Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ИХ ОДАРЕННОСТИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-143-154

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – показать важность проведения конкурсов и олимпиад по технологии среди учащихся общеобразовательных учреждений и эффективность данных мероприятий как средства диагностики и развития одаренности детей и подростков. Методика и методы. Использован критериальный подход к определению видов одаренности. Методами исследования проблемы развития одаренности школьников в работе стали обобщение передовой педагогической теории и практики, наблюдение, анкетирование учителей и беседы с ними. Результаты. Описан опыт проведения конкурсов и олимпиад по технологии среди школьников, накопленный в Елабужском институте Казанского федерального университета. Продемонстрировано, что участие учащихся в подобных мероприятиях не только способствует раскрытию их творческого потенциала, но и формирует устойчивый интерес к инженерно-техническим и дизайнерским видам деятельности, что впоследствии влияет на выбор выпускниками школ востребованных на современном рынке труда специальностей и профессий. Сделан вывод об объективной необходимости специальной подготовки учителей и формированию у них профессиональных компетентностей для успешной работы с одаренными школьниками. Научная новизна. Авторами предложен ряд критериев для диагностики видов одаренности детей. В сложной структуре данного феномена особо выделена склонность к труду как важнейший фактор неординарности и таланта. Практическая значимость. Представленный опыт проведения конкурсов и олимпиад среди школьников Республики Татарстан можно использовать в высших профессиональных образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку студентов по педагогическим направлениям, а также в учреждениях дополнительного образования детей и подростков.

Об авторах

О. В. Шатунова

Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей инженерной подготовки Елабужского института – филиала Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга.



А. Б. Сергеева

Россия

старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования Елабужского института – филиала Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга.



Список литературы

1. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности. Москва: Молодая гвардия, 1997. С. 275–294.

2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. Москва: Знание, 1991. 79 с.

3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. Москва; Воронеж: Изд-во психолого-социального института; МОДЭК, 2003. 464 с.

4. Панов В. И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности // Прикладная психология. 1998. № 3. С. 33–48.

5. Рабочая концепция одаренности. Москва: Магистр, 1998. 68 с. 6. Рыженькова С. Г. Одаренность школьника: педагогические и психологические аспекты проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 4. С. 12–17.

6. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. Москва:Академия, 2000. 232 с. Основные современные концепции творчества и одаренности; под ред. Д. Б. Богоявленской. Москва: Молодая гвардия, 1997. С. 243–264.

7. Юдин В. В., Скворцова Ю. В. Педагогические подходы к развитию одаренности // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 3 (51). С. 48–54. 10. Heller K. A. Perspectives on the diagnosis of giftedness // German Journal of Psychology. 1989. № 13. P. 140–159.

8. Merzon E. E., Panfilov A. N., Panfilova V. M., Shterts O. M. The Multifactor Pedagogical Model of the Development of Giftedness in Children and Youth // Middle-East Journal of Scientific Research. 2013. № 16 (12). P. 1694–1699.

9. Merzon E. E., Shterts O. M., Panfilov A. N. Comparative Analysis of Development of Technical Giftedness of a Person Depending on its Engagement into Specialized Educational Environment // Middle-East Journal of Scientific Research. 2013. № 16 (12). P. 1686–1689.

10. Merzon E. E., Shterts O. M., Shatunova O. V., Panfilov A. N. Sex-age dynamics of development of technical giftedness signs // Life Science Journal. 2014. № 11 (6). P. 539–542.

11. Renzulli J. S. Guiding the gifted in the pursuit of real problems: The transformed role of the teacher // The Journal of Creative Behavior. 1983. № 17 (1). P. 49–59.

12. Torrence E. P. Growing up creatively gifted: a 22-year longitudinal study // Creative child and adul quatery. 1980. № 5. P. 148–170.

13. Treffinger D. J., Isaksen S. G. Creative Problem Solving: The history, development and implications for gifted education and talent development // Gifted Child Quarterly. 2005. № 49. P. 342–353.


Для цитирования:


Шатунова О.В., Сергеева А.Б. КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ИХ ОДАРЕННОСТИ. Образование и наука. 2014;(9):143-154. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-143-154

For citation:


Shatunova O.V., Sergeeva A.B. TECHNOLOGY COMPETITIONS AND OLYMPIADS AMONG PUPILS AS A MEANS OF DIAGNOSTICS AND DEVELOPMENT OF THEIR GIFTEDNESS. The Education and science journal. 2014;(9):143-154. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-9-143-154

Просмотров: 539


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)