Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Развитие предпринимательских компетенций студентов бакалавриата России и Чехии: гендерный аспект

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-101-134

Полный текст:

Аннотация

Введение. В последнее время перед преподавателями вузов стоит задача по развитию не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и надпрофессиональных компетенций. Всестороннее развитие студентов университетов оказывает влияние на формирование личности специалиста, обеспечивает его адаптивность и устойчивость к вызовам внешней среды, готовность выпускника демонстрировать высокие показатели эффективности в выбранной сфере деятельности. Среди надпрофессиональных компетенций можно выделить отдельный кластер предпринимательских компетенций, которые обеспечивают развертывание коммерческого мышления и являются драйвером развития экономики государства. Между тем в некоторых публикациях существует ряд фактов, которые иллюстрируют гендерные различия предпринимательства в мире. Данные официальной статистики демонстрируют актуальность развития женского предпринимательства в экономике стран. В то же время подавляющее большинство исследований проводится среди студентов направлений подготовки в области предпринимательства, показатели же развития предпринимательских компетенций студентов непрофильных специальностей (будущих специалистов по управлению персоналом) с учетом гендерного фактора изучено недостаточно.
Цель исследования – ответить на вопрос о наличии гендерного разрыва в развитии предпринимательских компетенций у студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Управление персоналом» в Российской Федерации и Чешской Республике.
Методология и методы исследования. Методологической основой данной работы стал поведенческий подход к изучению компетенций, предполагающий, что успеху в профессиональной деятельности благоприятствует высокий уровень их развития. Основой выбора метода реализации задач и разработки методики оценки компетенций в статье стал литературный анализ релевантных эмпирических исследований. Обзор дает возможность оценить изученность проблематики гендерных различий предпринимательских компетенций студентов вузов на международном уровне. В эмпирической части работы приняли участие N = 582 студента (n1 = 291 человек Чешской Республики (Ческе-Будеёвице), n2 = 291 человек Российской Федерации (Екатеринбург), среди них женщин – 70,1 % n1, 74,2 % n2 и мужчин – 29,9 % n1, 25,8 % n2. Тестирование проводилось с применением авторской методики «Оценка предпринимательских компетенций студентов» по 15 наиболее важным компетенциям в области предпринимательства, которые связаны с проявлением инициативы, управлением ресурсами и людьми, принятием решений и активным действованием. Полученные данные обрабатывались с использованием описательной статистики, однофакторного дисперсионного анализа, t-статистики.
Результаты и научная новизна. Показано, что развитие предпринимательских компетенций участников не имеет прямой корреляции с полом респондентов. На оценку обществом потенциала женского предпринимательства оказывает влияние стереотипизация представлений о нем как о традиционно мужском виде деятельности, в то время как развитие данных компетенций в вузе происходит без выделения существенных гендерных различий. Более того, в ряде случаев женщины имеют большие показатели по анализируемому спектру компетенций в сравнении с мужчинами. Мы предполагаем, что решающее значение в реализации бизнес-инициатив имеют иные факторы, нежели пол: среда, в том числе образовательная среда вуза, личностные особенности и мотивация человека.
Практическая значимость. Ожидается, что результаты работы, представленные в статье, внесут вклад в дискуссию о предпринимательских компетенциях и дадут полезные данные для применения в обучении с ориентацией на развитие внутреннего предпринимательства.

Об авторах

А. В. Пеша
Уральский государственный экономический университет
Россия

Пеша Анастасия Владимировна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом

Екатеринбург



М. Н. Шавровская
Уральский государственный экономический университет
Россия

Шавровская Марина Николаевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом

Екатеринбург



З. Каха
Институт технологий и бизнеса в Ческе-Будеевице
Чехия

Каха Зденек – кандидат наук, декан факультета корпоративной стратегии, заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами

Ческе-Будеевице



Список литературы

1. Inyang B. J, Enuoh R. O. Entrepreneurial competencies: The missing links to successful entrepreneurship in Nigeria // International business research. 2009. № 2 (2). P. 62–71. DOI: 10.5539/ibr.v2n2p62

2. Jacob M., Kühhirt M., Rodrigues M. Labour market returns to graduates’ international experience: exploring cross-country variation in Europe // European Sociological Review. 2019. № 35 (4). P. 491–505. DOI: 10.1093/esr/jcz022

3. Elam A. B., Brush C. G., Greene P. G., Baumer B., Dean M., Heavlow R. Global Entrepreneurship Monitor. 2020/2021 Global Report. Published by the Global Entrepreneurship Research Association, London Business School, Regents Park, London NW1 4SA, UK. 2021. 2014 с. Available from: https://www.gemconsortium.org/report/gem-20202021-global-report (дата обращения: 01.07.2021).

4. Kelsey S. Mastercard Index of Women Entrepreneurs (MIWE). 2020. Available from: https://mastercardcontentexchange.com/media/1ulpy5at/ma_miwe-report-2020.pdf (дата обращения: 16.12.2020).

5. Barba-Sánchez V., Atienza-Sahuquillo C. Entrepreneurial intention among engineering students: The role of entrepreneurship education // European research on management and business economics. 2018. № 24 (1). P. 53–61. DOI: 10.1016/J.IEDEEN.2017.04.001

6. Fayolle A., Gailly B. The impact of entrepreneurship education on entrepreneurial attitudes and intention: Hysteresis and persistence // Journal of small business management. 2015. № 53 (1). P. 75–93. DOI: 10.1111/jsbm.12065

7. Newman A., Obschonka M., Schwarz S., Cohen M., Nielsen I. Entrepreneurial self-efficacy: A systematic review of the literature on its theoretical foundations, measurement, antecedents, and outcomes, and an agenda for future research // Journal of Vocational Behavior. 2018. № 110. P. 403–419. DOI: 10.1016/j.jvb.2018.05.012

8. Пеша А. В., Шавровская М. Н., Бородина О. Н. HR-менеджер как субъект и драйвер развития внутреннего предпринимательства [Электрон. ресурс] // Human Progress. 2021. № 7 (1). Режим доступа: http://progress-human.com/images/2021/Tom7_1/Pesha.pdf (дата обращения: 25.12.2020) DOI: 10.34709/IM.171.12

9. Mansfield R. S., McClelland D. C., Spencer L. M., Santiago J. The Identification and Assessment of Competencies and Other Personal Characteristics of Entrepreneurs in Developing Countries: Final Report Project No. DAN-5314-C-00-3074-00. Washington, DC: United States Agency for International Development; Boston, 1987. 402 p. Available from: https://pdfroom.com/books/the-identification-and-assessment-of-competencies-and-other-personal/JzydD40wd14 (date of access: 15.01.2021).

10. Bird B. Toward a theory of entrepreneurial competency [Электрон. ресурс] // In: J. A. Katz, R. H. Brockhaus (Eds.). Advances in entrepreneurship, firm emergence, and growth. 1995. №. 2. P. 51–72. Greenwich, Connecticut: Jai Press Inc. Available from: https://www.academia.edu/1282975/Toward_a_theory_of_entrepreneurial_competency (дата обращения: 15.07.2021).

11. Wu W. W. A competency-based model for the success of an entrepreneurial start-up // WSEAS transactions on business and economics. 2009. № 6 (6). P. 279–291. Available from: https://www.researchgate.net/publication/229045640_A_competency-based_model_for_the_success_of_an_entrepreneurial_start-up (дата обращения: 15.07.2021).

12. Ploum L., Blok V., Lans T., Omta O. Toward a validated competence framework for sustainable entrepreneurship // Organization & environment. 2018. № 31 (2). P. 113–132. DOI: 10.1177/1086026617697039

13. Kaur H., Bains A. Understanding the concept of entrepreneur competency // Journal of Business Management & Social Science. 2013. № 2 (11). P. 31–33. Available from: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.403.3169&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 15.07.2021).

14. Ahmad N. H. A cross cultural study of entrepreneurial competencies and entrepreneurial success in SMEs in Australia and Malaysia (Doctoral dissertation). The University of Adelaide. 2007, 285 p. Available from: https://digital.library.adelaide.edu.au/dspace/bitstream/2440/48199/10/Ahmad2007_PhD.pdf (дата обращения: 15.07.2021).

15. Bacigalupo M., Kampylis P., Punie Y., Van den Brande G. EntreComp: The entrepreneurship competence framework. Luxembourg: Publication Office of the European Union, 2016. Available from: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/entrecomp-entrepreneurship-competence-framework (дата обращения: 15.07.2021).

16. Ronstadt R. The educated entrepreneurs: A new era of entrepreneurial education is beginning // American journal of small business. 1985. № 10 (1). P. 7–23. DOI: 10.1177%2F104225878501000102

17. Bischoff K., Volkmann C. K., Audretsch D. B. Stakeholder collaboration in entrepreneurship education: an analysis of the entrepreneurial ecosystems of European higher educational institutions // The Journal of Technology Transfer. 2018. № 43 (1). P. 20–46. DOI: 10.1007/s10961-017-9581-0

18. Чепуренко А. Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: поле- мические заметки // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 248–276. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-250-276

19. Wang S. M., Yueh H. P., Wen P. C. How the new type of entrepreneurship education complements the traditional one in developing entrepreneurial competencies and intention // Frontiers in psychology. 2019. № 10. Article number 2048. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.02048

20. Amarakoon U., Weerawardena J., Verreynne M. L., Teicher J. Entrepreneurial behaviour: a new perspective on the role of the HR professional // Personnel Review. № 48 (7). P. 1809–1829. DOI: 10.1108/PR-03-2018-0087

21. Vanevenhoven J., Liguori E. The impact of entrepreneurship education: Introducing the entrepreneurship education project // Journal of small business management. 2013. № 51 (3). P. 315–328. DOI: 10.1111/jsbm.12026

22. Баскакова М. Е. Гендерная асимметрия малого бизнеса (на примере Москвы) // Мир новой экономики. 2019. №. 3. С. 100–111. DOI: 10.26794/2220-6469-2019-13-3-100-111

23. Hernández-Lara A. B., Serradell-López E. Student interactions in online discussion forums: their perception on learning with business simulation games // Behaviour & Information Technology. 2018. № 37 (4). P. 419–429. DOI: 10.1080/0144929X.2018.1441326

24. Puri S. Effective learning through the case method // Innovations in Education and Teaching International. 2020. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/14703297.2020.1811133 (date of access: 02.01.2021). DOI: 10.1080/14703297.2020.1811133

25. Adachi T., Hisada T. Gender differences in entrepreneurship and intrapreneurship: an empirical analysis // Small Business Economics. 2017. № 48 (3). P. 447–486. Available from: https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs11187-016-9793-y (date of access: 24.12.2020) DOI: 10.1007/s11187-016-9793-y

26. Navarro M. J., Jiménez A. M. Moderators elements of entrepreneurship // Gender differences. Suma de Negocios. 2016. № 7 (15). P. 47–53. DOI: 10.1016/j.sumneg.2016.02.002

27. Ferreras-Garcia R., Sales-Zaguirre J., Serradell-López E. Developing entrepreneurial competencies in higher education: a structural model approach // Education+ Training. 2021. № 63 (5). P. 720–743. DOI: 10.1108/ET-09-2020-0257

28. Таланов С. Л. Предпринимательство в жизненных планах студентов вузов: ген- дерные различия // Женщина в российском обществе. 2019. № 1. С. 52–63. DOI: 10.21064/WinRS.2019.1.5

29. McGowan P., Cooper S., Hampton A. Developing quality in networks: The experience of male and female entrepreneurs in new technology-based ventures / R. Oakey, A. Groen, G. Cook, P. Van Der Sijde (Eds.) New Technology-Based Firms in the New Millennium. Vol. 10. Emerald Group Publishing Limited, Bingley, 2013. P. 71–94. DOI: 10.1108/S1876-0228(2013)0000010007

30. Camelo-Ordaz C., Diánez-González J. P., Ruiz-Navarro J. The influence of gender on entrepreneurial intention: The mediating role of perceptual factors// BRQ Business Research Quarterly. 2016. № 19 (4). P. 261–277. DOI: 10.1016/j.brq.2016.03.001

31. Thébaud S. Business as plan B: Institutional foundations of gender inequality in entrepreneurship across 24 industrialized countries. Administrative science quarterly. 2015 № 60 (4). P. 671–711. DOI: 10.1177/0001839215591627

32. Пеша А. В. Влияние нестандартных форм занятости на физическое и психосоциальное здоровье женщин. Обзор исследований // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2018. №. 4. С. 111–125. DOI: 10.25513/1812-3988.2018.4.111-125

33. McClelland D. C. Testing for competence rather than for intelligence // American psychologist. 1973. № 28 (1). P. 1–14. DOI: 10.1037/H0034092

34. Dilli S., Westerhuis G. How institutions and gender differences in education shape entrepreneurial activity: a cross-national perspective // Small Business Economics. 2018. № 51 (2). P. 371–392. Available from: https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs11187-018-0004-x (date of access: 24.12.2021) DOI: 10.1007/s11187-018-0004-x


Рецензия

Для цитирования:


Пеша А.В., Шавровская М.Н., Каха З. Развитие предпринимательских компетенций студентов бакалавриата России и Чехии: гендерный аспект. Образование и наука. 2022;24(1):101-134. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-101-134

For citation:


Pesha A.V., Shavrovskaya M.N., Caha Z. Development of entrepreneurial competencies of Russian and Czech undergraduate students: Gender aspect. The Education and science journal. 2022;24(1):101-134. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-101-134

Просмотров: 367


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)