. Кисляков
Российский государственный социальный университет
Россия

Кисляков Павел Александрович – доктор психологических наук, профессор факультета психологии

Researcher ID E-4701-2016,

Scopus Author ID 56348736600

Москва



А.-Л. С. Меерсон
Ивановский государственный университет
Россия

Меерсон Айзек-Лейб Соломонович – аспирант 1 курса кафедры психологии и социальной педагогики

Researcher ID 3730788

Шуя



Е. А. Шмелева
Российский государственный социальный университет; Ивановский государственный университет
Россия

Шмелева Елена Александровна – доктор психологических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта; профессор кафедры психологии и социальной педагогики

Researcher ID H-7821-2016,

Scopus Author ID 56375922700

Москва, Шуя



М. О. Александрович
Поморская Академия в Слупске
Польша

Александрович Мария Олеговна – кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии

Researcher ID O-7041-2014



Список литературы

1. Юревич А. В. Нравственное состояние современного российского общества: эмпирические оценки // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 49–62. DOI: 10.24411/1813-145X-2018-10111

2. Шестопал Е. Б., Селезнева А. В. Социокультурные угрозы и риски в современной России // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 90–99. DOI: 10.31857/S013216250002161-0

3. Маякова А. В. Классификации социокультурных рисков // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2020. № 4 (23). С. 32–38. DOI: 10.46573/2409-1391-2020-4-32-38

4. Пантин В. И. Вызовы глобальной безопасности в XXI в.: Межэтнические и межцивилизационные конфликты // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2015. № 1-2. С. 110–119.

5. Малков С. Ю., Максимов А. А. О рисках информационного общества // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 1-й Международной конференции, 8-9 февраля 2018 г. Москва: ИПМ им. М. В. Келдыша, 2018. С. 129–135. DOI:10.20948/future-2018-19

6. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Толстов С. Н. Обеспечение социально-психологической безопасности субъектов образования // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 46–55.

7. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71–80. DOI: 10.17759/sps.2018090308

8. Тарасов А. Н., Катаев Д. В. Риски цифровизации образовательного пространства школы в условиях современной социокультурной трансформации // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 6. С. 7–12. DOI: 10.20339/AM.06-20.007

9. Postman N. Technopoly: The Surrender of Culture to Technology. New York: Vintage Books, 1993. 222 p.

10. Jenkins H. Convergence Culture: When Old and New Media Collide. New York: New York University Press, 2006. 336 p. DOI: 10.1177/0894439307306088

11. Palmer S. Toxic Childhood: How the Modern World is Damaging Our Children and What we Can Do About It. London: Orion, 2006. 357 p. Available from: https://archive.org/details/toxicchildhoodho0000palm/page/n3/mode/2up (date of access: 24.12.2020).

12. Dixon S. Young People and Digital Media. In book: Working with Vulnerable Children, Young People and Families (2nd edition). Edited By Graham Brotherton, Mark Cronin. Publisher: Routledge, 2020. 24 p. Available from: https://www.researchgate.net/publication/344458642_Young_People_and_Digital_Media#fullTextFileContent (date of access: 24.12.2020).

13. Carr N. Is Google Making Us Stupid? // Yearbook of The National Society for The Study of Education. 2008. № 107. P. 89–94. DOI:10.1111/J.1744-7984.2008.00172.X

14. Carr N. The Shallows: How the Internet is Changing the Way We Think, Read and Remember., London: Atlantic Books, 2010. 276 p. Available from: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Shallows%3A-How-the-Internet-Is-Changing-the-Way-Carr/d12202bbc21f26bbdca67cada7a8f5800b17f0ba (date of access: 24.12.2020).

15. Greenfield S. The Quest for Identity in the 21st Century. London: Sceptre, 2008. 320 p. Available from: https://www.thetimes.co.uk/article/id-the-quest-for-identity-in-the-21st-century-by-susan-greenfield-2m8jkjks9zc (date of access: 24.12.2020).

16. Лисенкова А. А. Вызовы и возможности цифровой эпохи: социокультурный аспект // Российский гуманитарный журнал. 2018. № 3. С. 217–222. DOI: 10.15643/libartrus-2018.3.4

17. Толстикова И. И., Игнатьева О. А., Кондратенко К. С., Плетнев А. В. Цифровое поведение и характеристики личности поколения Z в условиях глобальной цифровизации // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Выпуск 4 (Труды XXIII Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2020 (сборник научных статей). СПб: Университет ИТМО, 2020. С. 103–115. DOI: 10.17586/2587-8557-2020-4-103-115

18. Кравченко С. А. Цифровые риски, метаморфозы и центробежные тенденции в молодежной среде // Социологические исследования. 2019. № 10. С. 48–57. DOI: 10.31857/S013216250006186-7

19. Строков А. А. Гуманитарная безопасность России в условиях цифровизации образования // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 1 (33). С. 156–163. DOI: 10.22405/2304-4772-2020-1-1-156-163

20. Красноруцкий Л. П. Возможные социокультурные трансформации сете- вого поколения России // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 3. С. 155–164. DOI: 10.23683/2227-8656.2017.3.13

21. Ivashevsky S. L., Strokov A. A., Savchenko I. A., Kurmelev A. Yu., Dimitricheva O. I. National identity in the context of digital transformation of education // National Interest, National Identity and National Security (NININS 2020). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. T. 102. P. 398–403. DOI: 10.15405/epsbs.2021.02.02.51

22. Zakharov M. Y., Starovoitova I. E., Shishkova A. V. Cognitive Security in the Digital Age: Types, Levels, Functions // Popkova E. G., Ostrovskaya V. N., Bogoviz A. V. (eds) Socioeconomic Systems: Paradigms for the Future. Studies in Systems, Decision and Control. Springer, Cham. 2021. T. 314. P. 881–888. DOI:10.1007/978-3-030-56433-9_93

23. Зинченко Ю. П., Шайгерова Л. А., Шилко Р. С. Методологические проблемы изучения этнокультурной идентичности детей и подростков в цифровом обществе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. Т. 2. С. 875–884. DOI 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-109

24. Öze N., Soyer F. Sosyal ağlarda kimliğin sosyo-kültürel inşasında sivil toplum kuruluşları: Kuzey Kıbrıs alevi dernekleri // Turk Kulturu ve Haci Bektas Veli – Arastirma Dergisi. 2021. № 97. P.47–66. DOI: 10.34189/hbv.97.003

25. Тоффлер Э. Шок будущего. Москва: АСТ, 2003. 557 с.

26. Павлова И. И. Формирование нравственной устойчивости у подростков // Интеграция образования. 2006. № 2. С. 84–91.

27. Гамова Е. М. Формирование нравственно волевой устойчивости подростков к виктимизации // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 3. С. 186–194.

28. Кордон Т. А. Формирование социальной устойчивости будущих педагогов // Образование и саморазвитие. 2009. № 6 (16). С. 189–192.

29. Al-Salkhi M. J. Spiritual intelligence and its relation with psychological stability of a sample of students from the college of arts and sciences in the University of Petra // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2019. № 18 (3). P. 142–163. DOI: 10.26803/ijlter.18.3.8

30. Darvishzadeh K., Bozorgi Z.D. The relationship between resilience, psychological hardiness, spiritual intelligence, and development of the moral judgement of the female students // Asian Social Science. 2016. № 12 (3). P. 170–176. DOI:10.5539/ass.v12n3p170

31. Li Z.-S., Hasson F. Resilience, stress, and psychological well-being in nursing students: A systematic review // Nurse Education Today. 2020. № 90. 104440. DOI:10.1016/j.nedt.2020.104440

32. Кисляков П. А., Меерсон А.-Л. С., Егорова П. А. Показатели психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2 (31). С. 11. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-11

33. Кисляков П. А., Меерсон А.-Л. С., Силаева О. А., Дмитриева Е. Е. Восприятие молодежью социокультурных угроз цифровой трансформации общества // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 4. С. 8. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-4-8

34. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Изд-во Института психотерапии, 2002. C. 467–470.

35. Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и кросскультурной психологии. Москва: Издат. дом Высшей школы экономики, 2011. 238 с.

36. Haidt J., Bjorklund F. Social intuitionists answer six questions about moral psychology // Moral psychology. Vol. 2: The cognitive science of morality: Intuition and diversity / W. Sinnott-Armstrong (Ed.). Cambridge, MA, US: MIT Press, 2008. P. 181–217. Available from: https://ssrn.com/abstract=855164 (date of access: 24.12.2020).

37. Сычев О. А., Протасова И. Н., Белоусов К. И. Диагностика моральных оснований: апробация русскоязычной версии опросника MFQ // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. № 3. С. 88–115. DOI: 10.21702/rpj.2018.3.5

38. Войнилов Ю. Л., Мальцева Д. В., Шубина Л. В. Уровень медиаграмотности населения РФ: текущее состояние и перспективы изменения (на основе всероссийского мониторинга медиаповедения) [Электрон. ресурс] // XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. Под редакцией: Е. Г. Ясин Кн. 4. Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 154–172. Режим доступа: http://www.zircon.ru/upload/iblock/ea5/maltseva-d-v-shubina-l-v-voynilov-yu-l-urovenmediagramotnosti-naseleniya-rf-tekushchee-sostoyanie.pdf (дата обращения: 24.12.2020).

39. Гилемханова Э. Н. Методика «Индекс социокультурной безопасности школьника» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 2. С. 164–183. DOI: 10.11621/vsp.2019.02.164

40. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч. Т. 1. Москва: Педагогика, 1982. С. 78–98.

41. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Психология глобальных рисков [Электрон. ресурс]. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 402 с. Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/uploads/2019/04/psixologiya-globalnyx-riskov.pdf (дата обращения: 24.12.2020).

42. Богатова Е. Б. Устойчивость личности к информационному воздействию как центральное психологическое образование эпохи глобализации // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1154–1155.

43. Сажин A. B. Нравственная устойчивость личности и методы ее психологического исследования // Психология обучения. 2014. № 1. С. 138–148.

44. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Александрович М. О. Моральные основания и социальные нормы безопасного просоциального поведения молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 10. С. 116–138. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-10-116-138

45. Захарова М. Я., Старовойтова И. Е., Шишкова А. В. Cоциология знания безопасности в цифровом образовательном пространстве // Вестник университета. 2020. № 3. С. 154–159. DOI:10.26425/1816-4277-2020-3-154-159

46. Kayumova L. R., Zakirova V. G., Aleksandrovich M. O. Modern View At Risk-Containing Educational Environment // Županic Benić M., Holz O., Michielsen M (eds.) Requirements and Approaches for Contemporary Teacher Training. Lit Verlag, Zürich, 2019. P. 125–139.


Рецензия

Для цитирования:


Кисляков П.А., Меерсон А.С., Шмелева Е.А., Александрович М.О. Устойчивость личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества. Образование и наука. 2021;23(9):142-168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-142-168

For citation:


Kislyakov P.A., Meyerson I.S., Shmeleva E.A., Aleksandrovich M.O. Personal resilience to socio-cultural threats in the context of digital transformation of society. The Education and science journal. 2021;23(9):142-168. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-142-168

Просмотров: 557


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)