Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Новые роли и компетенции преподавателей в образовательной среде университетов России, опосредованной внедрением ИКТ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-191-221

Аннотация

Введение. В исследовании рассматриваются изменения в организации и функционировании учебной среды российских вузов, обусловленные распространением ИКТ в образовании. ИКТ влияют на структуру и содержание учебных программ и взаимоотношения участников образовательного процесса, что актуализирует необходимость пересмотра места, ролей, знаний и компетенций преподавателей гуманитарного профиля. Внешние и внутренние факторы побуждают преподавателей менять свои подходы, методы и технологии обучения в соответствии с запросом общества на высокое качество подготовки будущих специалистов в контексте реалий ИКТ и повышать уровень владения ИКТ в соответствии с требованиями дня. Лучшая модель учебной среды на базе ИКТ включает технологизацию, междисциплинарность, практическую направленность, ориентацию на студентов и мультикультурное разнообразие.
Цель. Исследование направлено на выявление, анализ и оценку детерминирующих факторов, сопровождающих, актуализующих процесс трансформации места, ролей и компетенций преподавателей в ИКТ-опосредованной учебной среде вузов России и влияющих на него.
Методология и методы исследования. Работа проводилась в рамках социального, педагогического, интегративного, контекстного, компетентностного и сравнительного подходов, охватывающих все аспекты академической деятельности преподавателей и студентов в ИКТ-опосредованной учебной среде вуза. Для сбора и анализа релевантных данных применялись качественные и количественные методы исследования. Анализ, синтез и сравнение использовались для изучения и обобщения научной информации; наблюдения, анкетирование и опрос проводились в рамках экспериментальной части с последующим статистическим анализом. Целостный подход позволил создать классификацию ИКТ-ролей и ИКТ-навыков преподавателей и разработать авторскую шкалу градации владения ими ИКТ.
Результаты и научная новизна. Авторами был конкретизирован понятийный аппарат; определены условия внедрения ИКТ в образование; дана авторская классификация ролей, навыков и компетенций преподавателей-гуманитариев в сфере ИКТ для их профессиональной деятельности, роста и развития; разработан авторский инструментарий (шкала) диагностики и оценки уровня владения ИКТ преподавателями. Научная новизна заключается в установлении и описании системной целостности, основанной на единстве учебного контента, сформированного на знаниях и технологиях; педагогических условий внедрения ИКТ в программы обучения; уровней владения преподавателями ИКТ, достаточных для реализации образовательных потребностей студентов и ожидаемых результатов их обучения в ИКТ-опосредованной среде.
Практическое значение. Авторская классификация ролей, навыков и компетенций, а также диагностический инструментарий (шкала) для оценки и градации уровней достижений в области владения ИКТ могут быть использованы на курсах повышения квалификации преподавателей в сфере гуманитарных наук для их профессионального роста и развития.

Об авторах

И. Н. Айнутдинова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Айнутдинова Ирина Наильевна – доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры иностранных языков Высшей школы иностранных языков и перевода Института международных отношений

SPIN-код 9547-8800

AuthorID 255927

ResearcherID E-7905-2015

Scopus Author ID 57212462022

Казань



Т. М. Трегубова
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Россия

Трегубова Татьяна Моисеевна – доктор педагогических наук, профессор

SPIN-код 5742-3535

AuthorID 453674

ResearcherID B-8016-2017

Scopus Author ID 57207944869

Казань



Дж. Нг
Колледж Варнборо
Ирландия

Нг Джулиан – доктор философии, профессор факультета бизнеса и менеджмента

Дублин



В. А. Копнов
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Копнов Виталий Анатольевич – доктор технических наук, профессор; руководитель международных проектов

SPIN-код 1865-6512

AuthorID 119525

ResearcherID M-5183-2014

Scopus Author ID 56286412300

Екатеринбург



Список литературы

1. Castells M. The rise of the network society. The information age: Economy, society and culture. Vol. 1. 2nd ed. Malden, MA: Wiley-Blackwell; 2010. 656 p.

2. Bell D. The coming of post-industrial society: A Venture in social forecasting. 1st ed. New York: Basic Books; 1973. 507 p.

3. Bell D. The social framework of the information society. In: Dertoozos M. L., Moses J. (eds.). The Computer Age: A 20 Year View. Cambridge, MA: MIT Press; 1979. p. 500–549.

4. Crawford S. The origin and development of a concept: The Information Society. Bulletin of the Medical Library Association. 1983; 71 (4): 380–385.

5. Duff A. S. Daniel Bell’s theory of the information society. Journal of Information Science. 1998; 24 (6): 373–393.

6. Duff A. S. Information Society studies. Routledge: Routledge Research in Information Technology and Society Series; 2000. 214 p.

7. Moore N. Information policy and strategic development: A framework for the analysis of policy objectives. Aslib Proceedings. 1993; 45 (11/12): 281–285.

8. Gabrielova K., Buchko A. A. Here comes Generation Z: Millennials as managers. Business Horizons. 2021; 64 (4): 489–499.

9. Villa D., Dorsey J. The state of Gen Z 2017: Meet the throwback generation: White paper research. Austin, Texas, USA: The Center for Generational Kinetics; 2017. 30 p.

10. Ainoutdinova I. N., Ainoutdinova K. A. Forming network interaction culture of law students in the conditions of digitalization of their future profession. MJeZh Obrazovatel’nye tehnologii i obshhestvo = International Electronic Journal “Educational Technologies and Society”. 2020; 1 (1): 195–203. (In Russ.)

11. Kulikov R. S., Alekhin I. A., Ainoutdinova I. N., Tregubova T. M., Garaev M. I. ICT literacy and ICT competency as key indicators of teacher professional development and growth. Mir obrazovaniya – obrazovanie v mire = World of Education – Education in the World. 2019; 2 (74): 73–84. (In Russ.)

12. Brown M. B., Lippincott J. K. Learning spaces: More than meets the eye. EDUCAUSE Quarterly. 2003; 26 (1): 14–16.

13. King E., Joy M., Sinclair J., Sitthiworachart J. Exploring the impact of a flexible, technology-enhanced teaching space on pedagogy. Innovations in Education and Teaching International. 2015; 52 (5): 522–535.

14. Ainoutdinova I. N. Prospects for popularization and implementation of distance learning of foreign languages at Russian universities. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2017; 2 (121): 26–30. (In Russ.)

15. Ainoutdinova K. A., Ainoutdinova I. N. Web-based tools for efficient foreign language training at university. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017; 7 (7): 130–145.

16. Khuziakhmetov A. N., Ainoutdinova I. N., Tregubova T. M. Advantages and disadvantages of distance education for university students in Russia. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017; 7 (9/2): 431–444.

17. Facer K., Owen M. The potential role of ICT in modern foreign languages learning 5–19. Futurelab at NFER: National Foundation for Educational Research in England & Wales; 2012. 6 p.

18. Ghasemi B., Hashemi M. ICT: New wave in English language learning and teaching. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2011; 15: 3098–3102.

19. Groff J. Technology-rich innovative learning environments. In: Jennifer Groff (ed.). OECD Working Paper. Paris, France: OECD; MIT Media Lab; 2014. 30 p.

20. Klimova B. F., Poulova P. ICT as a motivational tool in the learning of foreign languages. In: Proceedings of the 2014 International Conference on Educational Technologies and Education (ETE 2014); 2014 Feb 22–24; Interlaken, Switzerland. Interlaken, Switzerland; 2014. p. 53–56.

21. McInerney C. R., Day R. E. Rethinking knowledge management. From knowledge objects to knowledge processes. In: McInerney C. R., Day R. E. (eds.). Information Science and Knowledge Management Book Series. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag; 2007. 359 p.

22. Rokenes F. M., Krumsvik R. J. Development of student teachers’ digital competence in teacher education – A literature review. Universitetsforlaget: Nordic Journal of Digital Literacy. 2014; Special Issue, 9 (Nr. 4-2014): 250–280.

23. Scarino A., Liddicoat A. J. Teaching and learning languages: A guide. Australian Government: Department of Education, Employment and Workplace Relations. Curriculum Corporation; 2009. 116 p.

24. Tregubova Т. М. Conceptual ideas and priorities of comparative study of professional education: major trends, problems of inplementation. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2016; 5 (118): 44–48. (In Russ.)

25. Warschauer M., Healey D. Computers and language learning: An overview. Language Teaching. 1998; 31 (1): 57–71.

26. Warschauer M., Kern R. Network-based language teaching: Concepts and practices. In: Warschauer M., Kern R. (eds.). Cambridge Applied Linguistics Series. Cambridge: Cambridge University Press; 2000. 256 p.

27. Arno Macia E. The role of technology in teaching languages for specific purposes courses. The Modern Language Journal. 2012; 96 (s1): 89–104.

28. Garmise S., Rodriguez A. Delivering 21st century skills. In: Garmise S., Rodriguez A. (eds.). The Coalition of Urban Serving Universities USU/APLU; 2019. 28 p.

29. Helmold M. New work, transformational and virtual leadership: Lessons from COVID-19 and other crises. Springer: Management for professionals; 2021. 221 p.

30. Miller V. The perception of career readiness skill development in college seniors. JMU Scholarly Commons: Masters Thesis, 603; 2019. 132 p.

31. Larsson K. Understanding and teaching critical thinking – A new approach. International Journal of Educational Research. 2017; 84: 32–42.

32. Blau I., Peled Y. Teachers’ openness to change and attitudes towards ICT: Comparison of laptop per teacher and laptop per student programs. Interdisciplinary Journal of E-Learning and Learning Objects (special series of Chais Conference 2012 best papers). 2012; 8: 73–82.

33. Kale U., Goh D. Teaching style, ICT experience and teachers’ attitudes toward teaching with Web 2.0. Education and Information Technologies. 2014; 19 (1): 41–60.

34. Player-Koro C. Factors influencing teachers’ use of ICT in education. Education Inquiry. 2012; 3 (1): 93–108.

35. Alarcón R., del Pilar Jiménez E., de Vicente-Yagüe M. I. Development and validation of the DIGIGLO, a tool for assessing the digital competence of educators. British Journal of Educational Technology. 2020; 51 (6): 2407–2421.

36. Bati T. B., Workneh A. W. Evaluating integrated use of information technologies in secondary schools of Ethiopia using design-reality gap analysis: A school-level study. The Electronic Journal of Information Systems in Developing Countries [Internet]. 2020 [cited 2021 Apr 27]; 1–23. Available from: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1002/isd2.12148

37. Mustafina A. Teachers’ attitudes toward technology integration in a Kazakhstani secondary school. International Journal of Research in Education and Science. 2016; 2 (2): 322–332.

38. Eickelmann B., Vennemann M. Teachers’ attitudes and beliefs regarding ICT in teaching and learning in European countries. European Educational Research Journal. 2017; 16 (6): 733–761.

39. Sánchez A. B., Mena Marcos J., González M. A., Guanlin H. In service teachers’ attitudes towards the use of ICT in the classroom. In: Proceedings of the 4th World Conference on Educational Sciences (WCES); 2012 Feb 2–5; Barcelona, Spain. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2012; 46: 1358–1364.

40. Chen M. Gender and computers: The beneficial effects of experience on attitudes. Journal of Educational Computing Research. 1986; 2 (3): 265–282.

41. Drudy S. Gender balance / gender bias: The teaching profession and the impact of feminisation. Gender and Education. 2008; 20 (4): 309–323.

42. Kubiatko M. The comparison of different age groups on the attitudes toward and the use of ICT. Educational Sciences: Theory and Practice. 2013; 13 (2): 1263–1272.

43. Mahdi H. S., Al-Dera A. S. The impact of teachers’ age, gender and experience on the use of information and communication technology in EFL teaching. English Language Teaching. 2013; 6 (6): 57–67.

44. Elsaadani M. A. Exploring the relationship between teaching staff’ age and their attitude towards information and communications technology (ICT). International Journal of Instruction. 2013; 6 (1): 215–226.

45. Stevenson D. Information and communications technology in UK schools: An independent inquiry. London, UK: The Independent ICT in Schools Commission; 1997. 44 p.

46. Brooke M. A critical analysis of selected policy making decisions in the US and the UK with regard to the implementation of Information and Communication Technology (ICT) in National State Primary and Secondary School Education Systems. Open Journal of Modern Linguistics. 2013; 3 (1): 94–99.

47. Colwill I., Gallagher C. Developing a curriculum for the twenty-first century: The experiences of England and Northern Ireland. Prospects. 2007; 37: 411–425.

48. Oliver R. The role of ICT in higher education for the 21st century: ICT as A change agent for education [Internet]. 2002 [cited 2021 Apr 15]. Available from: http://bhsict.pbworks.com/f/role+of+ict.pdf

49. Maloy R. Commentary: building web research strategies for teachers and students. Contemporary Issues in Technology and Teacher Education. 2016; 16 (2): 172–183.

50. Stepanenko R. F., Ainoutdinova I. N., Krotkova N. V. Distance and online learning solutions in the context of modern legal educational policy. CUESTIONES POLI’TICAS. 2020; 38 (67 Especial): 239–250.

51. Baumann U., Shelley M., Murphy L., White C. New challenges, the role of the tutor in the teaching of languages at a distance. Distances et savoirs. 2008; 6 (3): 365–392.

52. Wake J. D., Dysthe O., Mjelstad S. New and changing teacher roles in higher education in a digital age. Educational Technology & Society. 2007; 10 (1): 40–51.


Рецензия

Для цитирования:


Айнутдинова И.Н., Трегубова Т.М., Нг Д., Копнов В.А. Новые роли и компетенции преподавателей в образовательной среде университетов России, опосредованной внедрением ИКТ. Образование и наука. 2022;24(1):191-221. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-191-221

For citation:


Ainoutdinova I.N., Tregubova T.M., Ng J., Kopnov V.A. New roles and competencies of teachers in the ICT-mediated learning environment of Russian universities. The Education and science journal. 2022;24(1):191-221. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-191-221

Просмотров: 1010


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)