Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Личностные детерминанты вандального поведения школьной и студенческой молодежи мегаполиса с учетом фактора пола

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-10-155-181

Аннотация

Введение. Вандализм является актуальной современной проблемой. Особенно остро эта проблема стоит для современных мегаполисов, среда которых часто подвергается повреждениям и несанкционированным изменения. Однако мегаполис, обладая специфическими средовыми характеристиками, в некотором смысле создает благоприятные условия для вандализма через анонимизацию, снижение социального контроля, принятие пограничных девиантно-подобных форм поведения и т. д. При этом субъектами вандальной активности зарубежными и отечественными исследователями называются подростки и юноши, то есть те молодые люди, которые в большинстве своем являются кроме прочего субъектами образования (школьниками, студентами). Их деструктивная вандальная активность может распространяться как в пространстве образовательной организации, так и иметь более широкий охват – территорию мегаполиса. Чаще всего в группу риска вандального поведения попадают представители мужского пола, однако есть примеры и женского вандализма. При этом вопрос о личностной детерминации вандального поведения школьников и студентов как активных преобразующих среду субъектов остается открытым.
Целью исследования стало выявление личностных характеристик как фасилитирующих и ингибирующих предикторов мотивационной готовности к вандальному поведению учащихся школ и вузов современного российского мегаполиса с учетом фактора пола.
Методология, методы и методики исследования. Исследование проводилось среди обучающихся школ и вузов г. Екатеринбурга (городской территории, обладающей всеми признаками современного российского мегаполиса). В исследовании приняли участие 132 человека в возрасте от 13 до 24 лет (42 респондента мужского пола, 90 респондентов женского пола; 57 школьников, 75 студентов). В качестве диагностического инструментария использовались личностные опросники HEXACO, «Темная триада» и опросник «Мотивы вандального поведения». Математико-статистическая обработка результатов осуществлялась с применением сравнительной статистики (t-критерий Стьюдента) и линейного регрессионного анализа.
Результаты исследования подтверждают наличие значимых различий в мотивационной готовности к вандализму среди мужской и женской подвыборок. Построенные дифференцированные по фактору пола регрессионные модели позволили выделить ряд значимых личностных предикторов вандального поведения. К предикторам-фасилитаторам относятся такие личностные особенности, как психопатия (для женской подвыборки) и нарциссизм. Предикторы-ингибиторы вандализма – честность-скромность, экстраверсия, альтруизм, добросовестность (женская подвыборка), открытость новому опыту, макиавеллизм.
Научная новизна заключается в том, что выявлены специфичные для российской выборки студентов и школьников, проживающих в условиях мегаполиса, личностные факторы вандального поведения с учетом дифференциации по фактору пола.
Практическая значимость обусловлена потенциальными возможностями использования полученных данных для организации профилактической работы по предупреждению вандальной активности обучающихся в рамках учебно-воспитательного процесса в образовательной организации.

Об авторах

О. В. Кружкова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Кружкова Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, заведующий лабораторией перспективных социосредовых исследований

ResearcherID Q-4655-2016

Екатеринбург



И. В. Девятовская
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Девятовская Ирина Владимировна – кандидат психологических наук, аналитик лаборатории перспективных социосредовых исследований, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики

Екатеринбург



М. С. Кривощекова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Кривощекова Марина Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионально-ориентированного языкового образования

Екатеринбург



Список литературы

1. Руденкин Д. В., Воробьева И. В., Кружкова О. В., Кривощекова М. С. Молодежный вандализм в среде мегаполиса: границы нормы и девиации // Образование и наука. 2018. № 20 (2). С. 125–146.

2. Разинов Ю. А. Состояние постмаргинальности [Электрон. ресурс] // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 1 (38). С. 6–21. DOI: 10.24411/2079-1100-2020-00001

3. Власова Е. В. Мегаполис как семантико-символическая культура: автореф. дис. канд. филос. наук. Москва, 2013. С. 10.

4. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 336 с.

5. Кружкова О. В., Воробьева И. В., Жданова Н. Е. Городской стресс: субъективно-средовые факторы вандализма молодежи как стратегии совладания // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V международной научной конференции. Кострома, 2019. С. 86–90.

6. Matheson F. I., Moineddin R., Dunn J. R., Creatore M. I., Gozdyra P., Glazier R. H. Urban neighborhoods, chronic stress, gender and depression // Social Science & Medicine. 2006. № 63 (10). Р. 2604–2616. DOI: 10.1016/j.socscimed.2006.07.001

7. Lederbogen F., Haddad L., Meyer-Lindenberg A. Urban social stress – Risk factor for mental disorders. The case of schizophrenia // Environmental Pollution. 2013. № 183. Р. 2–6. DOI: 10.1016/j.envpol.2013.05.046

8. Бабикова М. Р., Воробьева И. В., Злоказов К. В., Кружкова О. В., Оболенская А. Г., Порозов Р. Ю., Руденкин Д. В., Симонова И. А. Молодежный вандализм как реакция на информационные вызовы городской среды: монография. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2019. 240 с.

9. Симонова И. А. Аффективная сила вандализма: молодежные вандальные практики в контексте концепции аффективного труда // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 1 (149). С. 273–291.

10. Zinganel M. Vandalism as a productive force // Shrinking Cities: International Research. 2005. № 1. С. 294.

11. Злоказов К. В. Индивидуально-типологические корреляты деструктивного поведения // Известия уральского федерального университета. Серия 3: общественные науки. 2015. № 2 (140). С. 153–161.

12. Кружкова О. В., Воробьева И. В., Порозов Р. Ю., Зарбова Б. Функции вандализма в молодежном поведении: от личности к обществу // Образование и наука. 2018. № 20 (10). С. 95–120. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-95-120

13. Hirtenlehner H., Leitgöb H., Stiebellehner K., Birklbauer A., Bacher J. Vandalismus und Sachbeschädigungsdelinquenz von Kindern und Jugendlichen // ZJJ. 2019. № 2. Р. 120–132.

14. Richards P. Middle-class vandalism and age-status conflict // Social Problems.1979. № 26 (4), P. 482–497.

15. Tygart C. Public school vandalism: Toward a synthesis of theories and transition to paradigm analysis // Adolescence. 1988. № 23 (89). P. 187–200.

16. Делейчук Л. Э., Фардзинова З. А. Вандализм как форма асоциального поведения молодёжи [Электрон. ресурс] // Политика, государство и право. 2015. № 6. Режим доступа: http://politika.snauka.ru/2015/06/3167 (дата обращения: 01.07.2021).

17. Волкова Е. Н., Митицина Е. А. Обзор психологических исследований вандализма детей и подростков как основа проектирования программ профилактики в образовательной среде // Вестник Минского университета. 2020. № 8 (3). C. 6.

18. Ватова Л. С. Социально-психологические основания молодежного вандализма и его профилактика. Москва: Народное образование, 2007. 298 с.

19. Гурова О. В. Вандальное поведение подростков как правовая и психологическая проблема // Образование и наука. 2018. № 20 (10). С. 76–94.

20. Schwartz M. J., Dovidio J. F. Reading between the lines: Personality correlates of graffiti writing // Perception & Motor Skills. 1984. Р. 59.

21. Pfattheicher S., Kellera J., Knezevic G. Destroying things for pleasure: On the relation of sadism and vandalism // Personality and Individual Differences. 2019. № 140. P. 52–56. Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0191886918301752?via%3Dihub (date of access: 01.07.2021).

22. Goldstein A. The psychology of vandalism. New York: Plenum Press, 1996. 296 p.

23. Francis D.B. Vandalism – the crime of immaturity. Dutton, 1983. 114 p.

24. Howard J. L. Factors in school vandalism // Journal of Research and Development in Education. 1978. № 11 ( 2).

25. Клейберг Ю. А. Креативная девиантология. Москва: ИИУ МГОУ, 2016. 160 с.

26. Кружкова О. В., Воробьева И. В., Гурова О. В. Графический вандализм в школах: семантика и особенности расположения // Психология когнитивных процессов. 2017. № 6. С. 153–157.

27. Кочламазашвили Л. Г., Фурманов И. А. Мотивация вандального поведения юношей и девушек с различной склонностью к отклоняющемуся поведению // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2017. № 17(3). С. 166–174.

28. Storvoll E. E., Wichstrøm L. Do the risk factors associated with conduct problems in adolescents vary according to gender? // Journal Adolescence. 2002. № 25 (2). Р. 183–202. DOI: 10.1006/jado.2002.0460

29. Van Lier P. A. C., Vitaro F., Barker E. D., Koot H. M., Tremblay R. E. Developmental links between trajectories of physical violence, vandalism, theft, and alcohol-drug use from childhood to adolescence // Journal of Abnormal Child Psychology. 2009. № 37 (4). Р. 481–492. DOI: 10.1007/s10802-008-9289-6

30. Lopez E. E., Perez S. M., Ochoa G. M., Ruiz D. M. Adolescent aggression: Effects of gender and family and school environments // Journal of Adolescence. 2008. № 31. P. 433–450. DOI: 10.1016/j.adolescence.2007.09.007

31. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Психология вандального поведения. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. 304 с.

32. Егорова М. С., Паршикова О. В. Исследование структуры фактора Честность, Скромность из шестифакторного опросника личности HEXACO [Электрон. ресурс] // Психологические исследования. 2017. № 10 (56). С. 12. Режим доступа: http://psystudy.ru(дата обращения: 01.07.2021).

33. Дериш Ф. В. Симптомокомплекс «Темная триада» во взаимосвязи с базовыми свойствами личности // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. № 1. С. 18–27.

34. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Возможности диагностики мотивов вандального поведения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2011. № 42 (259), С. 35–40.

35. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. Санкт-Петербург: Речь, 2012. 389 с.

36. Csemy L., Hrachovinova, T., Cap P., Starostová O. Aggressive behaviour of adolescents: prevalence and analysis of the role of family, peer and school-related factors // Ceskoslovenska Psychology. 2014. № 58 (3). P. 242–253. Available from: http://cspsych.psu.cas.cz/result.php?id=847 (date of access: 01.07.2021).

37. Storvoll E. E., Wichstrøm L., Pape H. Gender differences in the association between conduct problems and other problems among adolescents // Journal of Scandinavian Studies in Criminology and Crime Prevention. 2003. № 3(2). P. 194–209. Available from: https://scholar.google.com.tr/citations?user=oeUobVYAAAAJ&hl=en (date of access: 01.07.2021).

38. Гурова О. В., Воробьева И. В., Кружкова О. В. Молодежный вандализм как форма познания социального пространства и коммуникации в нем // Психология когнитивных процессов. 2017. № 6. С. 127–133.

39. Кружкова О. В., Воробьева И. В. Готовность к вандальному поведению учащихся: гендерный аспект // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 375–382. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-76

40. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Вандализм как средство самопознания в юношеском возрасте // Шестая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. 23–27 июня 2014 г. Калининград, 2014. С. 223–225.

41. Кружкова О. В., Кривощекова М. С. Роль факторов «темной триады» в мотивационной готовности к вандальному поведению студентов // Образовательные ресурсы и технологии. 2019. № 3 (28). С. 33–38.

42. Егорова М. С., Ситникова М. А., Паршикова О. В. Адаптация Короткого опросника Темной триады [Электрон. ресурс] // Психологические исследования. 2015. № 8 (43). С. 1. Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.07.2021).

43. Корнилова Т. В., Корнилов С. А., Чумакова М. А., Талмач М. С. Методика диагностики личностных черт «Темной тирады»: апробация опросника «Темная дюжина» // Психологический журнал. 2015. № 36 (2). С. 99–112.

44. Lilienfeld S. O., Andrews B. P. Development and preliminary validation of a self-report measure of psychopathic personality traits in noncriminal populations // Journal of Personality Assessment. 1996. № 66. Р. 488–524.

45. Jakobwitz S., Egan V. The dark triad and normal personality traits // Personality and Individual Differences. 2006. № 40 (2). Р. 331–339. Available from: https://www.scirp.org/reference/ReferencesPapers.aspx?ReferenceID=408121 (date of access: 01.07.2021).

46. Корниенко Д. С., Дериш Ф. В. Академическая мотивация и свойства Темной триады личности [Электрон. ресурс] // Психологические исследования. 2015. № 8 (43). С. 6. Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.07.2021).

47. Nordmarker A., Hjärthag F., Perrin-Wallqvist R., Archer T. The roles of gender and personality factors in vandalism and scrawl-graffiti among Swedish adolescents // PsyСh Journal. 2016. № 5 (3). P. 180–190. Available from: https://doi.org/10.1002/pchj.133 (date of access: 01.07.2021).

48. Furnham A., Richards S. C., Paulhus D. L. The Dark Triad of Personality: a 10 year review // Social and Personality Psychology Compass. 2013. № 7 (3). P. 199–216.

49. Хазова С. А., Адеева Т. Н, Тихонова И. В. Жизненные траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья через призму качества жизни. Кострома: Костромской печатный дом, 2019. 200 с.

50. Fisher J. D., Baron R. M. An equity-based model of vandalism // Population and Environment. 1982. № 5. P. 182–200.

51. Знаков В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 45–54.

52. Егорова М. С. Макиавеллизм в структуре личностных свойств // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия 10. Дифференциальная психология. 2009. № 1 (2). С. 65–80.

53. Дорохова Т. С., Новосёлов С. А., Галагузова Ю. Н. Социальные проекты как инструмент социально-педагогической деятельности в контексте наследия А. С. Макаренко // Народное образование. 2019. № 4 (1475). С. 75–81.


Рецензия

Для цитирования:


Кружкова О.В., Девятовская И.В., Кривощекова М.С. Личностные детерминанты вандального поведения школьной и студенческой молодежи мегаполиса с учетом фактора пола. Образование и наука. 2021;23(10):155-181. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-10-155-181

For citation:


Kruzhkova O.V., Deviatovskaia I.V., Krivoshchekova M.S. Personal determinants of vandal behaviour among urban school and student youth from a gender perspective. The Education and science journal. 2021;23(10):155-181. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-10-155-181

Просмотров: 583


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)