ОБЩАЯ ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ПОСТАНОВОЧНЫЙ ЭТАП
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-4-18
Аннотация
Цель статьи – представить основные составляющие логической канвы педагогического исследования: выбор и обоснование актуальности темы, определение проблемы, предмета, ведущих ориентиров, понятийной системы, целей и задач предстоящей работы, ее творческого ядра,
включающего идею (мысль о преобразовании, замысел и гипотезу).
Методы: используется панорамный подход, направленный на выявление последовательности работы, ее предполагаемое содержание и характер результатов.
Результаты. Намечены и раскрыты этапы и элементы составления ≪дорожной карты≫ (маршрута) планируемых изысканий. Показаны наиболее рас- пространенные ошибки в этом процессе и способы их предупреждения. Приводятся варианты конструирования моделей исходного (не отвечающего современным требованиям) и желаемого (потребного) состояния объекта (чаще всего процесса), а также способы перехода от первой модели ко второй.
Научная новизна. В качестве ориентира разработки концепции педагогического исследования, обоснования его теоретической новизны и практической значимости утверждается идея опережающего образования на основе конструктивного предвосхищения запросов общества и предвидения сценариев развития самого образования, а также использования позитивных традиций и возможностей инновационных информационно-коммуникативных технологий.
Практическая значимость. Тщательная, продуманная реализация постановочного этапа исследования во многом обеспечивает его успешность и эффективность.
Об авторе
В. И. ЗагвязинскийРоссия
академик РАО, заведующий кафедрой теории и методологии социально-педагогических исследований
Список литературы
1. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. 3-е изд. Москва: Академия, 2010.
2. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С. 3–17.
3. Загвязинский В. И. Современная образовательная ситуация и задачи модернизации российского образования // Народное образование. 2012. № 5.
4. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Захаров А. Б. Российская школа: альтернатива модернизации ≪сверху≫ // Вопросы образования. 2011. № 3.
5. Путин В. В. Россия сосредотачивается. Ориентиры. Москва, 2012.
Рецензия
Для цитирования:
Загвязинский В.И. ОБЩАЯ ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ПОСТАНОВОЧНЫЙ ЭТАП. Образование и наука. 2014;(8):4-18. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-4-18
For citation:
Zagvyazinsky V.I. GENERAL VIEW ON PEDAGOGICAL RESEARCH: THE PRELIMINARY STAGE. The Education and science journal. 2014;(8):4-18. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-4-18